Тухлый взрыв DC

После того как Marvel вывела жанр супергероев в кино на новый уровень благодаря «Мстителям», Warner Bros. задумались о создание своей киновселенной, задействовав героев из комиксов DC. На протяжении всей своей истории комиксы DC были антиподом Marvel, более мрачными историями, которые должны были показывать неоднозначных героев. Фильмы по ним также должны были перенять эту особенность.

На самом деле идеи у компании создать фильм о Лиге Справедливости появились еще в 2008 году, когда даже «Мстители» были у Марвел под вопросом. Однако идея застопорилась и ее отложили в долгий ящик, решив начать свою киновселенную с фильма «Зеленый фонарь» с Райаном Рейнольдсом в главной роли. В результате получилась довольно посредственная и запутанная картина, которая заставила фанатов персонажа перекреститься, а обычных зрителей просто забыть о фильме.

Вселенную перезапустили «Человеком из стали» снятым Заком Снайдером и Кристофером Ноланом в качестве продюсера. Попытка разделила фанатов, и одни сочли мрачную историю Супермена, который не может понять кто он для Земли — союзник или враг, хорошей, а другие же посчитали не убедительной.

Однако после выхода «Бэтмен против Супермена» и его провальной концовки, студия все меньше слушала Снайдера. Несмотря на то, что его режиссерская версия фильма чуть исправила ситуацию, было уже поздно. Во время съемок «Лиги Справедливости», где должны были появиться вместе Бэтмен, Супермен, Чудо-женщина, Аквамен и Киборг, студия в принципе решила отказаться от его видения и мрачности в пользу красок коммерчески успешных проектов Marvel. Так, Снайдер был уволен, а на его место взяли Джоса Уидона, снявшего первых «Мстителей». Он перемонтировал фильм Зака, добавил нелепых сцен с безусым Суперменом и выпустил довольно беззубую картину, которая не просто разозлила фанатов, но и зародила движение за релиз версии фильма Зака Снайдера, но об этом позже.

Несмотря на не лучшие результаты «Лиги», вышедшая за пару месяцев до нее «Чудо-женщина» являлась коммерчески выгодным проектом и собрала 400 миллионов долларов в США, став первым финансово успешным фильмом о супергероях с женщиной на главной роли. И хотя финальный твист фильма был странный, он все же считается одним из лучших в киновселенной и породил даже сиквел «Чудо-женщина: 1984» 2020-го.

За ней вышел раскритикованный по многим причинам «Отряд самоубийц», и вполне себе хорошие «Аквамен» и «Шазам» – все три фильма полностью избавились от мрачности, пытаясь подражать Marvel. Две последние картины от DC «Чудо-женщина: 1984» и «Хищные птицы» воспринялись без особого энтузиазма, и скорее не понравились публике из-за проблем с сюжетом.

Ко всему прочему по вселенной DC выходит сериал «Готэм», посвященный Джеймсу Гордону и взрослению юного Брюса Уэйна. И если вначале он получал хорошие оценки, позже утонул в самоповторах и глупых сюжетах.

На данный момент Warner Bros все еще пытается исправлять свои косяки. В первую очередь спустя несколько лет Заку Снайдеру таки разрешили выпустить свою версию «Лиги справедливости», которая вышла в марте 2021 года. Хоть она и растянулась на 4 часа, была в разы лучше прошлой несуразной версии Уидона. Кроме того, после ссоры между Marvel и Джеймсом Ганном, WB вежливо пригласила режиссера к себе снимать более лучшую версию «Отряда Самоубийц», чем Ганн занимается в данный момент и уже готовит фильм к скорому выходу в кино. К слову, позже он помирился с Marvel и вернулся в ряды их режиссеров.

Также компания занимается съемками «Черного Адама», сольного фильма про Флэша, готовит «Шазам 2» и новый сольник про молодого Бэтмена с Робертом Паттинсоном. Несмотря на неудачный старт, понемногу, но фильмы по комиксам DC все же входят в тренды, хоть и все равно находятся в тени конкурента, лишь изредка выходя из нее. Чуть позже мы вернемся к этому в последнем разделе материала.

Другая супергероика

Было бы неправильно думать, что фильмы о супергероях ограничиваются только двумя компаниями. На протяжении всей истории двух последних десятилетий выходило немало как экспериментальных картин, так и пародийных.

В начале нулевых годов Гильермо Дель Торо представил нам свою вселенную, посвященную Хеллбою, которая, увы, пошла по рукам и в 2019 году превратилась в отвратительный финал этого героя на экране.

Свою вселенную супергероев пытался создать и один из самых эксцентричных режиссеров М.Найт Шьямалан. В 2000 году он выпустил уникальный, хотя и не понятый многими фильм «Неуязвимый» с Брюсом Уиллисом в главной роли, а в 2016 году представил подозрительно хороший для его карьеры «Сплит», объединив два фильма в единую вселенную. Она должна была получить развитие в кроссовере «Стекло», который свел трех главных героев Брюса Уиллиса, Джеймса Макэвоя и Сэмюэля Л. Джексона из двух прошлых фильмов вместе в психиатрической больнице. Увы, картина не увенчалась успехом, хотя, когда низкие оценки останавливали Шьямалана?

