Преимущества Xbox Game Pass

Начнем с самого очевидного достоинства – возможность за демократическую стоимость (10 долларов за месячную подписку на Xbox Game Pass или за 15 долларов на Xbox Game Pass Ultimate) получить доступ к библиотеке с более чем 300 играми. Учитывая возросший вместе с запуском Next-Gen консолей ценник на некоторые релизы, в том числе на конкурентной игровой приставке Playstation 5, предложение от Microsoft выглядит, как особенно перспективный способ приобщить к использованию сервиса многочисленную аудиторию. В итоге вместе с Xbox Game Pass и самой дешевой Next-Gen приставкой в лице Xbox Series S стоимостью 299 долларов Microsoft смогли единолично оккупировать бюджетный сегмент консольного гейминга, позволяя пользователям за минимум финансовых вложений поиграть в игры нового поколения.

Разумеется, речь идет далеко не обо всех играх нового поколения, но предлагаемый по подписке сегмент игр способен приятно удивить. Microsoft при пополнении списка проектов придерживается тактики Netflix, размещая в своем сервисе игры разнообразных жанров. Начиная адвенчурами вроде Outer Wilds и заканчивая гоночными симуляторами, например Dirt 5, вышедшего вместе со стартом нового поколения консолей и уже в конце февраля спешащего дополнить библиотеку игр XGP. Не обходится сервис и без блокбастеров, среди которых особенно отметим Red Dead Redemption 2, Doom Eternal и доступный по подписке с момента официального релиза боевик Gears 5.

Xbox Game Pass - это проклятье или благо? Преимущества и недостатки сервиса от Microsoft

Получившаяся триада из «недорогая стоимость подписки», «разнообразные тайтлы» и «большой ассортимент игр» может позитивно сказываться одновременно на геймерах и разработчиках игр. Игроки, будучи не отягощенные необходимостью раскошеливаться на каждый отдельно взятый в подписке проект, могут позволить себе уделить время тайтлам, которые они бы побоялись покупать за реальную стоимость. Польза очевидна - геймеры со стажем могут на примере своего опыта подтвердить, что иногда совершенно неожиданно удается найти игровые бриллианты, на которые, не поиграв, изначально смотрел со скепсисом.

Для разработчиков мультиплатформенных игр здесь тоже плюс, даже вне зависимости от того, получают ли они финансовые дивиденды от Microsoft за количество загрузок их игры пользователями сервиса. Если в проект играют на бесплатной основе – он возвращается в инфополе, активно обсуждается геймерами и при позитивных откликах может привлечь к игре владельцев консолей от Sony и Nintendo, которые, не имея возможности оформить подписку Xbox Game Pass, приобретут цифровую или дисковую копию игры на свою приставку.

Xbox Game Pass - это проклятье или благо? Преимущества и недостатки сервиса от Microsoft

Сила сервиса XGP в разнообразии, что также подтвердил глава игрового подразделения Microsoft Фил Спенсер в интервью изданию The Guardian. По словам Фила Спенсера, компания вряд ли бы финансировала разработку эпизодической игры Tell Me Why и полетный симулятор Microsoft Flight Simulator, если бы не Xbox Game Pass и преимущества, которые можно получить с помощью игр разного жанра и пятнадцатимиллионной аудитории пользователей, подписанных на сервис. Microsoft Flight Simulator так и вовсе отличный пример того, насколько выгодной для нишевых проектов может оказаться модель распространения по подписке. Несмотря на непопулярный жанр симулятор за несколько месяцев смог привлечь несколько миллионов игроков.

Еще более очевидно желание Microsoft разнообразить библиотеку Xbox Game Pass на ПК и консолях Xbox заметно в покупке многочисленных студий разработчиков, из-за чего после оформления сделки с Bethesda Game Studious в активе IT-гиганта окажется более 25 игровых студий. Нет причин сомневаться, что наличие мастеров жанра FPS из Machine Games и id Software, легенд ролевых игр из InXile Entertainment и Obsidian Entertainment, студии Тодда Говарда, ответственной за серию The Elder Scrolls и последние релизы во франчайзе Fallout, а также множества других профессионалов позволит насытить сервис контентом, рассчитанным на геймеров с самыми разными игровыми предпочтениями.

Xbox Game Pass - это проклятье или благо? Преимущества и недостатки сервиса от Microsoft

Однако, как мне видится, больше всего от сделки с Microsoft выиграют разработчики из Arkane, принадлежащие к конгломерату студий Bethesda Game Studious. За последние пять лет Arkane отметилась релизом двум проектов – Prey и Dishonored 2. Оба релиза получили хорошие оценки критиков, в кратчайшие сроки обзавелись культовым статусом и, тем не менее, провалились в продажах. Закономерное следствие двух провалов подряд – новая игра студии под название Deathloop. Выходящий в этом году шутер, по крайней мере в геймплейных роликах, выглядит значительно бюджетнее ранее упомянутых игр.

