|
Большее внимание технической отладке игр и политика гласностиПо данным финансовых аналитиков польского портала DM BOS общий бюджет на разработку и маркетинг Cyberpunk 2077 составил впечатляющие 315 миллионов долларов, что делает игру не только во всех смыслах одним из самых громких развлекательных продуктов нового тысячелетия, но и одним из самых дорогих. Учитывая затраты на игру, а также риск поляков в реалиях современной индустрии инвестировать гигантские средства в исключительно одиночный проект (мудьтиплеер ожидается в лучшем случае в 2022 году), можно быть уверены, что ко всем связанным с Cyberpunk 2077 событиям сейчас приковано пристальное внимание не только геймеров, но и всех игровых издателей: от Paradox Interactive и Devolver Digital до Electronic Arts и Activision Blizzard. Любые успехи или неудачи «Киберпанка» рассматриваются игровыми компаниями под микроскопом, поэтому очевидно, что проблема с катастрофическим состоянием консольных версий игры на Xbox One и PS4 и вызванный ими скандал не останется незамеченным. В первую очередь потому, что CD Project RED от окутавшего ее игру шлейфа негатива однозначно понесут финансовые убытки. На самом деле польская компания уже начинает нести убытки: акции CD Project за несколько дней просели более чем на 30 процентов, а представители разработчиков экстренно созвали инвесторов на совещание, где постарались оправдаться за проблемный релиз игры. Оправдания оказались, мягко говоря, неубедительными. Конечно, можно вспомнить, что только на одних предзаказах игра отбила бюджет и продалась тиражом в 8 миллионов копий, из которых 41 процент пришелся на консоли. Однако массовое недовольство версиями для PS4 и XBO, разгромные рецензии на них от ведущих игровых изданий, вроде IGN, призвавших ни в коем случае не покупать игру на паст-ген консоли, а также заявление CD Project RED о помощи в оформлении возвратов копий игры явно не поспособствуют положительной динамике продаж в ближайшее месяцы. Практически для каждого проекта первые несколько месяцев после запуска - самые важные с финансовой точки зрения, своеобразный "момент славы" для игры, когда вложены колоссальные деньги в рекламу, продукт находится в центре инфополя и продается за полноценные 60$. Разумеется, Cyberpunk 2077 далеко не первая крупная игра с серьезными техническими проблемами. Можно вспомнить хотя бы Fallout 76, The Elder Scrolls V на PS3 или ПК версию Batman Arkham Knight, которую на несколько месяцев вовсе сняли из продаж в Стиме. Но ситуация с «Киберпанком» дополнительно усугубляется тем, что разработчики умышленно ввели игровую общественность в заблуждение, из-за чего закономерно получили ушат помоев в свою сторону. На протяжении нескольких лет CD Project RED заявляли о важности консольных версий игры, рассказывали об их качестве, который не будут уступать Red Dead Redemption 2 и в финале разработки добавили, что версии для PS4 и XBO выглядят «на удивление хорошо». При этом разработчики, пытаясь получить высокий балл на Metacritic, выдавали на обзоры только версии для ПК, до последнего момента не показывая игру на консолях и то провальное техническое состояние, в каком консольные версии "Киберпанка" попали в руки первых покупателей. Подобного наплевательского и полного цинизма подхода не ждешь даже от самых меркантильных и жадных игровых издателей, и уж тем более от CD Project RED, заработавших себе звание «народной компании». Репутационные потери – еще одно следствие провального запуска Cyberpunk2077, которое обречено в будущем ударить по финансовым показателям следующих игр польских разработчиков. В недавнем разговоре CD Project с инвесторами выяснилась еще одна любопытная деталь. На самом деле Microsoft и Sony знали о технических проблемах игры на их консолях и решились сертифицировать игру в продажу только при условии, что поляки успеют справиться с багами и оптимизацией Cyberpunk 2077 на XBO и PS4. Разработчики в итоге не выполнили договоренности, что может привести к сценарию, когда платформодержатели начнут