Сегодня же, когда студия Marvel готовит к показу свой собственный супергеройский боевик про кунг-фу «Шан-Чи и Легенда десяти колец», можно предположить, что на этом фоне интерес к классическим фильмам о боевых искусствах может снова вернуться. Поэтому, я решил разобрать историю гонконгских боевиков, поговорить о самых главных представителях и разобрать, как вообще китайские фильмы стали популярны во всем мире.

К 60-м годам Шао Жэньлэн, более известный как Ран Ран Шоу, был одним из лидеров гонконгской киноиндустрии и основателем студии Shaw Brothers, расположенной в Клируотер Бэй в Гонконге. Имея в своем распоряжении аппаратуру, декорации, а также достаточно много контрактов с известными в Китае актерами, он и его братья собирались занять первое место на местном рынке, однако только им дело не ограничивалось. Студия намеревалась занять еще и запад, где увлечение картинами о боевых искусствах все больше набирало популярность благодаря таким фильмам как «Речные заводи», выпущенный там с названием «Семь ударов дракона». Это был один из первых фильмов от Shaw Brothers, который попал в США благодаря New World Pictures и обрел огромную популярность. С большими амбициями и целым набором идей студия практически стала фабрикой грез.

Такие известные гонконгские режиссеры как Кинг Ху, Чанг Че, Чор Юэн и Ло Вэй были первыми, кто снял уже классические фильмы о боевых искусствах. Последнему даже приписывают то, что именно он вывел в люди Брюса Ли, хотя с этим можно поспорить. Эти и другие творцы подарили нам уже классические фильмы о боевых искусствах: «Выпей со мной», «Однорукий меченосец», «Тридцать шесть ступеней Шаолиня», «Легендарное оружие Китая» и «Король-боксёр». Это уже довольно большой список, однако он меркнет по сравнению с общим числом картин, снятых Shaw Brothers, когда студия взялась за дело.

Причем гонконгские боевики можно разделить условно на две категории: фильмы о сражении на мечах, зачастую посвященные истории, и фильмы о рукопашных сражениях.

60-е годы и популярность исторических картин

В конце 1960-х годов вышли два ключевых фильма для кинематографа Китая «Выпей со мной» Кинга Ху [1966] и «Однорукий меченосец» Чжана Чэ [1967]. Звезда «Однорукого меченосца» Джимми Ван Юй прославился на всю страну, а фильм стал первым в истории Гонконга, который собрал в прокате миллион долларов. Он был жестоким, великолепно поставленным, а одинокий герой Ван Юй вызвал отклик у публики и сделал актера главной звездой того времени.

В свою очередь «Выпей со мной» стал не менее важной и новаторской картиной. Если Чэ в своем фильме пытался придерживаться идеи героизма героя, то Ху полностью сделал ставку на уся. Весь экшен в фильме был в какой-то мере балетным, а также бросал вызов гравитации, что помогло ему стать классическим. Несмотря на то, что после этого Ху не работал на студию братьев Шоу, он снял еще 15 картин, чем внес огромный вклад в жанр уся как таковой.

Чжан Чэ же получил признание студии Shaw Brothers, поскольку из под его рук выходили одни только хиты. Они также определили основные черты современных на то время гонконгских фильмов, как героизм, рыцарство, честь и кровопролитие. В целом за свою жизнь он успел снять около 94 картины. И хотя не все из них, что очевидно, были удачными, его вклад трудно не оценить.

В ход идет рукопашный бой

Лю Цзялян стал еще одним ключевым игроком в студии Shaw Brothers, господствовавшей над жанром кунг-фу на протяжении 1970-х годов. 1975 году его режиссерский дебют «Духовный боксер» был многообещающим, поскольку сочетал в себе комедию и реалистичные приемы боевых искусств, где герои сражались врукопашную. За ним последовали не менее успешные картины как «Палачи из Шаолиня», «Безумное кунг-фу», «Грязный Хо», «Герои Востока» и наверно, его самый известный фильм «Тридцать шесть ступеней Шаолиня». При этом он успевал совмещать не только руководство картиной как режиссер, но зачастую был актером, исполнявшим все трюки.

 

«Тридцать шесть ступеней Шаолиня» великолепен, но не только из-за образцовых боевых сцен. Он рассказывает прекрасную историю путешествия главного героя от вспыльчивого юноши до просвещенного монаха, а также не забывает про юмор. Персонаж Гордона Лю проходит тщательную подготовку на пути мести, а его различные упражнения в каждой комнате храма Шаолинь варьируются от опасных до уморительных, и на них всегда интересно смотреть. Этот фильм - лучший пример «истории мести».

Фильм также ворвался на рынок США, и повлиял на целое поколение. Лю Цзялян продолжит великолепную карьеру всю оставшуюся жизнь, будучи режиссером фильмов до 1980-х. В качестве режиссера и постановщика он также успел поработать с Джеки Чаном над «Пьяным мастером 2».

Созданная Shaw Brothers формула привела к строгому графику производства, став конвейером, но периодически с него сходили новые таланты. К этому числу можно отнести Чор Юэна. Некоторые из его ранних режиссерских работ относятся к середине пятидесятых, но его имя стало известно, когда он начал снимать боевики и фильмы о боевых искусствах для Shaw Brothers.

