К слову, описать сюжет для незнающего человека также не менее сложно. По сути, сериал рассказывает истории из жизни ученого Рика, прагматичного циника и эгоцентричного мизантропа и его робкого и глуповатого внука Морти. Вместе они постоянно ввязываются в разные авантюры связанные с путешествиями в другие миры, космос, измерения. Причем сами по себе приключения всегда нестандартные и даже немного отбитые, сделанные с ноткой треша. Так, в одной серии они попадают на планету, где каждый год проходит судная ночь, по аналогии с известным фильмом. В другой Рик так вообще встречается с бывшей, которая является планетой, а все ее жители – коллективный разум. Думаю, про самую мемную серию как Рик превратил себя в огурец и говорить не стоит.

История создания мультфильма не менее необычная и неразрывно связана с двумя людьми Дэном Хармоном и Джастином Ройландом. В 2003 году Хармен начал проводить свой собственный фестиваль короткометражных нестандартных фильмов Channel 101, на который зачастую присылали трешевой контент. Ройланд же был постоянным участником сего мероприятия, и хотя его работы оставляли желать лучшего, самому Хармону они нравились за креативный подход. В итоге это вылилось в мультипликационную короткометражку, созданную Ройландом на Flash «Настоящие анимированные приключения дока Брауна и Марти», которая была пародией на «Назад в будущее». В нем Марти приходилось изменять ошибки в прошлом, оказывая Доку оральные услуги. Да, это было то из чего потом вырос «Рик и Морти» – пошлая пародия на «Назад в будущее». Хотя мне кажется это вполне очевидный факт. Другой факт в том, что сам Ройланд озвучил героев, и даже спустя много лет, когда «Рик и Морти» уже популярны, он все еще не изменяет этой традиции и до сих пор озвучивает героев, часто под мухой, когда дело доходит до Рика.

После того как Хармон начал работать на Adult Swim он вспомнил, как оценил пародию за авторством Джастина, предложил воскресить идею и создать полноценный мультсериал. Так в 2013 году на экраны вышел первый сезон «Рика и Морти» который начал свой путь к успеху. Благодаря необычному сюжету и концепции он смог выделиться, но остался в сердцах по другим причинам.

Психически травмированные персонажи

Сериал зашел многим зрителям благодаря своим неидеальным персонажам. Каждый герой данного сериала психически травмирован, что напрямую влияет на поведение, характер, поступки и делает его живым.

Сюжет повествует о чудовищном эгоизме Рика, который тащит своего внука через время и пространство, часто вопреки возражениям матери Морти, Бэт, которая так и не оправилась от своего детства с извращенным гением отца. Рик приступает к этим миссиям отчасти просто для гедонистического удовольствия от использования науки и технологий, чтобы доминировать над другими, а отчасти для того, чтобы убедить Морти в бессмысленности жизни.

При этом сам Рик остается глубоко несчатным человеком в депрессии, который за своим цинизмом прячет ненависть к себе и находится на грани суицида.

Точно также и другие персонажи семейства Смит травмированы и по этой причине постоянно ссорятся и грызутся, причем так реалистично, что это очень похоже на любые другие ссоры в нашей жизни, которые бывали у всех.

Подобные взаимоотношения между героями напоминают зрителям их самих и в то же время это не похоже на то, что мы видели раньше в других сериалах. Особенно, что касается Рика, сами создатели называют его антигероем, говорящим правду. С тем учетом, как модно в последнее время быть циником нетрудно понять, почему он так любим многими людьми.

«Рик и Морти» это идеальная смесь брутальной комедии и мощной драмы, что отлично работает в синергии и создает увлекательную, но глубокую историю.

Универсальная система работы и святой рандом

Однако дело не только в персонажах, но и в том, что с ними происходит. Очень многие люди воспринимают сериал не сквозь драму, а через комедию и для них «Рик и Морти» остается забавным мультсериалом, где есть яркие сюжеты, кровь и маты [куда уж без них].

