Вся история польских разработчиков за последние 13 лет – готовый гайд для многочисленных игровых компаний с примерами того, что нужно делать и каких поступков следует избегать, чтобы и геймерскую любовь заработать, и постоянно наблюдать за ростом капитализации собственной компании на фондовой бирже. Поговорим об этом подробнее и на примере CD Project RED разберем 10 шагов, позволяющих заработать положительную репутацию. В следующем материале рассмотрим другие 10 шагов, которые привели к краху репутации компании в геймерском сообществе.

Шаг 1. Выпускайте хорошие игры

Первый и самый важный шаг, без которого все остальные пункты имеют минимальную ценность – выпускать как минимум хорошие игры, пользующиеся стабильным спросом в геймерской среде. В таком случае все положительные действия игровой компании будут восприниматься аудиторией с еще большим радушием, а неудачные решение, до определенного момента, с толикой снисходительности и пониманием.  Релиз хороших игр – лучший способ сформировать кредит доверия среди геймеров.

The Witcher 3 игра года

Даже Cyberpunk 2077, при всех его недостатках, которые мы описывали в отдельной статье, остается хорошей игрой. Негативный фон не помешал "Киберпанку" уже получить от пяти игровых изданий звание «Лучшей игры 2020 года».

Шаг 2. Сопровождайте физические издания игр большим количеством сторонних материалов

Чего точно не отнять у CD Project RED, так это умения и желания обильно комплектовать физические издания своих игр сторонними материалами, будь то различные бумажные буклеты или дополнительные диски с комментариями разработчиков и саундтреком к игре. Причем речь касается не только специальных или коллекционных изданий, цель которых дать игрокам как можно больше тематических осязаемых предметов, идущих в комплекте с игрой, но даже стандартных дисковых изданий. Например, можно вспомнить стандартное издание «Ведьмак 3: Дикая Охота», в котором помимо диска с игрой находилась бумажная карта Северных Земель, наклейки, отдельный диск с саундтреком и справочник по вселённой The Witcher.

The Witcher 3 стандартное издание

Политика богатого наполнения дисковых изданий логично продолжилось вместе с релизом Cyberpunk 2077, когда покупая игру за обычную цену игрок мог вместе с диском найти карту Найт-Сити, наклейки, открытки, пользовательское руководство и эксклюзивно для ПК-версии – диск с записанным на нем саундтреком. Подобный подход ожидаемо поднимает репутацию компании в глазах игроков и становится дополнительным стимулом не прибегать к пиратству, впоследствии купив игру.

Cyberpunk 2077  стандартное издание

Шаг 3. Устанавливайте низкие цены

Еще один удачный с точки зрения репутации шаг руководства CD Project RED – устанавливать на свои игры низкие по индустриальным стандартам цены. Разумеется, консольные и ПК-версии игр от польских разработчиков в развитых странах продаются по обычной стоимости, но когда речь заходит о региональных ценниках, то здесь компания действует намного более гибко. Тот же Cyberpunk 2077 в российском сегменте Steam стоит достаточно демократичные 1 999 рублей.

игра Cybepunk на ПК, PS4 и Xbox One

Аналогичная политика прослеживается и с консольными версиями игр для российского рынка. Когда некоторые издатели, включая Electronic Arts и Sony еще в 2019 году успели повысить ценник своих крупных игр в России до 4 499 рублей стоимость Cyberpunk 2077 оставалась на уровне «классических» 3 999 рублей. Что касается мирового тренда на повышение стоимости игр, пришедшего в индустрию вместе с запуском консолей нового поколения, то и здесь поляки проявили пропотребительскую политику, решив не менять стоимость игры «в последний момент».

Шаг 4. Организовывайте показы игры и мероприятий для геймеров

Организация закрытых показов игры и тематических мероприятий для прессы и блогеров – распространенная практика среди игровых компаний, позволяющая добиться расположения лидеров мнений в геймерской среде и игровых изданий, формирующих оценку на Metacritic. CD Project RED это хорошо понимают и практикуют организацию подобных мероприятий, среди которых можно в особенности выделить презентацию дополнения «Кровь и Вино» для третьей части Ведьмака, проходившую на закрытой локации возле подножья Альп в одном и итальянских городков.

