Люди ленивые — и на этом можно зарабатывать: История появления Netflix

Для более четкого понимания, как Netflix добился успеха, вернемся в 1997 год, США. На дворе все еще стоит эпоха VHS кассет, а классическими способами просмотра фильмов или сериалов являются кинотеатры, телевидение или же возможность взять кассету напрокат в сети Blockbusters. Она выступала монополистом в этой среде и ее отделения были разбросаны в больших количествах в каждом городе по всей стране. Несмотря на недавнее появление DVD дисков, они все еще оставались чем-то новым и менее популярным в не отвыкших от магнитной ленты умах американцев.

Однако тогда же два дальновидных приятеля Рид Хастингс, бывший член корпуса мира, а с 1996 года программист, и бывший руководитель разных компаний по почтовым доставкам Марк Рэндольф решаются сделать шаг в будущее, и открывают молодую компанию по прокату дисков через интернет — Netflix. По легенде идея пришла Хастингсу после того, как его взбесил штраф в 40 долларов за то, что он просрочил видеокассету с фильмом «Аполлон-13».

К слову, если вы всегда ломали голову, что же означает это странное слово, то состоит оно из двух частей Net— от слова интернет, и Flix — аналог слова фильм, но во множественном числе. Все довольно прямолинейно и лежит на поверхности.

Но вот, что не лежало на поверхности в 1997 году, так это потенциал выбранной Хастингсом модели распространения дисков через интернет с доставкой фильмов на дом. Так как кроме проблем с тем, что многие люди еще не привыкли к DVD дискам в принципе, многие бизнесмены того времени консервативно отрицали интернет, совершенно не предвидя, что весь мир стоит на пороге цифровой эры, переступив через который он никогда уже не будет прежним. Для них было вполне привычно, что потребителю, если тот захочет посмотреть фильм, будет комфортно выйти из дома и пойти взять его напрокат, в отличие от того, чтобы заходить через компьютер на какой-то там сайт, выбирать там какие-то фильмы и платить деньги.

Сегодня, для нас, людей 2020-го года, это звучит безумно глупо, так как мы знаем истину, которую тогда знал только Хастингс — нам лень куда-либо ходить и что-либо делать. Пожалуйста, принесите то, что мне нужно под дверь и уходите, я все уже оплатил онлайн. Будем честны, в свободное время у наших задниц всегда запланировано свидание с любой мягкой поверхностью, и прерывать его не особо хочется.

Залог успеха компании в конце девяностых годов сложился из нескольких факторов. Кроме уже упомянутой возможности взять диск в аренду, не выходя из дома, во-первых, Netflix свел на нет всю мелкую бумажную рутину, так как людям больше не требовалось заполнять лишние бланки о взятии фильма напрокат, писать расписку, запоминать дату возврата, а также платить штраф, если они не успели вернуть его вовремя. После просмотра фильма, все, что от вас требовалось — просто отправить диск обратно.

Во-вторых, система отправок дисков работала, как часы благодаря многолетнему опыту Рэндольфа. У Netflix было много отделений по всей стране и потребителям доставлялись фильмы из ближайших отделений в кратчайшие сроки.

В третьих, в 1999 году компания ввела ежемесячную подписку за 9 долларов, и потребителям даже не приходилось платить каждый раз за диск. Вместо этого они получали полный неограниченный доступ к каталогу.

И последнее — богатый каталог фильмов. В то время когда открылся Netflix, каталог их фильмов составлял 925 картин, что в принципе было всеми существовавшими на то время фильмами на DVD. И пока другие сети предлагали то, что было популярно, Netflix предлагал все и для всех. Поэтому многие называет Netflix спасителем авторского кино того времени, которое в силу своего коммерческого провала было невозможно найти нигде кроме этого сервиса. Со временем они только расширяли свою библиотеку, и к середине двухтысячных годов она насчитывала около трех тысяч картин разных жанров от боевиков, до самого странного арт-хауса.

Не прогадал Хастингс и с носителями. Сами диски, как новинка, были все еще дорогими, чтобы потребители хотели покупать их, однако они были намного надежней кассет, показывали картинку лучшего качества, а также были легкие и не вызывали проблем с доставкой. Вот почему с ними было лучше и выгодней работать.

Схема продолжала работать до 2000-го года, пока акции компании не начали падать. Тогда же ее чуть не купила та самая сеть Blockbusters, но в итоге она отказалась из-за высокой, по их мнению, цены в 50 миллионов, чем и совершили роковую для себя ошибку.

Однако Хастингс, при всей своей дальновидности не был единственным, и к началу нового столетия конкуренты пытались освоить интернет и предлагать на этом рынке свои собственные услуги. Поэтому в дело пошли алгоритмы

Продолжайте смотреть…продолжайте смотреть…продолжайте смотреть…

После убытков в размере 29.8 миллионов долларов Netflix представили в 2000-ном году систему CineMatch. Этот алгоритм был призван сравнивать вкусы отдельно взятых потребителей, чтобы рекомендовать каждому из них подходящие под их предпочтения фильмы. И работал он куда глубже, чем может показаться. Он учитывал фильмы, беря во внимания их жанр, год создания, режиссера, библиотеку пользователя [что он заказывал, и что планирует заказать] и общий рейтинг фильмов среди всех пользователей.