Любая серия безумная в своей уникальности, но, несмотря на это, у каждой из них есть четкая структура, по которой она создается. Так, когда команда сценаристов во главе с Хармоном и Ройландом садятся придумывать идеи они выстраивают их вокруг довольно классического, описанного не одним десятком авторов костяка. Герой чего-то хочет и это становится триггером к действию, он попадает в незнакомые условия, адаптируется к ним, получает то, чего хочет, платит за это цену и последствие меняется.

Затем на эти кости насаживается сюжетное «мясо». А генерируется оно путем священного рандома. Каких-то заготовок сюжета нет, все идеи набрасываются скопом и формируются по штампу «а что если?». Одни идеи заменяют вторыми, все дописывается и переписывается и если задумка достаточно крутая, то она становится эпизодом. Создатели не загоняют себя в рамки того, что им нужно закрывать все сюжетные линии, и некоторые задумки не получают дальнейшей реализации. По этой причине такие вещи как секрет злого Морти и жены Рика, были придуманы без какой-либо конечной цели, просто потому что это было бы круто ввести в сюжет. Вероятно, у самих создателей толком и нет ответов на то, как им закончить эти сюжеты.

С одной стороны это минус, так как неизвестно, получим ли мы когда-нибудь ответы, с другой стороны именно благодаря такому подходу сериал так динамичен. При этом шоу всегда остается сугубо нигилистическим. Ройланд и Хармон не отступили от основной идеи своего шоу, независимо от того, как сильно их критиковали за позицию «ничего не имеет значения». Даже если это касается чего-то серьезного. Глобальное потепление, рост экономического неравенства, нарастающая волна авторитаризма: для Рика и Морти потери и страдания - просто неизбежные части существования.

Умелая работа с пародией

Еще одно достоинство «Рика и Морти» – постоянные отсылки к поп-культуре, которые отложились в массовом сознании. Что забавно, та самая первая пилотная серия сериала была пародией, но по сути весь «Рик и Морти» – одна большая пародия. Сюжеты высмеивают огромное количество фильмов и сериалов, делают референсы к культовым персонажам и пародируют известные истории. Однако в отличие от других пародийных произведений, здесь подобное смотрится оригинально, но никак не вторично. В одном из эпизодов нам показывают пародию буквально на все фильмы про ограбление с их глупыми сюжетами, где герои просчитывают все на 100 ходов вперед.

В другой высмеиваются типичные истории о приключениях, где в итоге Морти подвергается сексуальным домогательствам. Ну, а в третьем создатели показывают, как нелепо смотрится концепция путешествий во времени из «Терминатора».

Причем все это всегда подается под брутальным соусом. Насилия и крови в «Рике и Морти» хоть отбавляй и оно наверно одно из самых экспериментальных и интересных в данный момент среди подобных произведений. Разве что Invincible от Amazon может дать ему фору.

Вот что делает это шоу таким увлекательным: крайности, к которым Ройланд и Хармон подталкивают свои идеи, даже рискуя обнажить свои собственные слабости.

Герои меняются

И последнее, но не менее важное – события сказываются на развитии героев. Тема отношений между Бэт и Джерри эволюционирует на протяжении всего сериала и уже успела видоизмениться не один раз. Например, в 5 сезоне они начали активно налаживать свою сексуальную жизнь и даже находить удовольствие в браке.

Самэр прошла полноценный путь от сайдового персонажа, до доверенного лица Рика, которой он поручает самые сложные задания и во всем доверяет. Морти же превратился из неуверенного подростка в матерого путешественника и даже спасает деда, который готовится умирать.

Что же касается самого Рика, создается впечатление, что он начал сдавать позиции. Но это не что-то плохое, а скорее логичное развитие событий, где несмотря на всю свою крутость он начинает уступать дорогу молодым.

Все это отдельная прелесть, ведь мы видим, как персонажи меняются, и от этого становятся ближе зрителю, не будучи просто плоскими архетипами.

Подобная глубина и безумие в конечном итоге и помогли «Рику и Морти» стать одним из самых ярких шоу. Мы точно знаем, что после пятого сезона нас ждет еще пара. Говорить о нем, как о культурном феномене можно еще очень долго, однако я хочу подчеркнуть другое – чертовски хорошо, что в наше время все еще выходят такие важные произведения.