По синопсису действие истории происходит в послевоенном мире, где в обществе уживаются люди и роботы. Когда-то давно во время войны двух сверхдержав ими в военных целях были созданы восемь роботов, чья мощь сравнима с машинами массового поражения. Однако после войны всем им нашли другое применение уже в мирных целях. Как я упоминал, история Pluto – это адаптация сюжета из культовой манги Осаму Тэдзуки «Астробой». При этом сам Астробой не тот самый паренек, которого мы знаем, а его версия в мире антиутопического будущего.

Сам сюжет начинается со знакомства с детективом Европарламента роботом Гезихтом, который расследует убийство другого робота Монблана, ветерана войны, а ныне лесника и народного любимца. Кроме того, в это же время был убит активист Бернард Линке. Подозреваемый в этом деле – один и тот же преступник, так как две смерти роднит одинаковый способ убийства. При этом Европарламент подозревает, что убийцей является робот. Если это правда – то это будет первая за долгие годы смерть человека от рук робота.

Убийцу прозвали Плутон, и предполагается, что он путешествует по всему миру и по каким-то причинам хочет убить восемь великих роботов и их создателей. Расследуя череду этих смертей, Гезихт откроет для себя все проблемы этого антиутопического мира, связанные с законами, обеспечивающими роботам и людям равные права. Параллельно с этим Гезихт будет бороться с воспоминаниями о единственном на своей памяти роботе, который убивал людей.

Урасава планировал адаптировать произведение так, чтобы расширить его темы и приземлить все действие. Многие не знают, но за довольно детским форматом оригинального «Астробоя», произведение поднимало вопросы о том, почему люди постоянно стремятся к войне. Адаптация Урасавы раздвигает эти темы в целую серию историй, развивает его идеи, а также расширяет границы человеческой этики и того, насколько далеко люди готовы пойти на технологические решения, прежде чем это станет препятствием для самого нашего существования.

Когда искусственный интеллект становится слишком умным? Обесценивает ли тот факт, что роботы были созданы человечеством те эмоции, которые они испытывают? Реальны ли их эмоции? Урасава прекрасно справляется с этими извечными вопросами, создавая грандиозную историю, и в то же время уделяет внимание маленьким ее частичкам, чтобы раздвинуть границы мира, в котором происходит действие.

Кроме главного героя в истории довольно много других персонажей, которым автор дает достаточно времени, чтобы раскрыть проблематику очеловечивания созданий из металла. Например, один из подсюжетов рассказывает о слепом композиторе, который уверен, что роботы никогда не могут писать музыку из-за того, что они не способны вкладывать в это свои эмоции. Другой же подсюжет концентрируется на героине-роботе, которая задается вопросом, стоит ли ей стереть воспоминания о погибшем муже и жить счастливо, либо остаться с этой тяжестью, но помнить его.

Все это отчасти классические темы для научной фантастики, которой на самом деле не так много в виде манги. Кроме того что Pluto переполнена привычными для жанра темами, Урасава ввел в историю более актуальные [для своего времени] конфликты. Так, война, показанная на страницах его манги, отзеркаливает войну в Ираке.

Количество предысторий каждого персонажа невероятно, учитывая, что эта серия всего из 8 томов. Ни в одной из историй персонажей не было сюжетных дыр, и все прекрасно складывалось в единое повествование. Больше всего меня поразило то, насколько безжалостен и беспощаден этот мир. Ну, а развитие главного героя достойно восхищения. Кроме того, еще задолго до того как «Атака Титанов» начала выводить серую мораль на новый уровень, в «Pluto» уже было достаточно много персонажей, которые сначала совершают ужасные вещи, но ты не можешь им не сочувствовать.

Отдельно стоит упомянуть художественное исполнение манги с обилием деталей, а также фреймов, выполненных с кинематографическим подходом. Из-за небольшого размера страницы не переполнены текстом или визуальным шумом. Детализация фона и самого мира приятна для глаз.

Роботы с чувствами составляют огромную часть научной фантастики и, возможно, являются самой важной частью жанра. Реальные достижения в робототехнике и развитии нейротехнологий, хоть и не в таком темпе и виде, но все же приближают нас к моменту, когда подобные вопросы станут актуальными для нашего мира. А пока, если мы говорим о главных представителях научной фантастики, я бы назвал Pluto одним из лучших как таковых, и поставил бы наравне не просто со многой другой отличной мангой, но и с монументальными произведениями жанра в формате книг и кино.

Если жанр вам близок, вам определенно стоит ознакомиться с данным произведением, в особенности из-за его небольших размеров. Я уже не говорю, что Pluto стоит прочесть всем, кто любит «Монстра» или «Мальчишек двадцатого века». Как минимум, если когда-нибудь в свет выйдет аниме адаптация, новости о которой витают в воздухе с 2017 года – сделайте себе заметку в памяти, что вам нужно будет оценить ее. Кроме того, уже порядком давно не один раз многие студии пытались экранизировать мангу в формате лайв-экшен фильма, однако производство так и не двинулось с места.

Как бы то ни было, о манге Pluto вспоминают не так часто как хотелось, поэтому это нужно исправлять.