На самом деле выход Days Gone на ПК и новое заявление Джима Райана более чем предсказуемы и прямым образом следуют из прошлогодних действий и обещаний Sony. Только за прошлый год компания на персональных компьютерах выпустила Death Stranding, права на который принадлежат Sony, ролевую игру в открытом мире Horizon Zero Dawn, разработанную внутренней студией платформодержателя и, что еще более важно, издала одновременно на ПК и PS4 кооперативный боевик Predator: Hunting Grounds . Наконец, в ноябрьском отчете перед инвесторами представители Сони заявили, что в будущем компания планирует еще больше своих игр выпустить на персональных компьютерах. Очевидно, что релиз Days Gone или практически любой другого крупного эксклюзива Playstation 4 на ПК – лишь дело времени.

Но насколько целесообразны подобные действия? Если рассматривать их с точки зрения получения краткосрочной прибыли, то новая политика ухода от перманентной эксклюзивности своих проектов в пользу большего спектра платформ, на которых они выходят, выглядит оправданной. Множество крупных эксклюзивов Playstation могли похвастаться внушительными цифрами продаж, вроде God of War, проданного тиражом в 10 миллионов копий на одной платформе за год, Horizon Zero Dawn, сделавшего тот же тираж за 2 года, или Uncharted 4, нашедшего 16 миллионов покупателей согласно данным на конец 2019 года.

Эксклюзивы Playstation массово перебираются на ПК. Новая политика Sony и к чему она приведет

Цифры значительные, но стоит учитывать, что большинство игр Sony в кратчайшие сроки понижаются в цене в PSN и затем добирают тираж на многочисленных распродажах, из-за чего итоговая выручка знаковых для Sony проектов не столь впечатляющая. Например, крупный хит God of War спустя 2 года продается на постоянной основе за 1349 рублей, вместо изначальных 4000 рублей, а на скидках стоимость и того ниже. Обратная ситуация у Nintendo, игры которой, как та же The Legend of Zelda: Breath of the Wild, умудряются даже спустя годы продаваясь по полной стоимости присутствовать в топах продаж, лишь изредка радуя пользователей символическими скидками.

В контексте того, что игры Sony спустя несколько лет перестают приносить высокую прибыль логичным шагом выглядит желание компании продать их новой аудитории, в частности ПК-геймерам, задобрив их небольшими плюшками в виде графических улучшений. Тем более продавать проекты не просто как поддержанный продукт, а фактически новую игру с большим ценником. Например, Horizon Zero Dawn: Complete Edition в американском Стиме стоит 49.99 долларов вместо 29.99 долларов в PSN. Выгоды очевидны.

Эксклюзивы Playstation массово перебираются на ПК. Новая политика Sony и к чему она приведет

А вот что касается общих продаж бывших эклюзивов Playstation на ПК, то здесь ситуация не самая впечатляющая. Horizon Zero Dawn, согласно данным ресурса Steamspy, продался с августа прошлого года тиражом от одного до двух миллионов копий, что, согласитесь, не особо вдохновляет с учетом статуса игры как одного из главных эксклюзивов Playstation 4. Однако с учетом минимальных затрат на маркетинг и портирование, а также повышенный ценник относительно консольных версий – даже такие незначительные продажи выглядят в итоге как не самая плохая бизнес-идея Sony, решивших повторно выпускать свои игры на персональных компьютерах.

Столь же логичным выглядит релиз Days Gone на ПК. Игра уже давно не присутствует во всевозможных топах продаж, продается по существенным скидкам, а с недавнего времени и вовсе добавлена в список PS Collection. То есть, фактически, пользователи PS5 практически не платят за игру в Days Gone, финансовый потенциал игры практически иссяк на платформе, потому неудивительно, что она выступила претендентом на релиз в Steam и EGS. В дальнейшем, если попытаться предсказать, какие еще игры выйдут на ПК, то список довольно значительный при попытке отталкиваться в первую очередь от PS Collection. Наиболее вероятен скорый релиз God of War на ПК, приуроченный к выходу God of War: Ragnarok и первой части The Last of Us на ПК, которая в скором времени обзаведется экранизацией.