Если верить краткому описанию будущих проектов студии InXile Entertainment на сайте разработчиков и заявлениям индустриального инсайдера Джеффа Грабба, Microsoft не прочь выделить массивные бюджеты на игры собственных студий, что может крайне положительным образом повлиять на будущие релизы Arkane. Проекты студии уникальны в рамках современной индустрии и смогут стать жемчужиной Xbox Game Pass, привлекая к сервису новую аудиторию. Дополнительную уверенность в светлое будущее Arkane вселяет признание Фила Спенсера, который в интервью сайту Gamereactor сообщил, что хочет в сервисе увидеть как можно больше одиночных игр.

Xbox Game Pass - это проклятье или благо? Преимущества и недостатки сервиса от Microsoft

Недостатки Xbox Game Pass

Теперь перейдем к отрицательным сторонам Xbox Game Pass. Они в большей степени связаны с практическими сторонами сервиса и могут быть исправлены в будущем. Первая проблема заключается в том, что многочисленные релизы от сторонних издателей и разработчиков размещаются в XGP на временной основе, что может вызвать неприятности в случае, если проект понравится, к нему после прохождения или длительной паузы в прохождении захочется вернуться, но останется только вариант с покупкой полноценной версии игры. При этом длительность нахождения игр в сервисе не нормирована и может варьироваться в зависимости от проекта. Например, Red Dead Redemption 2 был доступен 4 месяца, когда в Devil May Cry 5 подписчикам сервиса можно было играть в течение года.

Для прохождения одиночных игр ограниченные сроки доступности проекта по подписке достаточны, чего не скажешь о мультиплеерных проектах. В этом случае оформить подписку на Xbox Game Pass в России или любой другой стране – лишь временная мера, аналог расширенной демоверсии, которая должна помочь определиться, заслуживает ли игра траты денег или нет. Дополнительное неудобство вызывает также необходимость платить за покупку DLC к доступным в сервисе играм от сторонних разработчиков, что опять же позволяет провести аналогии между XGP и масштабным сервисом по предоставлению демоверсий на крупные проекты.

Xbox Game Pass - это проклятье или благо? Преимущества и недостатки сервиса от Microsoft

Еще одна не столько претензия, сколько напоминание, что сервис Microsoft не панацея для геймеров, не пропускающих громкие игровые новинки – размещение в XGP громких хитов от сторонних издателей спустя несколько месяцев после официального релиза, либо их отсутствие вовсе. Упомянутые выше DMC 5 и RDR 2 в Xbox Game Pass появились спустя 4 месяца и полтора года соответственно с момента официального релиза. Потому ожидание добавления в сервис таких проектов, как Cyberpunk 2077, новых частей Call of Duty или Assassins Creed рискует быть не только длительным занятием, но иногда и бесперспективным. Подобное мнение подтвердил руководитель издательства Take-Two Штраус Зельник, компания которого разместила в Xbox Game Pass ряд своих крупных проектов, но в итоге оказалась не удовлетворена финансовыми дивидендами, полученными от распространения игр в сервисе по подписке.

Вероятно, в будущем проблема появления в XGP крупных релизов от сторонних компаний может немного решится после существенного увеличения количества активных пользователей сервиса и более гибкими условиями сотрудничества между издателями/разработчиками игр и Microsoft. В заявлении сайту The Verge Фил Спенсер подтвердил, что его компания открыта к разнообразным способам монетизации контента в Game Pass и индивидуально подходит к каждой игре от сторонних разработчиков и издателей.

Xbox Game Pass - это проклятье или благо? Преимущества и недостатки сервиса от Microsoft

Последний и, пожалуй, важнейший недостаток адресован не только сервису, но и всему игровому подразделению Microsoft в целом. Обладая почти тремя десятками внутренних студий компания выпустила в прошлом году всего три заметные игры: Microsoft Flight Simulator, Gears Tactics и Wasterland 3, когда конкурент в лице Sony отметился блокбастерами The Last of Us Part 2, Ghost of Tshushima и проектами масштаба поменьше - Sackboy: A Big Adventure и Demon’s Souls Remake. В этом году ситуация еще хуже и помимо мультиплатформенного Psychonauts 2 и Halo Infinite, который не имеет до сих пор даты релиза, на просторах Xbox Game Pass в ближайшее время не появится ни одного проекта от внутренних студий Microsoft.

