Опасность затяжной манги

Чем дольше продолжается какая-либо история, тем больше вероятность, что она споткнется о саму себя. Мы можем видеть это в других историях, начиная с рассказов о Шерлоке Холмсе после его воскрешения, заканчивая сиквелами «Звездных войн». Такое может произойти по ряду причин, но для сёненов основными проблемами являются потеря персонажами своей цели и отказ от инноваций. Если история перестает основываться на своей реальности и нарушает собственные правила или замирает, переставая развиваться, она теряет магию, которая заставляла фанатов любить ее.

Эта проблема выражается в том, что мангаки вынуждены подстраиваться под рейтинги. Если новая манга не завоевывает популярность в рейтингах или проседает время от времени, автор, возможно, никогда не сможет рассказать всю историю целиком как хочет. Таким образом, мангаки применяют дешевую тактику, например, вводят новые способности для героя из ниоткуда, чтобы поднять рейтинг и динамику. Но затем, если манга станет очень популярной, редакторы журнала будут подталкивать мангаку к тому, чтобы история продолжала идти дальше, чем он планировал.

Автор должен убедиться, что история использует преимущества адаптации, а не мешает ей. Если все наоборот, мы получаем набор глупых историй, похожих скорее на пародию на саму себя. Создание длительного сёнена в конкурентном формате сложное дело, но Араки избегает подобного благодаря своей структуре частей.

Ясная цель, которая достигается героями

Каждая часть JoJo’s рассказывает историю одного из членов семьи Джостаров. Все части различаются по обстановке, стилю и длине, но все они связаны сверхъестественными угрозами, с которыми борются Джостары, а также общими темами судьбы и семьи. Одним из ключевых элементов, который делает эту структуру настолько эффективной, является то, что каждая часть фокусируется на нескольких важных персонажах, и у этих персонажей есть понятные цели, которые они фактически достигают.

Цели главных героев легко сопереживать, поскольку они основаны на привычных эмоциях, которые все люди испытывают в тот или иной момент: Джонатан хочет не дать своему брату причинить кому-либо боль, Джотаро хочет спасти свою мать от влияния Дио, Джонни хочет снова научиться ходить и т. д. И так как каждая часть представляет собой свое собственное отдельное повествование, которое естественным образом заканчивается, когда цель достигнута, нет места для застоя. Каждый герой вносит свой вклад в конечную цель защиты семьи Джостаров от сверхъестественного зла, но им разрешено решать личные проблемы в рамках своих частей.

Когда у манги нет четкой цели или она продолжается после того момента, когда пришла к логическому завершению, в истории отсутствует чувство направления.

Уместные ставки для каждой истории

Следующее преимущество структуры «частей» в том, что она дает каждому сегменту свободу устанавливать свои ставки для героев. Третья и седьмая часть маги – это эпические приключения, которые разворачиваются во многих локациях. Поэтому логично, что противники героев могут нести мировую угрозу.

Части 4 и 8, для сравнения, являются рассказами о маленьких городах, где наибольшую угрозу представляет, например, серийный убийца, который хочет жить спокойной жизнью. Ставки идут вверх и вниз в соответствии с потребностями каждой части, но они всегда остаются на уровне, на котором читатели могут сочувствовать персонажам.

Многие мангаки будут постоянно повышать ставки в своих историях, чтобы читатели были достаточно впечатлены и повышали рейтинги, но ставить на карту всю вселенную и заставлять персонажей бросать друг в друга метеориты, как правило, в долгосрочной перспективе не получается. Это идет рука об руку с тем, чтобы дать персонажам понятные цели — люди заботятся о других людях, а не о широких понятиях, поэтому повышение ставок от «один человек умрет» до «вся вселенная будет разрушена» вызывает отчуждение у читателей вместо того, чтобы заставлять их быть увлеченными. Ставки и уровни мощности Dragon Ball возросли до такой безумной степени, что аниме пришлось перерасти в Dragon Ball Z, чтобы внезапный прыжок был оправданным.

