Но речь в картине, конечно же, будет не об этом.

Описание фильма «Жанна Дюбарри»

Вначале посмотрим что там в трейлере. Уже по постеру ясно, что роль Людовика досталась самому Джонни Деппу. Но что еще за знакомые лица пред нами промелькнут в этой картине?

Как оказалось, не особенно-то тут и много знакомых «рож». И по большому счету ценность фильма  «Жанна Дюбарри» (2023) и заключается в том, что в ней отсутствуют набившие оскомину голливудские звезды. Промелькнет тут местами корифей французского кино Пьер Ришар, но он в последнее время не сильно достает своим появлением на экране. А потому это только разжигает интерес.

Но, о плюсах и минусах – чуть позже. А сейчас – приступим к описанию завязки сюжета.

 Итак, пред нами Франция, середина XVIII столетия. Пока король Людовик XV и его приближенные купаются в роскоши, страна постепенно приходит в упадок. В государстве растет напряженность, которая в итоге приведет к Великой французской революции. Но не будем забегать вперед – пока до знаковых событий в истории всей Европы остается несколько десятилетий. Дворянство даже не подозревает, что случится ближе к концу века…

Начинается картина с открывающей сцены на краю живописного поля. Сидящий за мольбертом мужчина рисует портрет девочки. Действо происходит на фоне красивого пейзажа. Закадровый голос сообщает зрителю, что позирующая художнику малышка – незаконнорожденная дочь монаха и кухарки. Зовут юную простолюдинку Жанна Вобернье.

Анна, мать девочки, работала служанкой в доме месье Дюмуссо и воспитывала ребенка без отца. Добродушный хозяин с теплом относился к маленькой Жанне. Благодаря его щедрости ребенок без рода и племени получил образование, обучился хорошим манерам и с юных лет вращался в элитном обществе. С подачи господина Дюмуссо девочка попала в монастырь Сент-Ор. Дворянин прекрасно понимал, что иначе спустя пару лет она оказалась бы там, где и большинство симпатичных простолюдинок с похожей судьбой, – на панели.

Жанна, которая и до этого обожала читать, все больше времени проводила наедине с книгами. Они служили девочке окном в большой мир и помогали хотя бы мысленно покинуть скучный и унылый монастырь, в котором ей все больше не нравилось. Благодаря художественной литературе подросток постепенно открывает для себя страсти и желания совсем недетские. Вот только настоятельницами, которые за склонность к чтению «откровенных» произведений стали называть юную Вобернье «сатанинским отродьем», такое небогоугодное увлечение послушницы было воспринято в штыки. Что и приводит в конце концов к тому, что Жанну выгоняют из монастыря.

По возвращению в поместье Дюмуссо взрослеющая девушка вновь массу времени проводит с хозяином дома. Они обсуждают поэзию, живопись и другие темы. Стареющей мадам Дюмуссо влечение супруга к молоденькой простолюдинке откровенно не нравится. Опасаясь измены со стороны мужа, она обвиняет пока еще наивную Жанну в вымышленной краже и добивается того, чтобы они вместе с матерью покинули дом. Две молодые женщины в поисках лучшей судьбы отправляются в Париж – обитель всех надежд и опасностей.

Постепенно Жанна, которая из симпатичного подростка превращается в прекрасную юную девушку, начинает раскрепощаться. Если в первые дни по прибытию в столицу она стеснялась оголяться перед художниками во время работы натурщицей, то со временем, чувствуя повышенное внимание со стороны мужчин, красотка становится куда более раскрепощенной.

Вскоре после переезда в Париж Жанну нанимают в качестве чтицы для мадам де ля Гард, вдовы, воспитывающей двоих сыновей. Благодаря такой удачной должности девушка полностью погружается в мир большой литературы. Вскоре юная мадемуазель уже на равных соревновалась в остроте ума с представителями высшей аристократии, которые регулярно посещали дом ее хозяйки. Однако спокойный и красивый период в жизни девушки длится недолго. Застав Жанну в постели с сыновьями, мадам де ля Гард выгоняет нахалку.

Повзрослевшая героиня понимает, что может играть на низменных желаниях других. Это самый простой способ оставаться успешной женщиной, не теряя при этом свободы. С годами очаровательной милашке, обладающей не только привлекательной внешностью, но и острым умом, удается соблазнить десятки состоятельных мужчин. Она становится известной куртизанкой.

Во время очередного «светского мероприятия» с участием богатых аристократов, Жанна знакомится с графом Гийомом Дюбарри. Целеустремленный и не лишенный чувства юмора мужчина сразу же заявляет очаровательной собеседнице, что завоюет ее. На самом деле, у Дюбарри, который наслышан о новой знакомой от уважаемой в узких кругах мадам Лабий, куда более простой, и в тот же час изощренный план. Он предлагает девушке взаимовыгодные условия сотрудничества. Жанна вместе с матерью получает постоянное жилье в доме графа. В обмен дворянин получает саму Жанну. Молодая женщина соглашается. С этого момента вечеринки и званые ужины в поместье Дюбарри становятся куда горячее и веселее.