У Sony ситуация обратная и весной-летом выйдут Retarnal и Ratchet & Clank: Rift Apart, а также, вероятно, осенью стоит ожидать релиза масштабного ролевого боевика Horizon Forbidden West. Речь, напомню, идет только о проектах от внутренних студий платформодержателей. Вспоминая классику братьев Коэнов так и хочется процитировать легендарное кино: «Где игры, Фил Спенсер?».

Ответ на вопрос очевиден: игры в разработке. Только за прошлый год Microsoft анонсировала множество проектов от внутренних студий, включая State of Decay 3, Senua’s Saga: Hellblade II, перезапуск Perfect Dark и Fable, Forza Motorsport 8 и Avowed. Правда, практически все они представлены SG-роликами без геймплея, находятся на ранних этапах производства и не имеют даже ориентировочной даты релиза. Также можно вспомнить о двух пока неанонсированных масштабных RPG от InXile Entertainment и когорты студий Bethesda, в активе которых Starfield и The Elder Scrolls VI, имеющие все шансы стать эксклюзивами платформ Microsoft.

Xbox Game Pass - это проклятье или благо? Преимущества и недостатки сервиса от Microsoft

Мнение, будто Microsoft не сможет обеспечить подписчиков Xbox Game Pass обилием качественных игр – чистой воды нонсенс, при таком-то количестве внутренних студий с опытными разработчиками. Современные масштабные игры зачастую разрабатываются не меньше 4 лет, поэтому стоит запастись терпением, пока игровое подразделение Майкрософт покажет себя в лучшем виде. Правда, не исключены недостатки менеджмента внутри студий, приведших, по слухам, к проблемам разработки Halo Infinite и последующему переносу релиза игры. Но хочется верить, что это единичный случай. Также достаточно странно читать упреки в сторону Microsoft, гласящие о том, что из-за распространения игр по подписке компания не решится вкладывать внушительные финансовые средства в ААА-блокбастеры на манер эксклюзивов Sony.

Упомянутые в статье инсайдеры и разработчики неоднократно заявляли, что Microsoft не скупятся на создание игр от внутренних студий, предлагая девелоперам гигантские бюджеты и не вмешиваясь в творческий процесс. IT-гигант всеми своими действиями, включая покупку студии Bethesda за семь с половиной миллиардов долларов неоднократно доказывал, что не жалеет средств в борьбе за кошельки покупателей. Потому, учитывая все вводные данные, рискну предположить, что среди анонсированных и разрабатываемых сегодня студиями Microsoft проектов найдется немало блокбастеров, не уступающих размаху играм Sony.

Справедливости ради стоит сказать, что если прирост пользователей Xbox Game Pass окажется далеким от прогнозов компании, то закономерным образом могут урезать бюджеты игр. Но пока XGP удается стабильно наращивать активную аудиторию и за второй квартал финансового 2021 года доход игрового подразделения Microsoft вырос на 40%.

Xbox Game Pass - это проклятье или благо? Преимущества и недостатки сервиса от Microsoft

Отвечая на поставленный в заголовке вопрос, со своей точки зрения, готов расписаться под мнением, что Xbox Game Pass - скорее благо для игровой индустрии. Причем не только для подписчиков сервиса и сторонников игровых платформ Microsoft, но в том числе и для владельцев консолей семейства Playstation. Microsoft навязывает сильную конкуренцию Sony, заставляя ее создавать новые выгодные предложения для пользователей и не давая "уйти в отрыв", будучи окрыленной впечатляющими успехами Playstation 4.

Так, вероятно, что в ответ на появление Xbox Game Pass Sony решила улучшать преимущества подписки на Playstation Plus, добавив для подписчиков сервиса новую крайне выгодную функцию вместе с релизом Playstation 5 - PS Collection, предлагающий доступ к 21 крупной и получившей признание критиков и геймеров игре. В дальнейшем есть большая вероятность, что список игр начнет расширяться и некоторые релизы от Sony начнут добавлять в "коллекцию" с момента релиза. Речь идет не о крупных проектах, а о релизах меньшего класса, например, Destraction AllStars, который стал доступен подписчикам сервиса вместе с официальной датой выхода. Правда, проект доступен только в течение февраля, но никто не мешает Sony, в попытках конкурировать против Xbox Game Pass, расширить функционал PS Plus и срок раздачи игр подписчикам сервиса. 

Xbox Game Pass - это проклятье или благо? Преимущества и недостатки сервиса от Microsoft

Читайте также ТОП 10 лучших игр 2020 года.