Предлагаю сегодня подробно рассмотреть действия Сони в последние годы, собрать вместе все самые спорные шаги и поразмыслить над тем, что ждет компанию и в частности бренд Playstation в дальнейшие годы.

Для начала стоит расставить все точки над и: несмотря на некоторые огрехи в рекламной кампании приставки нового поколения, PS5 по крайней мере в первый год точно ждет хорошее будущее и никакого провала даже отдаленно не намечается.

По правде говоря, запуск консоли вырисовывается намного более удачным для конечного потребителя, чем аналогичный у Playstation 4 семь лет тому. Как минимум исходя из 4 причин:

  • На старте игроков ждет целых 5 эксклюзивных игр в лице Astro’s Playroom, Demon’s Souls, Spider-Man: Miles Morales, Destruction All-Stars и Sackboy: A Big Adventure, две из которых также посетят PS4;
  • Коллекция PS Plus из 18 заслуживших признание геймеров и критиков игр;
  • Функция обратной совместимости с «тысячами» игр для Playstation 4, часть из которых получат ощутимые улучшения на консоли нового поколения;
  • И, конечно, не стоит забывать об приемлемой цене, которая учитывая достаточно прогрессивное железо выглядит не менее удачно, чем ценник в 399 долларов на PS4 в году.
Главные ошибки Sony и переобувание в воздухе: что происходит с брендом Playstation

Казалось бы, бренд Playstation на волне успеха и нет существенных поводов, чтобы усомниться в дальнейшем сохранении Сони лидерской позиции в игровой индустрии. Но нет, руководство компании, начиная с решения позволить Quantic Dreams выпустить свои игры на ПК, доселе считавшимися беспрекословными эксклюзивами бренда Плейстейшен (напоминаем, что права на торговые марки Heavy Rain, Beyond Two Souls и Detroit: Become Human принадлежат Sony), продолжает совершать действия, главные проблемы которых – непоследовательность и введение в замешательство собственной аудитории.

Помимо выпуска на ПК нескольких ранее эсклюзивных для PS4 игр Sony даже успела побыть в этом году в качестве издателя Predator: Hunting Grounds, выпущенного одновременно для ПС4 и ПК. По всей видимости, японская компания всерьез заинтересованно нишей игроков на персональных компьютерах. И здесь даже проблема не в том, что начиная с PS1 неотъемлемой частью консоли были эксклюзивные игры, а сейчас Сони решила пересмотреть собственную политику, из-за чего некоторые поклонники эксклюзивов бренда Playstation могут перебраться с консоли на ПК. Не всем подобное решение по нраву, но если Сони решились на создание отдельной экосистемы с собственными играми, наподобие Microsoft, то пусть так оно и будет, вот только вместо четкой стратегии и развития нового направления руководство Сони пытается сидеть на двух стульях.

Detroit Become Human

С одной стороны мы слышим, что политика эксклюзивных для консоли игр по-прежнему важна для представителей компании, что хорошо поддерживается пулом заявленных к старту PS5 эксклюзивных игр, с другой же корпоративный отчет Sony за 2020 год прямо говорит о желании японского гиганта продолжать экспансию на ПК-рынок. За примерами далеко ходить не надо – достаточно обратить внимание на выход Death Stranding в июле и Horizon Zero Dawn в августе. Также можно вспомнить про многочисленные временные консольные эксклюзивы, вроде Deathloop и Kena: Bridge of Spirits, которые выходят одновременно на PS5 и PC.

Желания крупного индустриального игрока занять новые для себя ниши вполне понятны, ведь кто из нас не любит деньги? Вот только чего ожидать игрокам, которые берут Playstation 5 исключительно для эксклюзивов, могут ли они рассчитывать на конкретные вопросы относительно будущей политики Sony? Нет. Sony зондирует финансовую почву на предмет перспективности новых платформ и нет никаких гарантий, что тот же The Last of Us Part III не выйдет одновременно на ПК и ПС5. В этом, повторимся, нет в действительности ничего ужасного, расстраивает только отсутствие четкой стратегии у платформодержателя.

