Как проявляется моэ?

Довольно часто в СНГ моэ воспринимается как синоним кавайности, то бишь простое описание милых девочек. К сожалению, ни один оксфордский толковый словарь не может дать нам четкого определения моэ [какая же бесполезная штука], поэтому мы ориентируемся на общее понимание аниме культурой этого термина.

Так, моэ это что-то на грани фетишизма и дикого восхищения персонажем. Важно, что к нему нет сексуального влечения, на котором держится, например, «Kill la Kill». Моэшным можно назвать того персонажа, которым тебе хочется восхищаться или защищать только по той причине, что он такой милый и невинный.

Но если мы обратимся к нашей любимой интернет-культуре и зайдем на Urban Dictionary [словарь английского слэнга], и введем там это слово, то мы получим следующее описание: «Moe is when your heart gets a boner», что в переводе означает: «Моэ это чувство, когда у твоего сердца стояк»…. Как-то так.

Когда появился сам термин моэ неизвестно. Однако некий американский отаку Джон Опплингер, считает, что он произошел от имен таких аниме вайфу как, Хотару Томоэ [Sailor Moon] и Моэ Сагисава[ Kyouryuu Wakusei].

С японского же это слово переводится как «гореть» или же «гореть от страсти». Однако возвращусь к Urban Dictionary, в нем моэ описывается как персональное чувство. По этой логике даже ваша собака может быть моэ, если она достаточно милая. Или нет? Хоть слово «милый» отображает основную суть этого термина, оно не всегда подразумевает моэ. В то же время, моэ всегда подразумевает в себе слово «милый».

История появления моэ

Для такого размытого понятия трудно найти основной момент в истории аниме, когда оно появилось.

Хотя логично предположить, что история моэ началась приблизительно с «Сейлор Мун». У этого сериала достаточно много общих черт с современными моэ тайтлами. Это была история про милых девушек, которые боролись со злом, занимались повседневными вещами и выглядели в этой повседневности очень умиротворяюще. Несмотря на наличие превращения, когда они были раздеты, я с уверенностью могу сказать, что они не были фансервисными персонажами, так как изначально сериал был нацелен на женскую аудиторию и заимствовал довольно много приемов из жанра бисёнен. При этом, девушки были как раз главными героями, а не какими-нибудь вайфу, окружавшими главного героя парня.

Подобное в будущем проделал «Евангелион». Ведь до того, как мы поняли, что Аску не исправить, она с Рэй вызывала даже привязанность, так как они были в центре внимания сериала. Хотя как раз фансервис сводил на нет этот потенциал, заставляя людей постоянно вспоминать, что им по 14 и ужасаться.

В будущем мы видели моэшные проявления в аниме и их использовали для привлечения большей аудитории, а сами персонажи приобретали четкие архитипы.

Пришествие Kyoto Animation

И вот в индустрию ворвалась Kyoto Animation, чей контент полностью был построен на моэшных персонажах, которые занимаются милыми вещами в милой ламповой обстановке. И хоть их первым проектом было меха аниме «Стальная тревога? Фумоффу», уже там были характерные черты данного жанра. И все их дальнейшее творчество медленно подводилось к созданию сериала «Меланхолия Харуки Судзуми».

Неожиданно в культуре, где господствовал сёнен про боевые искусства и меха аниме про бои роботов ворвался сериал про неугомонную эгоцентричную моэ девушку, которая неожиданно стала чуть ли не объектом для основания культа ее персоны. Люди привязывались к ее характеру, усиленно вступали в ее «Команду SOS» по поиску паранормального и могли часами заучивать знаменитый танец из сериала. Мерчиндайз с ее лицом заполонил японский рынок, надолго закрепив моэ в культуре аниме.

Kyoto Animation пошли дальше и уже через год выпустили «Lucky star». В нем студия взяла все лучшие элементы от прошлого сериала и добавила градус милоты. Там милые девушки школьницы в приятной ламповой атмосфере занимались не менее приятными и ламповыми делами. Это была прекрасная повседневность.

Но самым большим успехом этой студии конечно считается «К-On!». Если прошлые сериалы все же делали уклон в определенную сторону, как например в мистику в «Меланхолия Харуки Судзуми», то этот был как раз о том, что вы приятно проводите время, восхищаясь главными героинями и химией между ними. Это аниме очень хорошо продавалось и бурно обсуждалось, ведь не редко сериал где по сути не было ничего масштабного, как драк или эпика, завлекало внимание так сильно. И по сути, только после «К-On!» моэ стало жанром. Еще одна парадоксальная вещь, «К-On!» не было первым аниме про повседневность девушек [даже «Lucky star» им не был], однако именно этот сериал запустил хайп.

 

Что там сегодня?

Точно также как сёнон и сёдзе, моэ считается жанром чисто на словах. Мы подразумеваем общую концепцию, которую точно увидим запуская подобный сериал, а именно: милую повседневность с элементами комедии или драмы, минимумом романтики с максимально обаятельными персонажами.

Не удивительно, что следуя тренду начали появляться сериалы, копирующие концепцию Kyoto Animation. Даже сама эта студия начала по максимуму выжимать из своей же формулы все соки. В то же время новое дыхание приобрел жанр айдалов, ведь он как раз идеально вписывался в рамки моэ.

В скором времени людям надоело одно и тоже. Поэтому, разные студии начали экспериментировать, добавляя в моэ новые элементы. Главное, чтобы с ними взаимодействовали милые девушки. Так, они могли путешествовать, занимались спортом или даже убивали чертовых зомби или сами были зомби-айдолами.

Однако, как бы они не старались сохранить свою популярность, важно еще и понимать, что моэшностью заразились и другие сериалы. Моэ стало обычной вещью в аниме в принципе. И произошло это на наших глазах. Если другие жанры эволюционировали годами, постоянно менялись, то увеличивая, то уменьшая свое влияние на культуру, буквально всего за 10 лет моэ настолько сильно вошло в аниме, что теперь на самом деле можно считать его синонимом кавайности, прекрасно характеризующее современно аниме.