Известнейший роман Брэма Стокера 1897 года «Дракула», основанный на таких письменных произведениях, как «Камилла» или «Вампир», окончательно изменил восприятие вампиров в поп-культуре и создал очень влиятельный взгляд на фольклорного кровопийцу, который до сих пор находит отклик. Однако история этих существ куда более старая.

Происхождение

В средневековье вампирами называли восставших из мертвых монстров. Так, по поверьям, вампирами после смерти становились самоубийцы, преступники или колдуны. Хотя также часто их называли порождением греха и всегда связывали с безнравственными поступками. Даже в ранней мифологии существовала четкая связь между вампирами и извращёнными [для того времени] сексуальными нормами. Чаще имелось в виду нарушение основных христианских ценностей, таких как секс вне брака или наличие нескольких партнеров. Им же приписывали приверженность к некрофилии, рабству и кровавым ритуалам.

Даже их изображение меняется от места к месту. Одни вампиры поднимаются из могил или спят в гробу, другие более человечны. Они могут казаться гротескными монстрами или сверхъестественно красивыми, соблазняя неосторожных людей. Происхождение вампиров также меняется. Человека может укусить вампир, чтобы он стал таким же. Это может быть инфекция, переносимая кровью или другими биологическими жидкостями или ритуальный процесс с участием определенных предметов; некоторые даже считали, что младенцы, рожденные с зубами, предрасположены стать вампирами. Даже способы умерщвления отличаются: от осинового кола в сердце, до сжигания вампиров на солнце.

В каждой культуре, религии и времени есть свои убеждения относительно способности воскрешать мертвых и желания совершить подобное. Вампир является частью предупреждения о том, что такие неестественные желания могут иметь ужасные последствия.

Некоторые из самых ранних записей о таких монстрах были составлены на санскрите в 730-х годах нашей эры. Первая известная запись подобного слова была в одном русском документе, где князь упоминался как "упырь". В английский язык слово «вампир» пришло в 1748-ом, когда появилось в стихотворении «Der Vampir».

Но естественно большую популярность этим чудищам принес «Дракула» Брэма Стокера, который и послужил базой для создания одного из самого раннего образа вампира в кинематографе.

Вампиры в кино начала XX века

Несмотря на то, что адаптация «Дракулы», фильм «Носферату. Симфония Ужаса» 1922 года считается в общественном сознании первым, воплотившим вампира на киноэкране – это не так.

Самым первым вампирским фильмом был «Замок дьявола» или «Le Manoir du Diable» 1869 года снятый небезызвестным Жоржем Мельесом. Хотя в этой версии это был вампир Мефистофель, превратившийся из летучей мыши в дьявола. В 1913 году появился американский немой фильм «Вампир», основанный на поэме 1897 года Редьярда Киплинга, в котором фигурировала женщина-вампир по имени Сибил.

Венгерский фильм «Смерть Дракулы» 1921 года также опередил «Носферату» не просто темой, но и тем, что был первой адаптацией романа Стокера. Однако сегодня фильм потерян, поэтому считается, что вероятно он на самом деле никак не связан с работой английского писателя.

Сам же «Носферату. Симфония ужаса» не официальная адаптация произведения о Графе Дракуле, хотя в обществе он запомнился больше всего. Официальная экранизация же увидела свет только в 1931 году, хотя до нее успела выйти еще одна картина, вдохновленная романом Стокера – «Лондон после полуночи» Тода Браунинга в 1927. Он рассказывал о таинственном особняке, в котором поселился странный человек после того как настоящий владелец совершил самоубийство. Запомнился фильм благодаря гриму главного злодея. Образ с цилиндром, плащом и заострёнными зубами стал культовым. К сожалению, пленка в полноценном виде была утеряна из-за пожара в хранилище 1965 года.

Затем последовал «Дракула» 1931 года, поставленный Тодом Браунингом. Вольно основанная на романе Стокера, это первая разрешенная законом адаптация, хотя она больше заимствует из одноименной бродвейской пьесы и «Носферату».

Если до этого вампиры были скорее созданиями Дьявола, то в этом фильме монстр представлен как таинственный готический человек с изысканным вкусом и замашками дворянина.

Середина XX века

В середине 20-го века вампирскую тематику и тренды задавала студия Hammer, которая занималась производством различных хорроров вплоть до 1975 года, когда объявила о своем банкротстве. Самый известный ее проект о кровопийцах – «Дракула» 1958 года. Однако в нем и подобных ему картинах образ был более или менее стандартный: готический, царственный, покрытый тайнами вампир интриган. Единственное отличие было в том, что картины стали цветными.

По-настоящему начали экспериментировать в 70-х годах. Так, более свежие образы появились в «Цирке вампиров» 1972 года, где готика была разбавлена карнавальными мотивами. А «Семь золотых вампиров», появившийся как результат сотрудничества Hammer и гонконгской компании Shaw Brothers, стал кунг-фу боевиком противостоянием между Ван Хельсингом и Дракулой.

