Есть причина, по которой маркетинг делает упор на том, что данное произведение является пионером жанра, ибо это действенный способ выделиться среди тонны однотипных конкурентов, основанных на веб лайт-новеллах с ресурса Shōsetsuka ni Naro [сокращённо Naro или Наро]. Несмотря на то, что публиковаться Mushoku Tensei начал практически в одно время с Re: Zero, KonoSuba и The Rising of the Shield Hero, он получил адаптацию позже всех. Если вы ориентируетесь в истории произведений в жанре исекай только по дате выхода аниме, то ваше представление анахронично.

И хоть Mushoku Tensei номинально начал выходить раньше, на самом деле автор произведения Рифудзин на Магонотэ не раз опровергал оригинальность своей работы. По его словам, манга основывается на разных фанфиках и небольших веб-историях с того самого Shōsetsuka ni Naro. При этом разговоры о том, что данная работа является первопроходцем, наоборот отвлекают от того, чем действительно интересно произведение. Данный материал основывается на небольшом исследовании с Anime News Network об истории веб-исекаев и Mushoku Tensei как такового. И сегодня рассмотрим историю Mushoku Tensei и Naro самого по себе.

Naro – культура появившаяся из фанфиков

Сайт Shōsetsuka ni Naro был запущен в 2004 году и это произошло вскоре после бума появления мобильных в Японии. Ресурс был очень популярен среди девочек-подростков и молодых женщин по причине того, что романтические драмы были доминирующим жанром на нем. По словам менеджеров сайта в интервью 2019 года, тогда 30% пользователей идентифицировали себя как женщины, но общее восприятие определенно сместилось в сторону произведений, ориентированных на мужчин.

Несмотря на то, что сайт был предназначен для публикации новелл и веб-манги, люди также могли вести там блоги и писать эссе, что привело к появлению огромного количества фанфиков. А так как в начале нулевых в Японии пользовался популярностью Familiar of Zero, данный сериал стал основой для написания фанфиков по нему. По сюжету некая Луиза призывает современного парня из Японии по имени Сато в другой фэнтезийный мир. И хоть это уже исекай сам по себе именно то, что он был призван, дало многим людям бэкграунд для создания сюжета, как Луиза призывает в иной мир другого человека, либо вообще персонажей из сторонних сериалов или манги.

Эти фанфики стали основой того, что мы сейчас называем жанром исекай. Автор Re:Zero вспоминает время, когда фанфики по Familiar of Zero были в моде, и он сам был автором одного такого, что стало началом его творческой карьеры. Он даже делал отсылку к данному произведению. Когда главный герой Re: Zero Субару впервые оказывается в другом мире, он говорит: «Это один из тех исекаев, где кого-то призывают?».

В итоге сайт напрямую стал ассоциироваться с фанфиками и они даже начали затмевать оригинальные истории. Администрация попыталась бороться с этим, создав ответвление сайта специально для фанфиков, но оно так и не обрело популярность, так как люди предпочитали оставаться на основной площадке, где их читали. В итоге все закончилось тем, что фанфики в принципе запретили в 2012 году и многие авторы решили писать истории, следовавшие концепциям фанфиков, но без привязки к определённому аниме или манге. И именно эти истории породили все типичные клише, по которым сегодня мы определяем произведения жанра исекай.

Разделяя знакомые тропы «другого мира», рассказы содержат достаточно много общих тем, чтобы читатели могли легко понять, чего ожидать - точно так же, как авторы фанфиков используют персонажей и сеттинг существующего произведения, чтобы вовлечь читателей в свою историю. Также стоит отметить, что Naro использует систему тегов. Из-за того, что произведения этого типа являются «фанфиками, но не фанфиками», они стали известны как Naro-kei, или наро-новеллы.

Все наро-новеллы следовали шаблонам. Первые успешные произведения как The Irregular at Magic High School или Log Horizon не считаются произведениями Naro-kei , даже если соответствовали духу того времени. По мере того, как шаблон постепенно становился все более самобытным и взаимно понятным среди читателей, он создавал пространство для того, чтобы даже самые первые любительские произведения могли получить большое внимание. К тому времени, когда фанфики были запрещены, сайт был достаточно большим, чтобы существовать без них. Именно в этом контексте Рифудзин на Магонотэ начал писать Mushoku Tensei.

«Реинкарнация безработного» – собирательный образ всех наро-новелл

В различных интервью Рифудзин на Магонотэ рассказывал о том, как пытался представить свои истории издателям, но ему отказывали. За семь лет до того, как он начал писать Mushoku Tensei, он провел пять лет безуспешно пытаясь быть опубликованным. В конце концов, он настолько разочаровался, что вообще перестал писать. Открытие наро помогло ему преодолеть чувство неудачи и попытаться написать то, что он любил читать.

История Mushoku Tensei начинается с того, что 34-летнего безработного главного героя выгнали из собственного дома. Он считает всю свою жизнь до этого момента потраченной впустую и ее пора менять, но его сбивает грузовик, когда он пытается спасти из-под колес троих детей. По иронии судьбы он перевоплощается в мир фэнтази новорожденным младенцем. Именно в этом новом мире он решает, что может начать все сначала и на этот раз серьезно относиться к жизни.

История взрослого человека переродившегося в новом мире, где он учится магии, очень похожа на сюжет наро-новеллы 2001-го Heal Saikō [Healing is the Best]. Сам Магонотэ говорил, что это было произведение, из которого он черпал вдохновение в то время. Его также вдохновил Isekai Meikyū de Dorei Harem [A Slave Harem in an Alternate World Dungeon], у которого был сложный сюжет, но он был написан простыми словами и короткими абзацами, чтобы его было легко читать как веб-новеллу.

