Что произошло?

Нет абсолютно ничего плохого в том, что аниме-адаптации [или адаптации любого средства массовой информации] отличаются от исходного материала. Не только в аниме, но и в кинематографе есть огромное количество примеров, когда фильмы отходили, например, от литературного источника и становились только лучше. Если же говорить об аниме, то первая адаптация Fullmetal Alchemist хоть и не сравнится с OVA, все равно предложила нам свою неплохую концовку.

Кроме того, стоит отметить и то, что сама манга Promised Neverland все еще отличная, хотя фанаты отмечают, что последний том все же закончился немного поспешно.

Когда манга впервые дебютировала в Shonen Jump, произведение сравнили с «Тетрадью смерти». В ней была представлена битва умов не только Эммы, Рэя и Нормана против своих смотрительниц Изабеллы и Кроны, но и временами против друг друга. И когда студия ClowerWorks вместе с режиссером «Эльфийской песни» Мамору Канбе принялись за адаптацию, они сделали все возможное, чтобы усилить атмосферу триллера.

Ставка была сделана на реализм, и так, более сказочные фоны из манги были заменены реалистичными пейзажами фермы Грейс-Филд. Ракурсы камеры пытались создать впечатление, что за детьми всегда наблюдают, а сам режиссер говорил, что хочет сократить количество внутренних монологов смотрительниц в аниме, чтобы больше нагнетать атмосферу неизвестности. Хотя у такого подхода были свои недостатки, из-за которых Крона выглядела не столько устрашающей, сколько неуравновешенной во время разговоров со своей куклой – все это работало.

После того как арка побега с фермы была закончена, было понятно, что аниме не может не поменять свой жанр, так как изменился контекст происходящего. Учитывая какого качества был первый сезон, и какой была манга, люди ожидали, что в дальнейшем аниме будет не столько приемником Death Note, сколько Hunter x Hunter, где на протяжении всей истории автор жонглировал разными жанрами.

Продолжение манги ближе к стратегическому выживанию, где дети учились жить в мире демонов и противостоять им. Кроме того, ее автор продолжал расширять фантастические элементы вселенной, когда же второй сезон аниме выбрал куда более приземленный тон. Ради этого ему пришлось пожертвовать большими частями сюжета, элементами мира и даже целыми характерами персонажей, в большей степени Эммы. Во многом ее рост в манге связан с тем, что она постепенно учится перенимать более прагматичный образ мышления Нормана и Рэя. Она рассматривает способы их применения для достижения своей цели - спасти всех и часто задается вопросом, действительно ли можно избежать жертв. В аниме же наоборот она занимает позицию спасти всех и демонов, в том числе. Кроме того, решение урезать в первом сезоне некоторые внутренние монологи Кроны и Изабеллы привели к тому, что впоследствии они не были достаточно раскрыты во втором сезоне, когда приняли позицию жертв системы.

Такие моменты, как детство Изабеллы или печальная кончина Кроны в аниме, теряют часть того преимущества, которое они изначально имели в манге. Оригинал просит читателей не просто сожалеть им, но и прийти в ярость от системы, которая в первую очередь постоянно требует таких жертв.

Также автор манги Кайу Сирай постоянно подчеркивает, что наше выживание зависит от сотрудничества и что выживание, основанное на минимизации риска, а не на стремлении к лучшему результату, в конечном итоге недальновидно в долгосрочной перспективе.

Аниме же идет по другому пути. Причин, почему все вышло именно так как – мы не знаем. С тем учетом, что манга была закончена еще в 2020 году, нельзя говорить, планировалось аниме как самостоятельное произведение с самого начала или так вышло в самом процессе. Сам Сирай значится главным сценаристом, однако в последних сериях его имя пропало из титров. На всем этом можно спекулировать, но факт в том, что аниме значительно изменилось.

Наверно, самое главное упущение адаптации – решение не экранизировать арку Goldy Pond ведь именно она является самой динамичной во всей истории. Кроме того, она значительно расширяет лор мира и показывает новых демонов. В ней Эмма и Рэй проходят собственную боевую тренировку и в итоге поднимают локальную революцию против демонов дворян, которые устраивают ради забавы спортивную охоту на детей. И хоть данная арка не повлияла на финал значительным образом, пропускать ее все равно было странно.

Аниме решило же устроить спидран истории и быстро адаптировать последнюю сюжетную арку, причем в таких темпах, что даже не показало, казалось бы то, что даже в рамках своей версии истории могло стать еще одним сезоном сериала.

Эволюция истории от детей, инсценирующих побег, до всемирной революции, ощущается, будто в ней не хватает нескольких частей, что безусловно чувствуется во втором сезоне.

Финальный конфликт в манге также вращается вокруг желания Нормана устроить геноцид и это бросает вызов идеализму Эммы, но при этом умудряется подчеркнуть важность данного решения. Этот конфликт также уравновешивается большим злом, совершаемым демонической знатью и кланом Ратри. Они являются основными целями крестового похода Нормана в манге, и даже Эмма не против пойти против дворян, если они откажутся вести переговоры. Чего в аниме просто нет.

Можно еще долго продолжать эту тему, однако давайте сведем главные проблемы к двум основным тезисам. Концовка манги считается поспешной, и аниме использует финальный материал с проблемами, и только все усугубляет, сводя важные моменты к сваливанию на голову зрителей большого числа информации.

Во-вторых, игнорирование всех этих важных моментов истории из манги, в аниме превратили в набор роялей в кустах, где Изабелла неожиданно предает Ратри, что выглядит полным необоснованным бредом. Лично меня искренне удивило то, что сериал просто закончился. Зная размеры манги, я ожидал как минимум еще пару или один сезон адаптации, но аниме закончилось, показав мне слайд-шоу из элементов мира, который так и остался за кадром.

Если попытаться описать концовку второго сезона «Обещанного Неверленда», это как если бы вы пришли в кинотеатр на «Мстители: Финал» и после того как герои собрали все камни бесконечности, фильм бы прервался надписью: «А потом они спасли мир, и все было хорошо». Титры. Directed by Robert B. Weide.

Предполагаю, что если бы аниме рекламировали кадрами из финальных сцен, где Эмма осталась менять мир демонов, вероятно, это был бы один из величайших обманов в индустрии за последние несколько лет. Однако даже и без этого можно сказать, что экранизация стала провальной, хотя у нас нет вообще никаких ответов, почему так произошло. И с тем учетом, что изначально первый сезон снимался изолированно от всей остальной истории, так как само аниме транслировалось в блоке noitaminA на Fuji Television, где тайтлы [за редким исключением] остаются без продолжения. Поэтому, даже если бы оно последовало оригиналу на все 100%, кто знает, могло ли оно быть лучше. Но даже так жаль, что аниме не попыталось реализовать тот потенциал, который был в него заложен..