70-е

Сам жанр ужасов претерпел огромные изменения в течение 70-х годов, открыв путь для современного ужаса, каким мы его знаем. Это десятилетие, когда по-настоящему начались эксперименты с правилами и структурой вампирского кино. Когда мир начал медленно подходить к концу нового столетия появились действительно новые, уникальные образы и представления о вампирах в кино. Что примечательно, в 70-х фильмы с вампирами были сосредоточены вокруг романтики и секса. Да, еще задолго до Стефани Майер.

Вампирская трилогия Жана Роллена « Дрожь вампиров», «Насилие вампира» и «Обнаженный вампир» сосредоточены на связи секса и вампиров и являются самым ярким примером кино той эпохи. Также стоит вспомнить и фильм Хесуса Франко «Вампирши лесбиянки» 1971 года.

В фильме «Блакула» и его сиквеле появился первый темнокожий вампир, где была создана новая мифология Дракулы. Затем последовал экспериментальный арт-хаусный фильм ужасов «Гянджа и Гесс», который создал совершенно новый взгляд на упырей, а также показывал вампиризм как метафору зависимости.

Дэвид Кроненберг расширил образ в своем фильме 1977 года «Бешеная». В нем главная героиня начала мутировать после аварии на мотоцикле. Она была чем-то средним между вампиром и зомби, а в ее образе от стереотипного изображения кровопийц осталась только тяга к крови.

Десятилетие завершилось тремя незабываемыми картинами, которые вернулись к более знакомой форме: « Дракула», «Салемский вампир» и «Носферату. Призрак ночи». Все три фильма имели глубокую связь с романом Брема Стокера. Также нас порадовал маэстро ужасов Джон Ромеро картиной «Мартин», где главный герой не был вампиром, однако испытывал иррациональное желание убивать и пить кровь своих жертв.

80-е

В 80-е практические эффекты были на пике своего развития, что также отразилось на вампирском кино. Основной чертой я бы назвал пристрастие к гротеску, экспрессии и глэм-року, популярного в те года. Так, «Ночь страха» 1985-го шутливо высмеивала знакомые вампирские образы. «Пропащие ребята» добавили в вампирское кино рок, а «Почти полная ночь» превратила фильмы о вампирах в кровавый боевик.

Ну, а «Мой лучший друг – вампир» так вообще был подростковой комедией и представляет собой кросс-жанровую интерпретацию. Юмор в нем строился на обыгрывании стереотипов о вампирах в школьном сеттинге. Главный герой обнаружил, что превратился в вампира, однако решил быть хорошим и никогда не убивать других людей ради крови.

90-е

После того как образ хорошо прожарили в 80-х, фильмы 90-х ступили на путь модернизма, параллельно с этим превратив вампиров в огромную движущуюся массу в боевиках.

Десятилетие началось с «Дракулы» Фрэнсиса Форда Копполы. В его новой интерпретации романа Стокера герой был не столько монстром, сколько бессмертным человеком со своей историей. Главная проблематика фильма была в том, способен ли Дракула любить. За ним последовало «Интервью с вампиром» сфокусировавшееся на том, какие проблемы следуют за тем, что главный герой является бессмертным.

За ними пришли боевики. Так, Роберт Родригес и Квентин Тарантино привнесли стильный экшен в свой чрезвычайно веселый «От заката до рассвета». Джон Карпентер добавил в свой боевик-ужастик « Вампиры» новый уровень повествования, а популярный сериал «Баффи - истребительница вампиров» привнес юмор и энергию в сюжет.

Экранизация комиксов от Марвел «Блэйд» показала нам крутого вампира антигероя, который занимался уничтожением себе подобных.

Современное кино

Все картины нового столетия сначала следовали концепциям боевиков из 90-х и смешивали вампирское кино с другими хоррорами, яркий тому пример Underworld . Однако после появления серии «Сумерки», боевая составляющая все больше начала сходить на нет, превращая вампиров в бессмертных людей, которым не чуждо человеческое.

Пак Чхан Ук исследовал, что может означать для священника заражение вампиризмом в «Жажде», а Джим Джармуш так вообще показал настоящую истории любви двух вампиров в «Выживут только любовники», где герои, несмотря на свой статус, были очень человечны и вызывали симпатию.

За все время своего существования вампиры успели побывать ожившими монстрами, порождением греха, метафорами зависимости, одиночества, сексуальности и как бы странно не звучало – человечности. От воплощения зла до романтических влюбленных, от чудовищных существ до элегантных бессмертных.

В ближайшем будущем нас ждет сразу два вампирских фильма основанных на комиксах Marvel: «Морбиус» и новый «Блэйд». Но какими бы не были их герои, мы смело можем сказать, что за все свое существование вампиры стали универсальными образами и настоящими классическими монстрами.