Если бы арки ДжоДжо были объединены, то все скатилось бы до межгалактических войн. В этом нет необходимости, и это не то, на что подписались читатели. JoJo’s всегда был безумным, но при этом сдержанным, когда дело доходит до повышения ставок.

Развитие против застоя

Новички в JoJo’s часто удивляются, когда понимают, что в первых двух частях нет Стендов. Вместо этого в них есть Хамон, стиль борьбы, который использует дыхательные техники, чтобы направить энергию солнечного света в противника. Он очень эффективен против легионов вампиров, с которыми приходится бороться Джонатану и Джозефу, но он не особенно полезен для борьбы с людьми и не имеет вариаций, чтобы каждый пользователь Хамона чувствовал себя по-другому.

Араки сказал в интервью 2012 года для специального издания JOJO menon, что его редактор устал от Хамона после второй части и попросил его придумать силу, которая была бы менее ограниченной. Таким образом, он придумал Стенды, которые основаны на боевом духе человека и могут иметь любую форму. Вначале они были «призраками», которые боролись за своих пользователей, но со временем Араки представил многие другие типы Стендов, которые сохраняют свежесть системы даже спустя 30 лет.

Если бы Араки ограничился Хамоном или первым вариантом Стендов, мы бы никогда не получили безумно креативные бои, такие как финальное противостояние Джоске с Кирой. Сериал, возможно, закончился как Death Note, который столкнулся с негативной реакцией фанатов на второй сезон, когда он представил не самую лучшую замену L.

И это касается не только сражений. Часть 1 была тяжелой викторианской мелодрамой, но каждая часть впоследствии идет своим путем с точки зрения тона и жанра. Приключение с элементами повседневности, хардкорный гангстерский триллер, тюремная история, вестерн... Эти дикие сдвиги могут быть приятными для всех и в значительной степени гарантируют, что читателям понравятся некоторые части больше, чем другие, но в целом они помогают истории каждого главного героя чувствоваться свежей и независимой.

Какие уроки из этого могут извлечь другие сёнены?

Очевидно, что не каждый продолжительный сёнен может начинать заново с новым главным героем. Было бы интересно увидеть, как в другом тайтле будет использован стиль поколений, который использует JoJo’s , но есть две вещи, которые стоит копировать другим сёненам. Во-первых, установить понятные цели для персонажей, которые окупаются естественным путем. И во-вторых, не боятся развивать концепцию вместо того, чтобы просто повышать ставки и уровни мощности.

One Piece проделал фантастическую работу по поддержанию интереса к своей истории после почти 1000 глав, и это потому, что он использует острова, которые персонажи посещают, как отдельные «части» со своими собственными сюжетными линиями, арками персонажей и целями. Всеобъемлющая цель найти сокровище будет в конечном итоге достигнута, точно так же, как Джостары в конечном итоге избавят мир от зла, но то, что удерживает читателей, так это меньшие победы.

Использование второстепенных персонажей также позволяет фокусу время от времени смещаться с Луффи, давая другим героям возможность иметь свои собственные полные сюжетные арки, которые помогают освежить аниме.

«Доктор Стоун», с другой стороны, очень внимательно относится к продолжению. После того, как история любви Тайчжу и Юдзурихи была решена в первых нескольких главах, они больше не служили какой-либо цели в повествовании. Таким образом, автор обменял их на жителей деревни каменного мира, чьи индивидуальные цели намного лучше совпадают с целями Сенку создать новое общество с наукой. Тайю и Юдзуриха в конечном итоге возвращаются в качестве второстепенных персонажей с разными ролями в истории, что подходит им гораздо лучше.

В заключении

Не всё в истории JoJo’s Bizarre Adventure работает идеально. Араки имеет привычку забывать некоторые свои правила, что вызывает проблемы, начиная от небольших несоответствий в способностях Стенда и заканчивая целыми нитями сюжета. Но структура «частей» гениальна, и другие манги, которые имеют дело с системой сериализации, могут извлечь из этого ценные уроки. Мы надеемся, что больше манги, такой как One Piece и Dr. Stone, черпают вдохновение из работ Араки, так что мир сёнен становится только больше!