В ближайшее время ситуация может измениться после выхода адаптации этого произведения от одного из самых талантливых режиссеров современности – Дени Вильнёва. И мы надеемся так и будет. Как минимум каждый новый трейлер выглядит отлично. А пока давайте вспомним про менее удачные адаптации «Дюны» и разберем причину так называемого проклятия этого произведения.

 Под словом «проклятье» люди зачастую подразумевают то, что спустя столько попыток экранизировать роман создается впечатление, что это просто невозможно сделать. Кто бы не брался за эту попытку – она не увенчается успехом. Как минимум такое мнение сложилось из-за череды неудач.

Неудачная попытка Артура Джейкобса – 1971 г

Первым человеком решившим показать просторы Арракиса на большом экране был продюсер и автор сериала «Планета обезьян» Артур Джейкобс, который приобрел права на «Дюну» в 1971 году. На роль режиссера и сценариста он поставил Дэвида Лина и Роберта Болта, которые вместе работали над «Лоуренсом Аравийским» и «Доктором Живаго».

Однако сам Джейкобс приостановил проект, чтобы заняться вторым сезоном «Планеты обезьян», из-за чего свой пост покинул Лин, а Болта заменили другим сценаристом. Но уже в 1973 году сам Джейкобс скоропостижно скончался и проект был отменен полностью.

«Дюна» Алехандро Ходоровски – 1975 г

В декабре 1974 года французский консорциум во главе с продюсером Жаном-Полем Гиббоном купил права на экранизацию у компании Джейкобса и решил, что режиссером мечты для этого проекта является Алехандро Ходоровски.

Такие фильмы как «Святая гора» и «El Topo» нарекли его лицом авангарда, а стиль, совмещающий в себе сюрреализм, присыпанный хорошей долей ЛСД, сделал идеальным кандидатом на роль режиссера «Дюны». В настоящее время «Дюна» Ходоровски считается одним из величайших неснятых фильмов, так как в то время просто невозможно было воплотить все идеи автора. Для начала в основной актерский состав должны были войти такие личности как Сальвадор Дали, Орсон Уэллс, Глория Суонсон и Мик Джаггер [в комплекте с ним шла музыка Pink Floyd в качестве саундтрека], а за дизайн отвечал никто иной как сам Ханс Гигер.

Проблема фильма уперлась в финансы. На съемки всей картины было предоставлено 9,5 миллионов долларов, и только 2,5 ушло на препродакшн. Куда можно было потратить такую сумму? Ну, например, на Сальвадора Дали, который потребовал, чтобы ему платили 100 тысяч долларов в час, на что сам Ходоровски согласился и отснял с ним всего чуть больше часа хронометража. Плюс по планам режиссера фильм должен был идти 14 часов. Спустя несколько лет создания деньги кончились и Ходоровски покинул его. Однако в качестве наследия у нас сегодня есть документальный фильм, рассказывающий о его производственном процессе.

 «Дюна» Ридли Скотта –1979 г

После отмены фильма Ходоровски права на адаптацию произведения Герберта перешли продюсеру Дино Де Лаурентису, который решил экранизировать роман сделав режиссером Ридли Скотта. Во многом решение было обусловлено успехом «Чужого» и оставшейся после него популярностью Скотта.

 Режиссер планировал разделить фильм на две части и сделать основным ориентиром военную драму «Битва за Алжир». Подготовительный процесс оказался для Скотта слишком медленным, и вскоре он покинул проект, чтобы снять «Бегущего по лезвию».

Подготовка заняла семь месяцев, и к этому времени был готов только первый блок сценария, который значительно отличался от оригинального материала. Также Скотт понимал, что фильм потребует больше чем двух лет производства и просто был не способен охватить такие масштабы, особенно из-за тогдашней смерти его брата от рака.

На дворе стоял 1981 год, права на использование «Дюны» у Де Лаурентиса истекли. Однако он не хотел бросать попытку и, переоформив с Гербертом договор, начал искать нового режиссера для картины. Его выбор пал на Дэвида Линча.

«Дюна» Дэвида Линча – 1981 г

Кто бы что ни говорил о «Дюне» снятой Дэвидом Линчем, она была намного лучше предшественников как минимум в том, что существовала. К 1981 году Дэвид Линч был новым талантом на сцене. Зарекомендовав себя как действительно уникальный режиссер своим дебютным фильмом «Голова-ластик», он получил свою первую номинацию на «Оскар» за лучшую режиссуру в фильме 1980 года « Человек-слон». После этого многие хотели начать работу с ним, что привело к безумным предложениям, например, поработать над «Звездными войнами».

В любом случае, когда Линчу предложили снимать «Дюну» он не отказался, хотя признался, что не читал оригинальный роман и никогда не интересовался научной фантастикой. Линч пересмотрел много вариантов сценария, но так не смог выбрать окончательный, поэтому к началу съемок он все еще был очень недоработанным. Первоначальная версия фильма вышла продолжительностью в 4 часа, однако Линч сократил ее до 3. Сама же студия просила режиссера сделать релиз более театральным и сократить до 2 часов. Чтобы уложиться в такое время, было переснято много изначальных сцен, другие были вырезаны, плюс в фильм добавили очень много закадрового текста. В прокате фильм провалился и получил ряд критики.

Позже его переработали, добавили сцены и выпустили в формате сериала общей длинной в 3 часа. Однако Линчу настолько не нравился результат, что он убрал свое имя из титров и открестился от этой картины. И это несмотря на то, что телевизионный проект был куда лучше принят публикой.

Важно уточнить, что этот сериал не является режиссерской версией фильма, ибо многие предполагают именно так. Universal не раз предлагали Линчу сделать именно режиссерскую версию, но он отказывался ибо не хочет иметь с ней ничего общего, так как считает картину полным провалом. Ради справедливости стоит сказать, что вина скорее лежит на продюсерах, чем на режиссере, и по этой же причине Линч в дальнейшем предпочел обходить стороной крупнобюджетные фильмы, где у него нет полного контроля.  

«Дюна» и «Дети Дюны» - 2003 г

Последней вышедшей на экраны экранизацией «Дюны» стал мини-сериал снятый по сценарию самого Фрэнка Герберта в 2000 году на канале Sci Fi Channel. Он также получил трехсерийный сиквел в 2003 году «Дети Дюны» Фрэнка Герберта. Оба сериала получились неплохими, хотя некоторые критики считали, что им не хватало тонкости и нюансов исходного материала.

Теперь же настала пора новой попытки. Все, что нам сейчас известно о проекте Вильнёва указывает на то, что нас ждет по-настоящему грандиозный фильм, которого все фанаты фантастики ждали несколько десятилетий.