Эксклюзивы Playstation массово перебираются на ПК. Новая политика Sony и к чему она приведет

Повторю мысль, сказанную еще в начале статьи: с точки зрения краткосрочной прибыли выпуск на PC эксклюзивов Sony «не первой свежести» выглядит оправданным решением. Но что насчет далеко идущих последствий на бренд Playstation? Здесь уже не все так однозначно и не стоит исключать вероятность, что заигрывания с ПК-аудиторией может отвернуть от Sony часть консольных игроков, которые не наблюдая сильной надобности в Playstation 5, перестанут пользоваться консолью. Учитывая, что Sony в основном зарабатывает на продаже как собственных, так и сторонних игр в PSN, микротранзакциях и подписках на PS Plus, уменьшение количества владельцев консолей может неприятно ударить по кошельку платформодержателя.

Продолжая политику выпуска своих игр на ПК Sony фактически негласно расписалась под мнением, что рано или поздно все ее игры выйдут на персональных компьютерах. Неважно, правда это или нет и какие в дальнейшем шаги будет предпринимать компания, но начало положено и новым заявлением Джим Райан только подтвердил дальнейший курс игрового подразделения Sony. Если выпуск Horizon Zero Dawn на PC был в том числе продиктован желанием познакомить ПК-аудиторию с первой частью серии в преддверие сиквела, побудив их на покупку консоли и выходящего эклюзивно на PS4 и PS5 Horizon Forbidden West, то станут ли они действительно приобретать ради франчайза дорогостоящее игровое устройство?

Возможно, кто-то из ПК аудитории раскошелиться на покупку консоли, сгорая от нетерпения сыграть как в Horizon Forbidden West, так и другие эксклюзивные релизы, если портированные проекты Sony им придутся по душе. Но как по мне, для большинства пользователей ПК не многое изменится и они просто примут выжидательную позицию. Sony за последние годы подтвердила не только вероятность выхода своих «устаревших» эксклюзивов, но и относительно новых проектов, как вышедший на ПК всего лишь полгода спустя консольной премьеры Death Stranding. Или вовсе заявила о себе как компания, способная выпускать игры одновременно на PS и PC, как в случае с Predator: Hunting Grounds.

Руководители игрового подразделения Сони будто сами не определились, как им стоит подходить к выходу игр на ПК, и импровизируют на ходу в попытках извлечь максимум прибыли из контента. Что еще хуже, компания оставляет в состоянии неопределенности собственных пользователей, включая консольную и компьютерную аудиторию. В дальнейшем может быть любой сценарий, вплоть до выпуска всех игр Sony одновременно на PS5 и ПК, начиная с 2022 года. В таком случае вполне справедливо мнение, что Playstation 5 теряет часть своей ценности, из-за чего некоторые пользователи могут вместо покупки консоли остановиться на сборке игрового ПК, где есть как собственные эксклюзивы, так и все проекты Microsoft, а также релизы Sony.

Эксклюзивы Playstation массово перебираются на ПК. Новая политика Sony и к чему она приведет

Впрочем, даже если оставить в стороне разговоры об эксклюзивности, современная политика Sony по выпуску игр вызывает некоторые опасения. Главный неприятный момент связан с решением компании сфокусироваться на разработке масштабных игр с минимумом экспериментов, о чем заявляли инсайдеры издания VGC, создатель оригинального God of War Дэвид Яффе и Кейитиро Тояма, стоявший у истоков создания серий Siren, Silent Hill и Gravity Rush, который ушел из Sony Japan Studio именно из-за давления со стороны нового руководства компании. За ним ушло еще несколько ключевых разработчиков, после чего Sony решились на реорганизацию студии, уменьшив штат сотрудников и переключив их полностью на поддержку серии Astro.

