И да, тут будут спойлеры ко многим упомянутым аниме.

Несмотря на то, что аниме тропы это по сути клише, которые мы видели не один десяток раз, некоторые из них стали любимой частью культуры. Я в сотый раз увижу, как двое молодых людей раскрывают свои чувства друг другу во время чертового фестиваля фейерверков, но почему-то каждый раз это греет мою душу. Хотя я прекрасно понимаю, что порой японским историям нужно придумать что-то получше [спасибо, Chainsaw Man за то, что разнообразил это кровью].

Однако если я вижу как персонаж умирает, а потом возвращается из мертвых, особенно после того, как ты видел его смерть и грустил, будто это что-то привычное, рука тянется ко лбу. Особенно если, оказывается, что все это время другие герои знали об этом, но по какой-то причине не говорили.

Прием максимально дешевый, созданный для того, чтобы вернуть интерес фанатов к франшизе, если она вдруг проседает или просто временно удивить аудиторию, дабы рейтинг манги не падал и ее не закрыли. Самый яркий пример Dragon Ball Z – персонажи в нем умирают налево и направо после поражения от сильных противников, и их смерть должна действительно поразить в самое сердце. К сожалению, в мире DBZ существует [кто бы мог подумать] драконий жемчуг, который может исполнять желания. И если пожелать, чтобы кто-то вернулся из мертвых, то это будет выполнено.

В хорошем произведении, когда ты наблюдаешь за смертью героя, это просто сложно и всегда несет последствия для персонажей. Вспомните, какая трагичная была смерть Джирайи и как люди до сих пор вспоминают ее. Что примечательно, в лоре сериала есть запретная техника, которая может вернуть человека из мертвых и заставить его сражаться как марионетку. Ее очень часто используют в сериале и я просто рад, что с Джирайей такого не было, ведь сам по себе «Наруто» не раз эксплуатировал подобные темы.

Чтобы в полной мере осознать всю абсурдность приема возвращения из мертвых в аниме, просто представьте, если бы после того как L в «Тетради смерти» погиб, он через 10 серией возвращается и говорит, что просто притворялся мертвым или что-то в этом духе.

Когда с тобой проворачивают такой трюк, доверие к сериалу теряется и ему все труднее будет хоть как-то вызвать у тебя эмоциональный отклик. А когда эмоциональная привязанность исчезает, это признак не лучшего сюжета.

Да, иногда бывают случаи, когда вычеркнуть персонажа, а затем вернуть его в строй полезно. Однако ключевое слово «иногда». И скажем так, на один хороший пример, как в третьей части Jojo с Абдулом, приходится десятки случаев, когда это вообще не в тему. Хотя если честно, «смерть» Абдула тоже как по мне надуманный и глупый сюжетный ход, хотя обычно люди как раз приводят его как хороший пример. Серьезно, «я просто притворялся мертвым» такое себе оправдание, и давайте не забывать, что в конце нас также ждет чудеснейшее возвращение Джозефа с того мира….Думаю, Jojo я готов простить один такой грешок, потому что Хирохико Араки на постоянной основе убивает своих персонажей в других частях сериала и не возвращает их. Да даже в самой Stardust Crusaders полегло немало моих любимых героев. Но вот кому я не могу простить этого и больше не доверяю, так это Gundam SEED, Danganronpa, Inuyasha, Yo Yo hakusho и многие другие.

Правда заключается в том, что это не только грех аниме, многие сериалы и фильмы активно используют это сюжетный ход. Одно только «Сверхъестественное» обладает черным поясом по воскрешению персонажей из мертвых! Но как и в случае со многими сериалами и фильмами, и уж тем более аниме, несмотря на использование ими этого дешевого приема я все равно очень люблю их. Я люблю третью часть Jojo, люблю Naruto и Bleach, и хоть с каждым разом мне труднее поверить в очередную смерть, я отсмотрел все от начала и до конца.

Если мы говорим о фильмах и сериалах, то нельзя не вспомнить классическую формулу, что если мы не видели, как персонаж умер, то не можем говорить наверняка, что это действительно так. Хотя это работает время от времени. Так, в «Тетради смерти» такое происходит с Мэлло, когда он попадает во взрыв. Мы не знаем, умер он или нет, хотя похоже на то. Позже он с ожогом на лице возвращается в строй. И в принципе это обставлено довольно грамотно. В других случаях, героя могут уничтожить в упор, а через несколько серий он проснется в больнице живым и более или менее здоровым.

Но не все аниме используют это концепцию плохо. Те же Higurashi или Steins;Gate постоянно используют смерть и воскрешение в своем сюжете, так как их история завязана на путешествии во времени и предотвращении этой самой смерти. Когда кто-то умирает, мы знаем, что сейчас время вернут назад и будет очередная попытка отвратить кончину героя. Здесь вопрос в том, смогут ли персонажи предотвратить это и сделать то, что им нужно.

Вокруг концепции воскрешения из мертвых построен весь сюжет Re: Zero. Субару продолжает умирать и ему приходится переделывать свою историю, чтобы снова потерпеть неудачу. Тот факт, что он может потерпеть неудачу и просто перезапустить жизнь с более раннего момента, заставляет его смерть поначалу казаться совершенно бессмысленной. Да, вам невероятно плохо, когда Субару теряет любимого человека, но понимание того, что он может просто убить себя, чтобы попробовать еще раз, делает всю историю похожей на игру, где можно перезапуститься с точки сохранения и попытаться попробовать пройти проблемный этап другим путем.

Но даже если убрать из сюжета путешествия во времени, можно привести пример аниме, в которых подобный ход используется еще более обосновано. Например, в Shiki персонажи в буквальном смысле возвращаются из мертвых в виде монстров. Однако в отличие от того, чтобы просто кидать нам этот факт в лицо, аниме пытается показать неотвратимые последствия возвращения из мертвых и даже обосновывает это с научной точки зрения, насколько это позволяет условность сюжета. При этом в сериале есть и реальные смерти – никогда не знаешь, вернется ли персонаж из мертвых или же так иостанется трупом.

Вывод очень прост и лежит в самом названии этого эссе — возвращение из мертвых это самый глупый троп в аниме. И во многом по той причине, что он убивает сопереживание. Вы помните, как смерть воспринималась в «Стальном Алхимике» и «Атаке Титанов»? И это даже не всегда были главные герои. Люди до сих пор вспоминают Нину, которая была в паре серий, и до сих пор фанаты титанов с горечью оплакивают Петру. Все потому, что эти истории сделали смерть реальной и ощутимой. «Алхимик» даже идет дальше и показывает тебе, что происходит, когда ты пытаешься вернуть кого-то из мертвых. И очень хочется, чтобы цену жизни знали и другие тайтлы.