Беря во внимания эти факторы, система подбирала довольно интересные рекомендации и избегала банальностей. Так, например, при просмотре «Матрицы» с Киану Ривзом, она не советовал бы вам «Скорость», а скажем, условно находит еще 10 людей, которые как и вы оценили ее на 5/5 и из 10 людей она обнаруживает, что 6 из них поставили такую же оценку, например «Амели», алгоритм просматривает библиотеки этих пользователей и делает на этой основе вывод с какой вероятностью вам может понравиться этот фильм и советует вам его.

Но это условно, все на самом деле работает в масштабах миллионов пользователей с тысячами фильмов, оценок и жанров, связывая в разные цепочки предпочтений. Однако итог один — этот алгоритм был способен рекомендовать фильм, основываясь не простых связях а-ля «раз тебе понравились фильм с Джеки Чаном, посмотри еще пять других фильмов с Джеки Чаном», а воспроизводя в какой-то мере общение между людьми. CineMacth, как ваш друг, любящий разный киноопыт, мог в равной степени порекомендовать вам как жестокие фильмы Тарантино, так и комедию на один вечер.

Как итог — система в 75 % подбирала для пользователей Netflix подходящий продукт.

Netflix Everywhere

В 2007 году Netflix сделал шаг в направлении эволюции, благодаря которому мы знаем его сегодня таким, какой он есть. Он отказался от модели аренды дисков в пользу стриминга, чего не смогли сделать их конкуренты, как те же Blockbusters.

Теперь они могли транслировать фильмы и сериалы из своего разросшегося каталога напрямую в дом своих подписчиков в высоком разрешении, а пользователям осталось только сидеть и смотреть. От DVD как такового отказались не сразу, но было понятно к чему все идет.

Чтобы обеспечивать пользователей беспрерывным контентом, отделения по доставке дисков были переделаны в сервера, которые обеспечивали отлаженную работу системы.

В 2009 году Netflix разыграли грант на создание нового более умного алгоритма, который бы рекомендовал пользователям фильмы с большей точностью, чем CineMatch. С тех пор алгоритмы сервиса становятся все более продвинутыми и учитывают не только ваши вкусовые предпочтения, но и пол, расу и возраст, подстраивая даже вашу библиотеку с афишами. Так, одному пользователю будет показана афиша сериала с одними актерами, а другому с иными.

Но кроме всего вышеперечисленного, Netflix по своей традиции продолжает заигрывать с вашей ленью при помощи разных мелочей. Например, позволяя вам пропускать титры и сразу перейти к просмотру следующей серии без остановки или пропускать опенинги, чтобы сделать процесс просмотра беспрерывным.

После 2015 года сервис начинает экспансию на другие страны и приходит в Канаду, страны Европы, а в итоге в 2016 году становится доступным в 130 странах по всему миру и функционирует на 21 языке.

Свой контент

Еще одной немаловажной фишкой сервиса является свой контент, как сериалы, так и фильмы. И если начали они с простого сериала «Карточного домика», то уже в 2017 году Netflix выигрывают свою первую премию «Оскар» за лучший короткометражный документальный фильм «Белые каски».

В то же время количество подписчиков во всем мире достигает поразительных 100 миллионов. Netflix заключает контракты с Marvel и Dark Horse Comics на создание собственного контента. А уже в 2019 году получают Оскар за фильм Альфонсо Куарона «Рома» и выпускают полнометражный анимационный фильм «Клаус». В дальнейшем Мартин Скорсезе выпустил на нем эксклюзивно своего «Ирландца».

Но все это только вершина айсберга, в целом Netflix выпустил к нынешнему времени почти 300 своих фильмов и более 400 сериалов. Также этот гигант диктует стандарты качества, под которые должны подстраиваться производители контента, а от этого выигрывают в первую очередь потребители.И как интересный факт, в будущем Netflix и Tesla планируют, чтобы стриминговый сервис запускался на приборной панели машин этой марки.

Новая стриминговая эра

Все действия Netflix привели к тому, что люди боятся смерти кинотеатров [особенно в эпоху пандемии коронавируса], а крупные компании создают свои собственные аналоги Netflix, чтобы конкурировать с ней в новой сфере и показать собственный продукт на своей площадке. Disney+, HBO Max, Amazon Prime и многие другие сервисы сегодня уже соревнуются за внимание зрителей и снимают невообразимые вещи, ради создания собственной крупной фан-базы.

Например, Disney готовит сериалы по киновселенной Marvel и рассматривает возможность выпуска своих крупных релизов на стриминговом сервисе Disney +, HBO Max готовит к выпуску долгожданную версию «Лиги Справедливости» Зака Снайдера. И все это [и многое другое] благодаря модели Netflix, и тому, что компания когда-то поняла, как лень бывает людям применять усилия, чтобы посмотреть кино.