серьезнее относится к техническому качеству игр перед сертификацией. Sony и Microsoft получают 30% прибыли с каждой проданной копии игры на их консолях и заинтересованы в том, чтобы пользователь не желал вернуть игру по причине ее неисправности и несоответствии заявленным стандартам качества. Подытожим. Всеми своими действиями CD Project RED создали уникальный прецедент, когда все игровое сообщество, от простых геймеров до профильных изданий, ополчились против главной и самой дорогой игры года. Конечно, недавно была история с игроками, недовольными сюжетом The Last of Us Part 2, но масштаб бедствия все же был поменьше: большинство изданий были на стороне Naughty Dog, а разработчикам не пришлось поспешно извиняться перед Sony и игроками, предлагая им помощь в возврате игры. В случае с Cyberpunk 2077 мы стали свидетелем того, когда намеренная ложь, попытка второпях успеть разработать игру к праздничному сезону и технические недостатки рискуют значительно ударить по финансовым показателям в целом отличной игры. Какие могут быть последствия? Во-первых, игровые издатели, чтобы не попасть внутрь жернова геймерского гнева, могут постараться уделить большее внимание технической отладке игр. Во-вторых, если не удается в исправном состоянии подготовить игру к релизу, издатели могут начать стелить себе солому перед падением и придерживаться политики гласности, более-менее честно рассказывая о состоянии проекта, чтобы не повторить историю CD Project. В-третьих, велика вероятность, что платформодержатели начнут серьезнее относиться к процессу сертификации игр к релизу на своих консолях. Опять же, повторюсь, отнюдь не по причине заботы о пользователях, а руководствуясь прагматичным расчетом поплотнее забить свой кошелек геймерскими долларами. Больше одиночных игрПри написании предыдущих абзацев я много времени уделил финансовым потерям, которые понесут CD Project RED, но стоит ли хоронить компанию после поднявшегося скандала и падению ее капитализации на фондовой бирже? Конечно, нет. Стартовые продажи говорят сами за себя: самый успешный старт за всю историю Steam с миллионом одновременных игроков в первый день релиза, второй по успешности запуск игры в 2020 году по данным английских ретейлеров, лучший старт продаж за все 20 лет существования сети «М.Видео-Эльдорадо». Феноменальные продажи игры, когда на одних предзаказах RPG продалась почти таким же тиражом, сколько The Witcher 3: Wild Hunt за год (8 миллионов у «Киберпанка» против 10 миллионов у «Ведьмака») – доказательство не только таланта маргентиговой команды CD Project RED, но также высокого общественного запроса на крупнобюджетные одиночные игры. Даже несмотря на все скандалы я не вижу повода сомневаться в том, что в целом "Киберпанк" продастся внушительным тиражом, пускай и не настолько большим, как того могли ожидать инвесторы. При этом не стоит забывать, что сегодня в индустрии до сих пор наибольшую прибыль генерируют мультиплеерные продукты. Подобный уклад естественен и вряд ли изменится в ближайшие годы. Но в современных условиях рассчитанные на долгосрочную прибыль мультиплеерные продукты все равно не могут гарантировать издателю успех, несмотря на потакание современным трендам. Достаточно вспомнить только Anthem и Tom Clancy’s Ghost Recon Breakpoint. Самый легкий и на первый взгляд проверенный путь – не равен самому прибыльному и даже не способен защитить от финансовых потерь, что в свете впечатляющих продаж Cyberpunk 2077 может подстегнуть игровые компании вкладывать больше средств в разработку одиночных игр. Важно иметь ввиду, что рекордные продажи Cyberpunk 2077 как для синглплеерных, так и мультиплеерных игр – не единичный прецедент. Несмотря на заявление ряда издателей, высказавшись несколько лет тому назад о смерти одиночных игр, в 2020 году мы видим тенденцию, когда сразу несколько рассчитанных на синглплеерное прохождение проектов показывают впечатляющие цифры продаж. По данным рейтингового агентства NPD 5 из 10 самых прибыльных в долларовом эквиваленте игр на