Распространяя радость

Как написал в своем твиттере генеральный директор Apple Тим Кук, после инцидента со студией: «Художники Kyoto Animation помогли распространить радость по всему миру».

А начали они это делать с 1981 года, когда студию основала Йока Хатта со своим мужем Хидеаки, после того как вышла за него замуж и переехала в Киото. В качестве президента выступил сам Хидеаки, а Йоко заняла должность вице-президента. Изначально студия называлась «Kyoto Anime Studio», а уже позже была переименована в знакомую нам Kyoto Animation [сокращенно KyoAni].

Собственные аниме она не рисовала и долгое время занималась только аутсорсом сторонних проектов, таких как Kiddy Grade, InuYasha, Tenchi Universe и других. Однако уже к 1990 году можно было сказать, что она отличалась от большинства японских студий. Во-первых, она была расположена далеко от Токио, где была основная концентрация студий. Именно это расстояние от эпицентра японской анимации и отстраненность от жестких правил столицы помогли выработать ей свою философию работы.

Зачастую многие студии нанимали аниматоров на фрилансной основе, что породило традиционно низкую заработную плату, переутомление и даже перегорание от работы, особенно среди молодых аниматоров.

В свою очередь Kyoto Animation разработали культуру, где большее внимание уделялось общению, образованию и полной занятости. Школа KyoAni School провела большое количество времени, обучая молодых рекрутов, значительный процент которых составляли женщины. Но об этом чуть позже.

Когда в начале 2000-ных голов аутсорс стал приносить значительную прибыль, студия взялась за создание собственной продукции. И в отрасли, известной своими колебаниями в процессе работы и вечными задержками в производстве, Kyoto Animation стали отличаться тем, что сумели совмещать высокое качество анимации и историй, с оперативной работой.

У неё начал проявляться определенный, оригинальный стиль, и студия стала известна своими «мелочами жизни», историями о духе товарищества в школе, страхе и юморе, которые вызвали отклик у зрителей как дома, так и за рубежом. Их персонажей высоко оценивали за их детальные, выразительные глаза и движения, а традиция студии использовать реально существующие места в качестве основы для фонов, заставила фанатов по всему миру отправиться в паломничество по поиску фрагментов из аниме этой студии.

Ранние хиты KyoAni такие, как «Стальная тревога? Фумоффу», «Меланхолия Харухи Судзумии», «Lucky Star» и «K-On!» – были подготовленные Наоко Ямада, которая присоединилась к Kyoto Animation сразу после выпуска из университета и сделала её режиссерский дебют в возрасте 24 лет.

В начале 2010-х студия учредила премию KyoAni, для молодых авторов. Романы победителей студия собиралась адаптировать в аниме. И как раз такие проекты, как «Free!» И «Violet Evergarden», были продуктом этой системы.

Их полнометражная картина 2016-того года «Форма голоса», была отмечена как лучшая анимационная работа на конкурсе японских кинокритиков в 2017 году. Очень жаль, что этому аниме пришлось конкурировать в то время с картиной Макото Синкая «Твое имя», затмившей её.

Несмотря на географическое и философское расстояние от Токио, Kyoto Animation оказала влияние на всю индустрию аниме.

Ряд студий, основанных после Kyoto Animation, в том числе PA Works. И многие производственные кадры, которые обучались в Kyoto Animation, в том числе режиссер Хироко Утсуми и дизайнер персонажей Юкико Хоригучи, стали независимыми, привнеся навыки, полученные в студии, в индустрию в целом.

Незадолго до инцидента студия работала над продолжением «Free!» И «Violet Evergarden», а также над новой серией, основанной на последнем романе с KyoAni Award. Все они сгорели во время трагического пожара, как заявил Хидеаки Хатта.

Бесценный вклад

Более детально на тему бесценного вклада студии в индустрию аниме высказался сайт AnimeNewsNetwork задолго до пожара, еще в 2015 году. Мы перевели часть их материала.

Огромная доля моей любви к этой студии заключается в том, что Kyoto Animation не пытается продавать свои истории закрученными сюжетными поворотами или как драматические боевики. Kyoto Animation отлично справляется с мелочами, заставляя маленькие моменты казаться реальными - и результаты этого могут ощущаться столь же эмоционально естественно, как и любые другие элементы, которые могут предложить более громкие проекты.