The Witcher 3 игра года

Но польские разработчики не останавливаются на стандартной практике, организовывая показа игры на многочисленных игровых выставках, включая как E3 и Gamescom, так и локальные, будь то «Игромир» в Москве или даже локальные презентации на территории Украины в клубе «Киберпсорт Арена». Разумеется, помимо возможности увидеть игру и продемонстрировать искусство косплея поклонники компании и потенциальные будущие покупатели игры могут получить тематические презенты из рук разработчиков. Что еще важно, так это поддержка разработчиками тематических игровых мероприятий, среди которых можно вспомнить проходивший в прошлом году «Фестиваль Ведьмака» во Владивостоке.

Шаг 5. Не скупитесь на обещания

Обещания – один из самых действенных и одновременно дешевых способов продвижения игры. Разумеется, этот способ действует только при условии, что у геймеров успел сформироваться кредит доверия к компании и они готовы жадно вслушиваться в слова разработчиков, обещающих если не золотые горы, то как минимум лучшую игру в своей истории. Можно для примера вспомнить лишь немногие из обещаний разработчиков в преддверии выхода Cyberpunk 2077: невероятную нелинейность, обещание выпускать экстраординарные игры, сравнимые по качеству с Red Dead Redemption 2 и предрелизное заявление одного из основателей CD Project Адама Кичинского, что Cyberpunk 2077 работает на консолях прошлого поколения «на удивление хорошо».

Cyberpunk 2077 скриншоты

Практически на каждой встрече с инвесторами и интервью игровым изданиям представители CD Project RED подтверждали, что не просто хотят создать свою лучшую игру, но стремятся продвинуть вперед весь жанр RPG. Подобные речи, а также представление широкой публике игровых возможностей, которые в последствие не войдут в финальную версию проекта – всегда рисковый в перспективе шаг, но пока игра не попала на прилавки магазинов красочные обещания повышают ценность компании не только в глазах инвесторов, но и обычных игроков.

Шаг 6. Откажитесь от DRM-политики

Одно из самых удачных решений CD Project RED, дополнительно поспособствовавшему росту популярности компаний в геймерской среди – отказ от DRM-систем, препятствующих копированию игры. Все в индустрии, включая разработчиков и издателей прекрасно понимали, что DRM-защита – всего лишь временное решение против пиратства, которое зачастую помогало только в течение первых суток, ведь команды хакеров никогда не дремлют и даже систему защиты крупных релизов «ломали» в кратчайшие сроки. Здесь наибольшие вопросы возникали у покупателей лицензионной продукции, которые заплатили собственные деньги за проект, но из-за неудобства предустановленных на играх антипиратских программ вынуждены играть с меньшим комфортом, чем обладатели бесплатных пиратских копий.

The Witcher 3 игра года

Не самая приятная ситуация, против которой открыто выступили CD Project RED, сделав в 2011 году практически беспрецедентный шаг – в патче 1.01 для «Ведьмак 2: Убийцы Королей» полностью избавили игру от DRM-защиты. Уже в следующем году, на выставке GDC 2012, один из основателей компании Марчин Ивиньский заявил, что все будущие проекты компании будут распространятся без защиты от копирования. Учитывая возросшую репутацию компании и поразительно успешные продажи The Witcher 3: Wild Hunt и Cyberpunk 2077, можно успешно заявить – выбранная руководством CD Project RED стратегия оказалась верной.

Шаг 7. Выпускайте бесплатные DLC и крупные дополнения

После решения продавать броню для лошади за 2 с половиной доллара в The Elder Scrolls: IV Тодд Говард вместе с Bethesda Softwarks ввели моду на продажу крошечных DLC для одиночных игр. Впоследствии практика показала финансовую целесообразность, но в геймерских кругах зачастую воспринималась негативно и расценивалось как желание разработчиков вырезать из игры контент, чтобы потом его продать пользователю за небольшие деньги. На подобных настроениях хорошо сыграли CD Project RED, решившие выпустить для третьего «Ведьмака» 16 бесплатных DLC, анонсировав предложение как «способ сказать спасибо геймерам за то, что они купили игру».