Позже в сюжете появляется Рокси в качестве наставника главного героя Рудэуса по магии, но она также играет важную роль в решении его травмы, вызванной его перерождением. Глава, в которой она берет Рудэуса на прогулку, вызвала волну хайпа в сообществе Naro-kei. История сразу же взлетела в рейтинге сайта и в течение года заняла первое место. Это дало автору понять, что тема столкновения с травмой была самой резонансной частью истории, и он постарался и дальше подчеркивать ее по мере развития сюжета.

Рифудзин на Магонотэ был из тех авторов, которые учитывали отзывы читателей при написании своей истории. По мере продвижения он развивал многие из тонких аспектов сеттинга, пытаясь предугадать то, что удивит и заинтересует его читателей. Он также хорошо понимал, что делали его современники, и постоянно включал элементы построения мира и сюжетные арки, которые, по его мнению, были самыми интересными. Спустя годы он небрежно признался в дискуссии с автором Re: Zero, что кульминационный момент Mushoku Tensei заимствован непосредственно из Re: Zero .

Одним из наиболее примечательных аспектов Mushoku Tensei является то, как часто он меняет свой сюжет. К тому времени, когда вы прочтете более 20 томов этой истории, вы встретите почти все существующие фэнтезийные клише, от академий магии до гильдий искателей приключений. Тем не менее, это всегда кажется связанным, потому что все это основано на истории взросления Рудэуса. Это история о жизни человека, который никогда не перестает развиваться, а его сюжет напрямую формируется как писателями, так и читателями сообщества Naro. По этой причине, «Реинкарнацию безработного» можно назвать эталонным произведение жанра Naro-kei и исекай, который вобрал в себя все лучшее, что тогда смогло придумать сообщество.

Также важно отметить, что отсутствие ограничений по содержанию или редакционного влияния на сайте означало, что автор мог свободно вести историю в любом направлении, которое ему нравилось, независимо от того, насколько странным или нежелательным оно было. Вы гарантированно не найдете ничего подобного в произведениях от издательств к лучшему или к худшему.

Путь к успеху

Независимо от того, насколько запоминающаяся история этого произведения, это не та вещь, которая помогла ей выйти далеко за пределы той нишевой онлайн-субкультуры, из которой она выросла. Помимо заимствования тем из JRPG, автор также цитирует эротические игры, такие как Tshin Toshi или серию Rance, которые делали сексуальные желания основополагающей сюжета. Когда игра, в которой вы отыгрываете тупого любителя сношений со всем, что движется, оказывает на вас наибольшее влияние, вероятно, вы не из тех писателей, которые стремятся привлечь внимание мейнстрима.

Это был момент, когда хорошее время сыграло решающую роль. Сцена веб-романа в целом получила значительный рост, когда Sword Art Online стала беспрецедентным аниме-хитом в 2012 году. Тогда веб-романы стали популярны как никогда, а авторы, которые добивались аниме адаптаций своих работ, доказывали, что не все упирается в рейтинги популярности на страницах Shonen Jump, дабы твоя работа стала аниме.

Авторы-любители, а также читатели, жаждущие чего-то похожего на SAO, стекались в Интернет, где Shōsetsuka ni Naro был переполнен подобными произведениями. Вот почему SAO также иногда называют пионером исекая, хотя его автор не согласен с этим. Mushoku Tensei тогда стал самым популярным романом времен бума SAO. Кроме того, «Реинкарнация безработного» популяризировала и способ перерождаться в другом мире после того как герой, цитируя великих, знакомится с грузовиком-куном и умирает. До этого были другие новеллы использующие тему реинкарнации, но из-за стечения обстоятельств именно после Mushoku Tensei это стало нормой.

Тогда вопрос, почему аниме адаптация произведения, которое имеет такое влияние, вышло только в 2021 году? В основном из-за особенностей аниме-индустрии. По словам продюсера Нобухиро Осавы, аниме по Mushoku Tensei впервые получило зеленый свет в 2016 году. Что касается аниме-адаптаций, то этот год стал переломным моментом. KonoSuba и Re: Zero вышли в эфир в том году, и оба они имели огромный успех. Если SAO вдохновило продюсеров на создание аниме в стиле RPG, то KonoSuba и Re: Zero доказали, что именно в романы наро/исекай стоит инвестировать.

Начиная с 2018 года в аниме-индустрии наблюдался взрывной рост исекаев, созданных на основе Naro-kei. Поскольку телевизионное аниме выходит в эфир после получения зеленого света, как правило, через 2-3 года, вы, скорее всего, можете и не знать о том, кто появился раньше в виде новеллы. Mushoku Tensei был просто частью этой волны, но у него был более длительный период подготовки к созданию, чем у большинства других сериалов. Из-за сложности первоисточника адаптация потребовала огромного количества профессионалов и создания совершенно новой студии. Таким образом, он появился позже, чем целая куча других тайтлов, получивших зеленый свет примерно в то же время, что и они.

Как мы видим, «Реинкарнация безработного» не была ответственна за нынешний бум, но стала просто хорошим произведением, созданным в нужном месте в нужное время. Тайтл является не столько первым исекаем, сколько первым, кто структурировал уже существующие до него идеи и объединил в набор исекай тропов, которые так хорошо работали, что стали определяющим для любого произведения этого жанра как такового. При этом стоит отметить, что сама по себе Mushoku Tensei как говорят те, кто читал ее полностью, действительно держит высокую планку истории и аниме точно заслуживает того, чтобы с ним ознакомится.