Не самый приятный звоночек, учитывая, что подарившая нам необычные серии Gravity Rush и Siren студия стала заложником одного франчайза. Остается только верить, что будущие игры серии Astro будут не менее увлекательны, чем Astro's Playroom и Astro Bot Rescue Mission. Очевидно, что Sony оптимизирует расходы, фокусируя студию на самом ее успешном франчайзе за последние 10 лет, но закрывать ей возможности для создания новых экспериментальных IP – явно не то, что помогло бы созданию разнообразных проектов в копилке эклюзивов Playstation. Становясь более ориентированной на продажи, чем на эксперименты Sony рискует закостенеть как производитель контента, окончательно сковав себя рамками нескольких жанров и франчайзов.

Эксклюзивы Playstation массово перебираются на ПК. Новая политика Sony и к чему она приведет

Нет ничего плохого в блокбастерах вроде Ghost of Tsushima, God of War или Horizon Zero Dawn – это во многом феноменальные игры, лицо бренда Playstation, но нежелание тратить крупные финансы на рисковые проекты может, опять же, отвернуть от Sony некоторых хардкорных игроков. Разумеется, всегда можно кивнуть в сторону инди-сцены и АА-игр, которые так активно поддерживает компания на многочисленных презентациях, достаточно лишь взглянуть на пул проектов, представленных на последнем State of Play. Однако есть еще достаточно смелые и дорогие в разработке игры, вроде The Last Guardian, Death Stranding и The Last of Us Part 2 - они не менее важная часть бренда и отличаются сюжетными или геймплейными экспериментами, помноженными на ААА-бюджет, что достаточно редкий прецедент в игровой индустрии.

Разумеется, Sony не единственная, кто финансирует рисковые продукты в рамках ААА-гейминга, но чем меньше их, тем хуже, особенно сегодня, когда игры – большой бизнес и на их место приходит потакание современным трендам и желание всеми возможныфми способами потакать требованием игроков. С другой стороны стоит отметить, что несмотря на заявление ряда инсайдеров и бывших разработчиков Sony по-прежнему открыта к экспериментальным проектам, пусть и не в рамках больших бюджетов. Можно вспомнить хотя бы гоночную аркаду Destruction AllStars и сюжетный рогалике Returnal, выходящий 30 апреля. Но даже здесь благие намерения рискуют быть погребены под желанием компании получить максимальную прибыль. Речь идет, разумеется, о неадекватно высоком ценнике игр.

Эксклюзивы Playstation массово перебираются на ПК. Новая политика Sony и к чему она приведет

Если над оправданностью стоимости Returnal  в районе 5499 рублей еще можно дискутировать, так как игра не успела появиться на прилавках, то Destruction AllStars, продававшаяся изначально по аналогичной цене – явный пример игры, не соответствующая своей стоимости. Практически полное отсутствие контента, посредственное качество игры и даже с учетом раздачи в PS Plus малое число игроков ставят крест на будущем проекта с учетом его ценника. Благо, это поняли и в Sony, решив снизить цену на Destruction AllStars до 1499 рублей всего месяц спустя даты релиза.

Смена руководства Sony и перенос главного офиса в США не прошло безвозвратно – сегодня компания нацелена на извлечение максимум прибыли в краткосрочном периоде и больше ориентирована на эксперименты со способами распространения игр, чем на непосредственно жанровых экспериментах в самих играх. Прогнозировать, насколько оправданны действия Sony Interactive Entertainment окажутся на длительной дистанции – занятие сложное и неблагодарное хотя бы потому, что компания имеет в последнее время свойство менять на ходу собственную политику и идти вразрез с устоявшимися канонами бренда Playstation. Пока предлагаю запастись попкорном и наблюдать за метаморфозами современной Sony, которая за ближайшие несколько лет имеет все шансы измениться до неузнаваемости.

Читайте также подборку 10 самых ожидаемых RPG 2021 года.