The Witcher 3 дополнения

Прекрасная стратегия, которая на фоне конкурентных компаний в очередной раз возвысила CD Project RED в глазах геймерской общественности. В дальнейшем CD Project RED выпустила 2 крупных платных DLC, качеством которые не уступали основной сюжетной кампании. Восторженная реакция в геймерской среде на дополнения Hearts of Stone и Blood And Wine вновь дала понять, что разработчики поступили правильно. Высокое качество платных DLC от CD Project RED часто ставились в упрек компаниям, которые за аналогичные деньги продают для своих игр дополнения с меньшим количеством контента.

Шаг 8. Работайте с игровым сообществом

Очередной удачный шаг CD Project RED, с которого стоит брать пример другим индустриальным компаниям – активная работа с игровым сообществом. Мы уже упоминали о презентациях и тематических фестивалях для геймеров по мотивам игры, но это только часть проделанной работы. Серии ответов от разработчиков на вопросы геймеров, проходящие на Reddit, серия роликов Cyberpunk 2077 Night City Wire, где опять же были ответы на актуальные вопросы аудитории, организация всемирного косплей-конкурса по мотивам Cyberpunk 2077 – многочисленные действия разработчиков наглядно свидетельствуют, что разработчики не закрываются от игрового сообщества за «высоким забором» и готовы дискутировать с потенциальными покупателями.

Cyberpunk 2077 косплей

Шаг 9. Выпускайте бесплатные патчи на игры для Next-gen консолей

После выхода консолей нового поколения мы стали свидетелем негласного соревнования между игровыми компаниями за кошельки геймеров и репутацию в игровом сообществе. Некоторые кампании, как например Ubisoft и Microsoft, решили выпустить бесплатные обновления для собственных игр на консоли нового поколения, другие же, вроде Sony с ремастером Marvels Spider Man и 505 Games с обычным изданием Control, подобную практику не приветствуют. Разумеется, геймерское сообщество поддерживает издателей, решивших выпустить бесплатное обновление графики для консолей нового поколения, поэтому действия CD Project RED были очевидны.

Cyberpunk 2077 купить

Представители польской компании гарантируют, что все обладатели PS4 и Xbox One версий Cyberpunk 2077, при наличии консолей нового поколения, смогут безвозмездно обновить копии игры после выхода обновления для Next-Gen приставок. То же правило касается и The Witcher 3: Wild Hunt, которому в следующем году исполнится 6 лет. Польза для CD Project RED здесь очевидна – очередной плюс в копилку собственной репутации и актуализация игр на новых платформах, благодаря чему удастся вновь вернуть релизы в инфополе.

Шаг 10. Умейте признавать собственные ошибки

Даже не обладая инсайдерской информацией не сложно убедиться в том, что последние несколько недель как для глав студии, так и самих разработчиков превратились в настоящий кошмар наяву – геймеры массово рапортуют о проблемах консольных версий Cyberpunk 2077, инвесторы подали в суд на CD Project, а Sony изъяла игру из продажи в PS Store. В сложившейся ситуации первый шаг на пути к возвращению репутации – признать собственные ошибки. Конечно, на экстренном совещании с инвесторами Адам Кичиньский говорил достаточно странные вещи, включая уверенность в том, что релиз Cyberpunk 2077 не стоило переносить даже несмотря на все проблемы, но в целом разработчики выбрали правильный курс действий.

Cyberpunk 2077 на ПК

Для начала они извинились в отдельном сообщении перед консольными игроками, признали, что основные силы были брошены на отладки ПК-версии и заверили, что так или иначе технические проблемы игры на приставках прошлого поколения будут решены дальнейшими патчами. Кроме того, разработчики запустили масштабную компанию по возвращению средств недовольным покупателям в независимости от того, сколько часов они уже успели потратить на прохождение Cyberpunk 2077.

Читайте также статью о том, как Cyberpunk 2077 изменит игровую индустрию.