Заканчивая тему ПК-версий можно вспомнить курьезный случай с трейлером Demon’s Souls, который несмотря на ранние заявления о статусе игры как полноценного эксклюзива PS5, был опубликован 16 сентября с припиской о том, что игра выйдет одновременно и на ПК, а в дальнейшем даже заглянет на другие консоли. Как бы диковинно не звучала бы подобная новость еще полтора года тому, сегодня она не выглядит чем-то выходящим из ряда вон, скорее похоже на логическое продолжение стратегии Sony. Даром ли, что уже через час трейлер удалили, объяснив "человеческой ошибкой" приписку о выходе игры на ПК и другие консоли.

Главные ошибки Sony и переобувание в воздухе: что происходит с брендом Playstation

Также занимательный инцидент случился Final Fantasy XVI, анонсирующий трейлер которого на презентации игр для Playstation 5 сопровождался сообщением, что игра выходит одновременно на консоли и ПК. Забавно тут заявление представителей Square Enix о том, что несмотря на действия Sony, они ничего не знают о разработке ПК-версии собственной игры.

Здесь уже вызывает недоумие не столько непоследовательность политики Sony, сколько сам факт наличие сразу двух вводящих в заблуждение будущих пользователей PS5 PR-ошибок в одних из важнейших промо-материалов консоли нового поколения – трейлер Demon’s Souls и презентация Playstation Showcase, набравшая за 4 дня почти пять миллионов просмотров на Youtube. Понятно, что ошибки могут быть продиктованы издержками дистанционной работы во время пандемии коронавируса, но это едва ли оправдание, учитывая важность видеороликов в рекламной кампании Playstation 5.

Тяжело поверить, что после обязательного просмотра материалов многочисленными сотрудниками Sony никто не обратил внимание на ошибки. На лицо или некомпетентность внутренних отделов компании, или чье-то целенаправленное вредительство. Не желая строить конспирологические теории отдам предпочтение варианту с некомпетентными сотрудниками.

Final Fantasy XVI PS5

Следующий сомнительный шаг Sony сделали уже после Playstation Showcase, анонсировав в официальном блоге Plyatstation, выход Spider-Man: Miles Morales, Sackboy: A Big Adventure и Horizon Forbidden West на PS4 после того, как ранее все три игры были представлены полноценными эксклюзивами PS5. Как и в случае с релизом игр на ПК больше всего вызывает вопросы не сам факт выхода проектов на разных платформах, а непоследовательность в действиях Sony.

Конечно, еще в мае руководитель SIE Джим Райан подтвердил, что несмотря на релиз консоли нового поколения компания продолжит поддерживать «старушку» PS4. Однако вместе с этим Райан выступил с заявлением, что «Мы [Sony] верим в поколения», отдельно подчеркнув в своей речи важность новых технологий, включая 3D-звук и возможности применения SSD, позволяющих предоставить геймерам новые впечатления от игр, полностью оправдывая факт выпуска игровой приставки нового поколения. Подобная политика с акцентом на разных поколениях разительно отличала стратегию Sony от Microsoft, которые пообещали выпускать в ближайшие два годы все игры от Xbox Game Studios одновременно на Xbox One и Xbox Series X.

Главные ошибки Sony и переобувание в воздухе: что происходит с брендом Playstation

Плоды слогана "Мы верим в поколения" можно было увидеть на прошедшей в июне презентации The Future of Gaming, где Sony представили некстген игры, отдельно оставив примечание в трейлерах тех проектов, которые выйдут на разных поколениях Playstation или вовсе являются временным консольным эксклюзивом Сони. Все предельно понятно, но ровно до того момента, как заявленные ранее в качестве игр для PS5 Spider-Man: Miles Morales, Sackboy: A Big Adventure и Horizon Forbidden West анонсируются для ПС4.