территории Америки в 2020 году – одиночные игры. Вместе с Cyberpunk 2077, который не успел войти в отчет NPD, их число может возрасти до 6. Практически все остальные проекты в топе помимо мультиплеера предлагают либо одиночную, либо рассчитанную на кооперативное прохождение сюжетную кампанию, которую при этом не запрещается пройти одному. Учитывая, что в прошлом году даже Activision Blizaard и Electronic Arts, заработавшие себе репутацию меркантильных и думающих только о наживе компаний, выпустили две успешные одиночные игры: Star Wars Jedi: Fallen Order и Sekiro: Shadows Die Twice, можно с уверенностью заявить, что со временем будет еще больше синглплеерных проектов. Успех Cyberpunk 2077 – лишнее подтверждение целесообразности инвестиции средств в масштабные одиночные игры. Возрождение Deus ExОдно из самых заметных влияний Cyberpunk 2077 еще до официального релиза игры – возрождение интереса к жанру киберпанка. Жанру, на котором будто висит черная метка, приводящая к провала значимых развлекательных продуктов в сеттинге негостеприимного будущего. Самые яркие примеры – недостаточные кассовые сборы дилогии Blade Runner и фильма «Призрак в доспехах» в кинотеатрах и финансовый провал Deus Ex: Mankind Divided, похоронивший на неопределенный срок культовую серию. Казалось бы, на жанре киберпанк резонно поставить крест, либо значительно уменьшить бюджет продуктов, использующих элементы сеттинга, созданного фантастом Уильямом Гибсоном и Филиппом Диком, но чрезвычайно успешный показ Cyberpunk 2077 в 2018 году привлек внимание даже тех людей, кто далек от игровой индустрии. Популярность игры закономерно обернулась в целом повышению интереса к жанру киберпанк, благодаря чему мы только недавно получили успешный киберпанковый слешер Ghostrunner, а уже в начале следующего года нас ждет изометрический шутер The Ascent. Cyberpunk 2077 наглядно доказал, что игра в сеттинге киберпанка без приставки "Call of Duty" в заголовке может быть не просто успешной, но и стать частью мейнтрима. Главное – как подается игра. Здесь же предлагаю вернуться к издателю и владельцу франшизы Deus Ex компании Square Enix. На мой обывательский взгляд Square Enix, при работе на западного геймера, в последние годы создает игры с сильным акцентом на актуальные тренды, за что недавно поплатилась. Еще свеж пример вышедшего в сентябре этого года Marvel’s Avengers, который создавался будто по методичке «стопроцентного успеха»: рассчитанный на кооперативное прохождение сервисный продукт, созданный по мотивам самой популярной развлекательнйо франшизы в мире – «Мстители». Идеальный план по заработку денег. Но судьба распорядилась иначе и созданной по современным трендам игре не помогло даже использование всемирно известного франчайза, что привело Marvel’s Avengers к финансовому провалу. В ноябре директор Square Enix признал, что игра за несколько месяцев не окупила затраты на разработку и издатель завершил квартал с убытками в 67 миллионов долларов. Что нам дает эта информация? Беря во внимание желание издателя идти путем наименьшего сопротивления и следовать актуальной моде повышенное внимание к Cyberpunk 2077 и к жанру киберпанка вполне может стать причиной для Square Enix дать зеленый свет на продолжение истории Адама Дженсена в новой части Deus Ex. Если подобному сценарию суждено осуществиться, то не удивлюсь, как при разработке и рекламе продолжения Deus Ex: Mankind Divided разработчики и издатель постараются скопировать опыт CD Project RED с их Cyberpunk 2077. Например, свойственная дилогии от Eidos Montreal эстетика футуристического ренессанса может частично перенять мотивы эклектичного китча, присущего Найт-Сити и его обитателям. Геймплей немного упростится, на ведущие роли в игре пригласят голливудских актеров, а рекламная компания постарается не акцентировать внимание на свойственных для Deus Ex философских вопросах, подавая игру как в первую очередь развлекательное действо, доступное даже казуальным игрокам. |
Популярные публикацииСамые популярные публикации по теме
|