На одном из ночных светских раутов в своем поместье пока Жанна развлекает гостей, а ее мать кормит всех присутствующих огромным пирогом, граф общается с герцогом Ришелье на весьма деликатные темы. Высокопоставленный чиновник рассказывает месье Дюбарри (впрочем, хозяину дома об этом и так известно), что ему периодически приходится отправлять дам в опочивальню короля. Вот только ни одна из куртизанок Людовику XV по настоящему так и не приглянулась. Ришелье предлагает познакомить главу государства с Жанной. Он уверен, что такой обаятельной женщине удастся очаровать привередливого правителя.

Однако нельзя просто взять и представить девушку ее величеству. Ришелье настаивает, чтобы встреча состоялась без надуманных предлогов. Они с Дюбарри придумывают план с якобы случайным знакомством. Тогда будет казаться, словно король сам выбрал новый объект для обожания. Забегая наперед, стоит отметить, что затея срабатывает.

Жанна, которая с материнским теплом относится к Адольфу, сыну-подростку месье Дюбарри от первого брака, старается во всем помогать молодому парню, даже в написании сочинений. Она сильно привязалась к юноше, чего не скажешь о самом графе. С годами их отношения стали заметно прохладнее. У хозяина поместья хватает любовниц, которых он не стесняется приводить в качестве гостей. Жанна тоже не может похвастаться верностью своему покровителю. Причем она справедливо упрекает графа в том, что ее ухажеры хотя бы приносят деньги, в отличие от пассий самого дворянина. Уговор между Вобернье и влиятельным аристократом явно исключал подобную дерзость с его стороны. По крайней мере, девушка не рассчитывала, что любовницы сожителя будут посещать их дом в ее присутствии. Отчасти поэтому она начинает всерьез задумываться о встрече с королем, но пока своего согласия не дает.

С каждым днем отношения между Дюбарри и Жанной портятся все больше. Женщина не желает считаться с графом. Тот, в свою очередь, злится на сожительницу, которая обнаглела настолько, что оказалась способна без его ведома отменять важные встречи. Некоторые их перепалки перерастают в настоящие ссоры, после которых у куртизанки остаются отметины на теле. Побои замечает даже Ришелье, с которым Жанна периодически встречается. Именно герцогу в итоге удается убедить женщину, что знакомство с главой государства, – не такая уж и плохая затея.

Жанна соглашается на судьбоносную встречу и впервые в жизни отправляется в Версаль. Знакомство проходит именно так, как этого хотели герцог и граф. Со стороны все выглядит, словно Людовик сам заметил и выбрал привлекательную даму. Затем король приглашает девушку для приватной «беседы», что станет началом необычной и страстной любовной истории длиной во много лет. Жанна, которую в штыки примут почти все влиятельные обитатели дворца (особенно дочери короля), обретет верного соратника в лице Жана Бенжамена Делаборда, королевского камердинера и композитора. Во избежание сплетен и слухов, уже после начала отношений с правителем Франции куртизанка станет официальной супругой графа Дюбарри, хоть теплых чувств к своему покровителю у нее совсем не останется…

В будущем женщину, прошедшую сложный путь от самых низов к вершине, ждут еще множество испытаний.

Но пока она по-настоящему счастлива и наслаждается вниманием со стороны короля.

Плюсы и минусы фильма «Жанна Дюбарри» (2023)

А теперь настал черед обсудить сильные и слабые стороны исторической драмы. Фильм «Жанна Дюбарри» (2023) есть за что похвалить. Однако и недостатков у него хватает.

Визуальный ряд впечатляет. Красивые пейзажи, роскошное убранство Версаля и прекрасно переданная атмосфера Франции второй половины XVIII века – все это в ленте есть. Во многом положительное впечатление от картинки получается за счет кропотливого труда декораторов, художников-постановщиков и костюмеров. Они постарались на славу.

Чего не скажешь об операторской работе. По желанию режиссера (Майвенн хотела, чтобы ее новая картина была немного похожа на драму «Барри Линдон» (1975) Стэнли Кубрика) Лорану Дайяну пришлось снимать на 35-миллиметровую кинокамеру. Отчасти поэтому, а также из-за порой не самых удачных ракурсов (к примеру, затяжные общие планы в простых и незрелищных сценах) и странной, местами засвеченной, а иногда слишком «приглушенной» цветокорреции, от ленты в современную эпоху цифровой аппаратуры веет «прошлым веком». Все же Дайан, который работал над такими картинами, как «Восток-Запад» (1999) и «Добро пожаловать» (2009), точно способен на большее.