Представители компании поспешили объяснить свой поступок непростыми временами и желанием предоставить поклонникам бренда Playstation выбор, на какой платформе играть. Решение благородное, вот только очередное непоследовательное действие явно не красит Sony, особенно в рекламной кампании PS5, которая чуть ли не в первую очередь строится на преимуществах революционного SSD.

Уже самая первая техническая презентация Playstation 5 стала настоящим мемом в геймерских кругах благодаря многократному акцентированию внимания главного архитектора консоли Марка Церни на преимуществах SSD нового поколения, способном передавать до 2 Гб информации за четверть секунды. Фактическая скорость установленного в ПС5 твердотелого SSD-накопителя в 100 раз выше HDD-накопителя в ПС4, что по словам Марка Церни, может не только уменьшить время загрузок или сделать открытые миры более детализированными, но полностью изменить подход к проектированию уровней играх и открыть принципиально новые возможности для разработчиков.

Марк Церни PS5 SSD

Аналогичного мнения придерживается вице-президент Naughty Dog Нил Дракманн, бывший арт-директор Bungie Маркус Лето и творческий директор дилогии платформеров Ori Томас Малер. Sony также выпустили отдельный материал, где многочисленные разработчики в красках рассказывают об инновационных возможностях SSD в PS5, который «меняет правила игры».

Одновременно преподносить SSD как главное техническое достижение некстген-консоли, которое способно раскрыться по-настоящему только в играх, разработанных с нуля под новый твердотелый накопитель, и в тоже время анонсировать на ПС4 проекты, которые ранее были заявлены как эксклюзивы ПС5 – все это выглядит как выстрел себе в ноги со стороны Sony. И ладно бы от такого пострадают игры первой волны в лице Spider-Man: Miles Morales и Sackboy: A Big Adventure, которые и без того не впечатляют визуально. Но когда выходящий в 2021 году бенчмарк Horizon Forbidden West рискует не реализовать свой потенциал в полной мере из-за удерживающего фактора в виде PS4 с устаревшим HDD, то переменчивая политика Sony начинает ощущаться не только непоследовательной, но еще и вредной.

Playstation 5. Horizon Forbidden West

С рациональной точки зрения все действия Sony предельно понятны, руководство компании их даже не скрывает – максимизация прибыли путем охвата как можно большей аудитории. Это вовсе не плохо, если бы не попытка сразу усидеть на всех стульях: разрабатывать кросс-ген игры на ПС4 и ПС5, также уделять внимание исключительно некст-ген тайтлам и не забывать выпускать ряд игр на ПК. Три разных аудитории, которым единственное, что в действительности требуется – понятная и четкая стратегия действий платформодержателя. И здесь самое удручающе – Сони, пытаясь понравиться всем, действует зачастую непоследовательно и оставляет в подвешенном состоянии вопрос о выходе тех или иных игр для всех аудиторий, на которые она работает.

Вместе с явными ошибками промо-материалов, таких как анонс Demon’s Souls и Final Fantasy XVI на ПК, указывающих на некомпетентность сотрудников Sony, переменчивость в действиях, а также явное желание понравиться всем( и в тоже время никому по-настоящему), приводит к потери доверия к бренду со сторону лояльной аудитории. Потеря доверия – отток пользователей и финансовые убытки. Сложно сказать, с чем на глубинном уровне связанны обсуждаемые в этой статье проблемы. Может быть десятки причин: от корпоративной борьбы между различными отделами SIE, до зашоренности от впечатляющих успехов PS4. Но в одном можно точно не сомневаться – бренд Playstation и сама Sony меняются. Вызывает только сожаление стойкое чувство, что в Sony, по всей видимости, и сами пока не знают, какой компанией они хотят стать и каким видят будущее Playstation.

Подробно о PS5, включая цены в России список магазинов с предзаказами, вы можете узнать из нашего специального материала.

Популярные публикации

Самые популярные публикации по теме
за сто дней