И хоть поначалу фильмы вроде «Интимные признания от китайской куртизанки» не обрели популярность «Сентиментальный меченосец», «Кланы убийц» и «Волшебный клинок» были хорошо приняты. В них не было впечатляющих сцен сражений, как в фильмах того же Лю Цзяляна, однако они изумительно кровавые и занимательные.

Брюс Ли и эпоха Golden Harvest

На мировой уровень фильмы о кунг-фу вывел, как не сложно догадаться, Брюс Ли. К середине 70-х фильмы Shaw Brothers стали повторяться и жанру уся грозило забвение. Хоть они сняли огромное число картин, костюмированные драмы стали приедаться. Тогда же один из продюсеров Shaw Brothers Рэймонд Чоу, устав от их стратегии производства фильмов, покинул студию. Собрав достаточно оборудования и людей, он открыл собственную кинокомпанию под названием Golden Harvest, которая стала первым конкурентом Shaw Brothers за долгие годы доминирования на рынке.

В то время молодой Брюс Ли пытался покорить штаты, и даже смог завоевать популярность снявшись в сериале «Зеленый шершень», а также в эпизодических ролях в «Бэтмене» и «Блонди». Однако для него этого было мало и он прилетел в Гонконг, надеясь найти тех, кто оценит его талант.

После переговоров с Shaw Brothers Брюс Ли отклонил их фиксированное предложение в размере две тысячи долларов за фильм по контракту на семь картин. Ли хотел 10 тысяч, но Шоу не планировал идти на уступки молодому актеру.

Golden Harvest предложила Ли 7500 долларов за картину, и их первый совместный проект «Большой босс» в 1971 году имел огромный успех, а затем в 1972 году Брюс Ли вошел в историю с «Кулаком ярости». Вместо того, чтобы обмениваться ударами, Ли использовал свой собственный стиль Джит Кун До. Он чувствовал, что традиционный стиль боевых искусств был слишком жестким, а Джит Кун До фокусируется на практичности, гибкости, скорости и эффективности.

Брюс Ли был не просто кинозвездой, а национальной иконой, и он вошел в историю, когда в «Кулаке ярости» разбил ногой табличку возле парка с надписью: «Собакам и китайцам вход воспрещен». Следующие фильмы 1972 и 1973 года «Путь дракона» и «Выход дракона» официально укрепили репутацию Ли как суперзвезды, а сам «Выход дракона» стал одним из самых кассовых фильмов о кунг-фу всех времен. Для его съемок Ли даже поставил на паузу производство «Игры смерти», который вышел уже после скоропостижной кончины актера.

К сожалению, 20 июля 1973 года в процессе съемок «Башни смерти» у Брюса Ли случился отек мозга и он умер, даже не добравшись до больницы. Гонконг потерял легенду, и, несмотря на его характерный боевой стиль, продюсеры изо всех сил пытались заполнить пустоту дешевыми подделками. Хотя некоторые талантливые актеры прошли через эпоху подражания Брюсу Ли и обрели свое лицо.

Влияние его творчества и картин Golden Harvest неоценимо. Так, например, Квентин Тарантино даже вставил логотип Golden Harvest в «Убить Билла», несмотря на то, что студия не была причастна к его созданию, а костюм главной героини так вообще списан с образа Ли в «Игре смерти».

Новая волна

Ло Вэй, снимавший ранние фильмы Ли, готовил еще одну молодую звезду, чтобы заполнить пустоту – Джеки Чана, который также начинал свою карьеру в фильмах с Ли. Первые картины с ним вспоминают редко, так как в них режиссер пытался сделать его очередным Брюсом. Только в начале восьмидесятых Чан добился успеха после выхода «Пьяного мастера» Юэня Ву-Пина в 1979 году, определившим его карьеру.

Пока Чан поражал публику своим уникальным сочетанием боевика, комедии и смелых трюков, казалось бы, бесконечная цепочка фильмов братьев Шоу подходила к концу, и короткая жизнь гонконгской новой волны уже шла полным ходом. Такие режиссеры, как Цуй Харк, Энн Хуэй и Алекс Чён, были частью движения новой арт-хаус волны, которое началось в конце 1970-х годов.

В фильме Алекса Чёнга 1979 года «Полицейские и воры» изображались неоднозначные подвиги полиции в борьбе с преступностью. Первые два фильма Цуй Харка были непосредственным отходом от героев традиционных фильмов уся. Его первая картина «Бабочки-убийцы» стала в равной степени хоррором и фильмом о боевых искусствах.

А Энн Хуэй, одна из немногих женщин-режиссеров, работающих в Гонконге, в своем дебютном фильме «Секрет» объединила традиционные китайские суеверия и ужасающую тайну двойного убийства.

Это была золотая волна в истории гонконгских боевиков, но она еще не закончилась. В будущем для продолжения темы мы поговорим о карьере двух главных представителей гонконгских фильмов 80-х и 90-х Джеки Чана и Джона Ву.