Особняком стоит фильм «Хэнкок» с Уиллом Смитом в главной роли, рассказывающий о супергерое, который превышает свои геройские полномочия. Фильм понравился зрителям, хотя и был раскритикован за навязчивую рекламу известного бренда кед.

Отличными самостоятельными экранизациями комиксов о супергероях стали еще две картины. Первая – «Скотт Пилигрим против всех» 2010-го, который под четким руководством Эдгара Райта стал гиковским манифестом еще до того как «Мстители» покорили сердца массового зрителя через год. В свою очередь вышедший в том же году «Пипец» стал яркой и красочной пародией на супергероев. И хоть он получил сиквел в 2013 году, сегодня порядком подзабыт.

Кроме того, тогда же сердца зрителей по всему миру покорял сериал «Отбросы» и показывал нам аморальных людей с суперспособностями, которые плевать хотели на мир и окружающих.

Смелым экспериментом стала картина «Хроника» 2012-года рассказывающая о подростке, который получил супер силы и начал снимать об этом блог. Увы, неумение контролировать их приводят к не самым лучшим последствиям.

Отдельно от всех остальных блокбастеров находится вселенная Человека-паука от Sony. Обладая правами на самого известного супергероя в мире, компания решила перезапустить серию картин после не лучшего третьего фильма с Тоби Магуайром, сняв экранизацию комиксов серии The Amazing Spider Man c Эндрю Гарфилдом в главной роли. И если первая картина еще получила хорошие отзывы, то сиквел «Высокое напряжение» свел все старания на нет из-за своего блеклого антагониста и неоднозначной концовки. В итоге третий фильм отменили, и после этого костюм паука на себя примерял уже Том Холланд в фильме от Marvel «Капитан Америка: Гражданская война».

Однако Sony не расстались с идей паучьей вселенной. В 2018 году мир увидел «Веном», рассказывающий о главном противнике паучка инопланетном симбиоте вселившимся в героя Тома Харди. Ходят слухи, что уже в продолжении мы увидим кроссовер между ним и пауком Холлонда.

Однако лучшим произведением от Sony стал неотразимый «Человек-паук: Через вселенные», который не только впервые показал на экране приемника Питера Паркера Майлза Моралеса, но и зародил тренд на мультивселенные. Уже в следующем году нам стоит ждать продолжение этой истории.

Деконструкция жанра

Там где мейнстрим, есть и ответная реакция. По мере становления жанра супергероики в кино появлялись фильмы, которые пытались выделиться и реконструировать жанр в плане тем и юмора. Первой такой попыткой стала экранизация «Хранителей» Зака Снайдера о команде приземленных супергероев, которые сталкивались с мирскими проблемами возраста, как например, ушедшая эрекция. Режиссерская версия фильма так вообще является одной из самых нетипичных картин о супергероях на сегодняшний день.

Не менее уникальным стал фильм «Бёрдмен», рассказывающий об актере одной роли, который никак не может отойти от образа супергероя, что мешает ему построить карьеру серьезного театрального актера. Понемногу образ все больше начинает проникать в сознание героя и сводит его с ума. Главную же роль, что иронично для сюжета, исполнил Майкл Китон, сыгравший Бэтмена в экранизации Тима Бёртона 1989 года.

В 2016 году мы увидели один из первых фильмов о супергероях со взрослым рейтингом о болтливом наемнике Дэдпуле, который ломал не только кости своим врагам, но и четвертую стену. Жестокость и пошлый юмор позволили фильму завоевать любовь и получить сиквел через пару лет.

В 2017 году о своем существовании напомнила вселенная Людей X, которая после стольких провалов и перезапусков на экране показала нам самостоятельный фильм «Логан», рассказывающий брутальную историю Росомахи и его борьбе против всего мира. Фильм стал кассовым успехом и сделал шаг вперед к появлению в будущем новых картин о супергероях, нацеленных на взрослую аудиторию. Именно «Логан» и два фильма о «Дэдпуле» стали пионерами взрослого супергеройского кино.

Также неплохой попыткой реконструировать образ Супермена и показать его альтернативную историю, если бы он вырос злым человеком, была картина «Гори, гори ясно». К сожалению, она прошла мимо массового зрителя, чего не скажешь о «Джокере» Тодда Филлипса.

«Джокер» стал международным феноменом, показав одну из лучших историй главного противника Бэтмена на больших экранах. Своими доходами в более один миллиард долларов по всему миру он продемонстрировал высокий интерес людей к мрачным историям, и убедил DC с Warner Bros. дополнить расширенную вселенную DC, в которой будет выходить больше подобных картин.

Последним творением о героях в трико, выворачивающих наизнанку жанр, стал сериал «Пацаны», показавший жестокую и алчную натуру героев в образе Хоумлэндера.

И вот мы пришли к нашему настоящему. Мы смело можем заявить, что сегодня фильмы о супергероях – один из самых важных жанров. Он не просто прошел долгую эволюцию, но и в данный момент переживает Ренессанс. Сегодня различные крупные студии изготовляют супергеройское кино на любой вкус и идут в ногу со временем. Будь то блокбастеры уровня «Мстителей: Финал», заканчивая сериалами вроде «Сокол и Зимний солдат» или «Пацаны», а так же мрачные фильмы как будущий «Бэтмен» Мэтта Ривза. Остается с нетерпением ждать, куда они двинутся дальше.