Аниме – это очень комплексный продукт, созданный силами многих людей. Одиночные, хорошо анимированные сцены могут быть как результатом одного или двух действительно преданных аниматоров, так многих аниматоров, работающих внештатно. Когда вы говорите о том, где аниме успешно, а где нет, более уместно говорить с точки зрения общих достоинств готового продукта или отдельных создателей, чем обвинять его в масштабе «студия».

KyoAni это немного исключение из правил по ряду причин. С одной стороны, KyoAni выполняет практически всю свою работу собственными силами, платит своим работникам зарплату; они не спешат работать над новыми проектами, производя меньше законченных шоу, чем конкурирующие студии. Они даже обучают своих собственных аниматоров, всецело уходя от традиционного внештатного заключения контрактов.

С точки зрения бизнеса, KyoAni - имеют прекрасную особенность в производстве аниме, которая правильно взаимодействует со своими работниками, что напрямую влияет на исключительное качество их работы.

У неё есть студийная культура, где работа выполняется с воодушевлением, последовательной группой аниматоров и режиссеров, и привносит целостный стиль и поднимает качество их картин.

KyoAni на самом деле работает в различных жанрах. Они работали в драме, комедии, романе, фэнтези, боевике и повседневности, причем все они довольно отчетливо различаются по стилю рассказывания историй, но с разной степенью успеха. Но что эти шоу обычно разделяет, так это акцент на нюансах - на выделении очень маленьких моментов, чтобы создать нужные ощутимые эмоции.

Для «K-ON!» – это маленькие моменты создающие ощущение тепла и атмосферы. Персонажи не характеризуются большими речами или драматическими «извлеченными уроками» - они становятся реальными благодаря мелким деталям, согласованного языка, тела и реакции трех персонажей на действие четвертого.

«Атмосфера» подразумевает не только меланхолию, ностальгию или другие чувства. Точность анимации и хронометража KyoAni определяют всё настроение их шоу, от величайшей драмы и до самой глупой комедии.

Мой любимый пример выражения атмосферы и правильных чувств без слов – это сцена из «Меланхолия Харухи Судзумии». В серии, где команда расследуют убийство в особняке есть момент, когда Кен и Харухи падают со скалы на нижний уровень горы. Они находя пещеру где можно спрятаться от раз бушевавшего шторма и выжимают одежду. Несмотря на то, что Кен может быть ранен, их разговор остается ограниченным лишь разгадкой тайны, в которую они втянуты.

Однако камера демонстрирует истинный эмоциональный смысл ситуации. Подчеркивая свои неловко обнаженные тела, сохраняя при этом разговор сосредоточенным на тайне, шоу способно одновременно продемонстрировать странное сексуальное напряжение, которое испытывают оба персонажа, в то же время, давая понять, что ни один из них не способен на него воздействовать.

По всем этим и многим другим причинам Kyoto Animation, вероятно, моя любимая студия.

Будущее(?)

Какое будущее Kyoto Animation? Во время брифинга со СМИ президент Kyoto Animation заявил, что планируется снос сгоревшего здания, на месте которого будет создан парк с мемориалом погибшим сотрудникам в его центре. Одной из причин создания он назвал не только почтение памяти погибших, но и уважение к людям, которые живут возле места трагедии и вряд ли им это нравится.

Имена погибших студия так и не называет, так как для определения жертв приходиться делать анализ ДНК. Также студия планирует не разглашать их, пока не закончится расследование.

Продолжит ли студия работу – неизвестно. Хидеаки Хатта слишком стар, чтобы начинать этот бизнес с нуля, а также искать новые молодые таланты. К тому же мы не знаем, смогут ли бывшие сотрудники студии вернутся в строй, а главное – захотят ли это сделать после пережитого. И в первую очередь, студия заботится именно о них и семьях погибших.

Основные материалы работы уничтожены, остались только мелкие наработки из дочерних студий, таких как Animation DO. Напомним, что до сих пор открыт сбор средств на помощь студии.