Опенинги

Опенниги в аниме – это отдельная тема для разговора. Они не всегда отражают основную суть сериала и выступают просто разогревом. Тем, что задает тон и настроение. Опенинги и эндинги больше похожи просто на клипы с персонажами из аниме. Также они могут быть полны спойлеров без контекста, когда тот или иной образ в нем вы поймете только досмотрев до определенного момента сам сериал.

Однако их наличие не сильно зависит от музыки. Вот в чем загвоздка, в опенигах визуальный ряд не всегда обязан отображать основную идею сериала [только после просмотра пары серий мы что-то поймем в нем], когда музыка всегда должна делать это сразу.

Пример хорошего опенинга, который отражает как раз настроение – это первый опенинг из Наруто с песней «Rocks» от Hound Dog. Визуальный ряд, где Сакура и Саске улыбаются Наруто, или когда подают ему руку не сильно сходится с тем, что мы видим первые 5 серий. И только под конец первой арки, мы начинаем видеть между троицей проявления дружбы [да и то не сильно крепкой]. В свою очередь песня «Rocks» стопроцентно передала настроение приключения в приятной компании, которой со временем станут герои. Как минимум так я это видел.

Или еще один прекрасный пример, агрессивная композит «Tank!», которая всегда сопровождает «Ковбоя Бибопа».

По итогу, музыка в опенинге всегда обязана задать то самое настроение, которое вы должны получить, смотря всё аниме от начала и до конца.

Подходящий саундтрек

Переходя непосредственно к самой музыке в аниме, тут есть разница между треками, которые подходит для картины и просто существуют. Тут дело в том, как неожиданно один музыкальный стиль подходит к тому, что мы видим на экране. В некоторых случаях мы даже не могли представить такое необычное соединение в данном контексте.

Идеально подойдут для сравнения две версии аниме «Хелсинг». В OVA саундтрек обычно состоит из церковно-хорового пения, и это довольно логично, так как мы видим Алукарда – олицетворение ада, и отца Максвела, который и дня не может прожить без молитв и постоянных выкрикиваний в духе «Со мной Господь, умри адское отродье!». Однако этот саундтрек ничем особо не выделяется. Да, он уместен, но чем отличается от подобного хорового пения в других фильмах или аниме?

Другое дело в оригинальном аниме, где ты не ожидаешь, что при точно таком же сеттинге и персонажах там будут играть джазовые и свинговые мотивы и они просто отлично впишутся в картину. Что не говорите, но, когда ты слышишь их, есть только одно желание – быстро добавить в свой плейлист.

Подобные саундтреки могут придать аниме новый характер и индивидуальность.

Основа для сериала

Иногда музыка может быть даже основной чертой тайтла. Когда само повествование пытается подстроиться под нее. Тут я хочу вернуться опять к «Бибопу» так как это самый отличный пример, когда сериал пытается подстраиваться под ритм и мелодию, а не наоборот.

Главное, что такое может происходить, даже когда сами персонажи в буквальном смысле пытаются быть музыкантами. Хороший саундтрек все равно будет трогать вас до глубины души. И если его убрать, то это изменит саму суть аниме произведения.

Катарсис

Одной из самых сильных сторон музыки и анимации является то, что она передает эмоции и чувства лучше, чем непосредственное общение. Создает эмоциональный катарсис [ух, какими умными словами мы заговорили]. Когда музыка передает эмоции, мы воспринимаем это не интеллектуально, а именно чувствуем. Отличная, и к тому же вовремя прозвучавшая композиция может вызвать эмоции, которые всегда будут возникать при повторном прослушивании. Музыка – универсальный язык и хорошие аниме режиссеры всегда способны превратить ее в проводник чувств.

Как пример, композиция Shinigami Kai из «Тетради Смерти» [осторожно спойлеры!] прекрасно передает атмосферу уныния в моменте, когда Миса, Лайт и шеф Ягами сидят взаперти, пока за ними наблюдает L. Несмотря на то, что и визуализация этого уныния и упадка довольно хороша, музыка усиливает атмосферу. Поэтому, когда вы в следующий раз слышите это трек, у вас сразу начинается четкая ассоциация с печалью.

Темы персонажей

Наверно, мой самый любимый пример использования музыки в аниме – это темы персонажей. Не отходя от «Тетради Смерти», вспомним «L’Theme A» и «L’Theme B». Под них L всегда просто врывается в нашу жизнь с фразой: «Вот он я, вот мой оркестр, который ходит за мной по пятам, чтобы играть мою музыку, сейчас я вас всех порву».

Все это вызывает как раз четкие ассоциации, и когда включается та или иная музыкальная тема вы знаете, что сейчас что-то будет. Но, в такие моменты вас также могут обломать на полную, например, когда герой собирается продемонстрировать силу и вы ожидаете эпика, а этого не случается. Как пример, возьмите любого монстра и его музыкальную тему из первого сезона Onepunch man. Там часто нагнетают атмосферу, пытаются показать монстра опасным, играет злобная музыка, и тут Сайтама бьет его и тестостероновая композиция сменяется дурацким мотивом.

Подобное было также в Блич, когда Ичиго со своей темой атаковал Айзена, а тот остановил его и удар пальцем и в этот момент прекратился боевой саундтрек.

Обратно в опенинг

Еще один пример, который использует музыка в аниме – это обратно в опенинг. Обычно такое происходит с аниме, которые идут не больше 30 серий и имеют только один опенниг. А именно, когда неожиданно песня из него начинает играть в последней сцене сериала. Это прямо-таки становится настоящей кульминацией всей картины.

Музыкальное аниме

Напоследок, я хотел бы поговорить о музыкальном аниме. Я чертовски люблю, когда то, что играют герои отображает их эмоциональное состояние или характер. Например, в «K-On!» песни прекрасно передают тесную дружбу между главными героинями и мы чувствуем это. Точно так же также суперски передает соперничество героев рэп батл в «Саге о Зомбиленде».

Подводя итог, хочу сказать, что музыка в аниме не всегда стоит на первом месте, и аниме может быть отличным и без запоминающегося саунда. Как и наоборот, вы можете не любить тот или иной тайтл, но его саундтрек есть в вашем плейлисте. Но все же она является механизмом передачи эмоции, и с уверенностью могу сказать, что чуть меньше бы любил бы, например, «Домекано» без его главной темы, как и явно не так сильно воспринял бы «Акиру» без его музыки.