Не слишком удачно сделали свое дело и монтажеры. Действие почти двухчасовой ленты развивается неспешно и порой даже уныло. Понятно, что жанр подразумевает отсутствие экшна. Однако без ряда затянутых сцен фильм смотрелся бы живее. Но тут вопросы к постановщице, у которой было свое видение проекта.

Кстати, режиссерское кресло занимала та самая Майвенн, которая ранее успела поработать с Люком Бессоном (какое-то время они даже состояли в браке) и другими известными киноделами. Она же ответственна за большую часть сценария и она же исполнила главную роль.

Как тут не пошутить насчет того, что девушки готовы на многое ради постельных сцен с Джонни Деппом. Ну, а почему бы и нет? Если условным Бену Аффлеку и Джозефу Гордону-Левитту, которые снимали фильмы по своим же сценариям, и снабжали их откровенными сценами с красотками (например, «Город воров» (2010) с Ребеккой Холл или «Страсти Дон Жуана» (2013) со Скарлетт Йоханссон) можно, то чем Майвенн хуже-то?

Но все же хватит подобных шуток. Если серьезно, то Майвенн – действительно талантливая постановщица и актриса, обладательница приза жюри Каннского фестиваля и многократная номинантка на «Золотую пальмовую ветвь» и «Сезар». Так что, как уж она лично эту тему развидела и представила, так и нам ее решила подать.

Сценарий ленты постановщица написала совместно с Николя Ливекки и Тедди Лусси-Модесте. По слухам, менее опытные авторы лишь помогали Майвенн отшлифовать уже готовые наброски. Основную же работу, включая диалоги, которыми восхищаются некоторые критики (к примеру, авторы французской газеты Le Journal du Dimanche), выполнила именно режиссер, пожелавшая снять ленту о Жанне Дюбарри еще семнадцать лет назад, когда увидела этого персонажа в исполнении Азии Ардженто в ленте «Мария-Антуанетта» (2006). Вот только сам сюжет вовсе не идеален. Значительную часть истории зритель и вовсе узнает из уст невидимого рассказчика, из-за чего складывается ощущение, что создателям исторической драмы просто было лень визуализировать события.

Если в начале картины закадровый голос воспринимается хоть как-то уместно (во многих фильмах нас знакомят с экспозицией с его помощью), то уже к середине произведения его монологи начинают напрягать.

А вот актерский состав по-настоящему порадовал. Джонни Депп, впервые заговоривший на французском, великолепен. Даже жаль, что у него все же не главная роль. Будь у талантливого актера чуть больше экранного времени, он мог бы еще лучше раскрыть образ Людовика XV. Пьер Ришар в роли герцога Ришелье тоже хорош. Добавили ярких красок своей игрой и Ноэми Львовски, Мельвиль Пупо, Бенжамен Лаверн и Полин Польманн. Другие актеры второго плана тоже отлично передают настроение и характер своих персонажей.

Немного смущает выбор Майвенн самой себя на ключевую роль. Она – хорошая и талантливая актриса. Однако за счет весьма специфической внешности (если кто не в курсе, это именно Майвенн воплотила на экране инопланетную оперную певицу Диву Плавалагуну в фантастическом боевике «Пятый элемент» (1997) Люка Бессона) сложно представить такую женщину в образе самой привлекательной куртизанки своего времени.

Ведь по информации ряда исторических источников (взять хотя бы портрет работы Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрен) Жанна Дюбарри была настоящей красавицей.

Еще вводит в ступор странное переигрывание девушек, исполнивших роли дочерей Людовика XV. Складывается впечатление, что часть сцен с ними была добавлена ради комического эффекта. Вот только подобная буффонада больше бы подошла диснеевским мультфильмам вроде «Золушки», а в серьезной исторической драме порой их переигрывание выглядит попросту неуместно.

В целом после просмотра «Жанна Дюбари» (2023) оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, это качественная костюмированная драма с хорошими актерами на вторых ролях. Выглядит лента вполне прилично. С другой стороны, сюжет, манера съемки и даже сама подача истории оставляют желать лучшего. Наша оценка: 6 из 10. Поклонникам жанра и персональным фанам Джонни Деппа или Майвенн фильм «Жанна Дюбарри» точно придется по вкусу.

Остальным советуем смотреть на свой страх и риск.

Заключение

Всем, в ком наша рецензия на фильм «Жанна Дюбарри» разожгла интерес и подвигла-таки к просмотру киношедевра целиком, советуем пройти по ссылке ниже.

Смотреть фильм «Жанна Дюбарри» (2023) онлайн на Okko

Приятного просмотра, отличного настроения, мирного неба над головой и еще больше клевых кинолент и сериалов на просторах Сети.

Популярные публикации

Самые популярные публикации по теме
за сто дней