Важно сделать акцент, что мы будем говорить конкретно о 1-3 сезоне, производством которого занимался непосредственно автор, поэтому к остальным 9 сезонам мультсериала многие [если не все] приведенные здесь тезисы не имеют никакого отношения. Ну что, ребята, вы готовы?

Магия зоны приливов

Абсурдные сюжеты в комбинации с цитатами, которые разошлись на мемы и засели в мозгу у целого поколения людей, создали универсальный язык цитат Губки Боба и популярны до сих пор.

Безусловно, другие сценаристы и гениальные актеры озвучки несут большую долю ответственности за то, почему это шоу стало таким популярным. Имея это в виду, я хочу сказать, что мультсериал собрал много талантов среди всех, кто приложил к нему руку. Но все же Хилленберг внес наибольший вклад в создание полностью реализованного видения, за которое мы так любим историю морской губки. Ведь, несмотря на то, что этот желтый титан мировой культуры живет на дне моря, его истории поднимают на поверхность многие серьезные темы. Но начнем с самого начала.

Задумка сделать шоу про морских обитателей появилась у Хилленберга не на пустом месте. Еще с детства юного Стивена привлекала морская биология, которую он полюбил благодаря документальным фильмам французского океанографа Жака Кусто. Хилленберг сказал, что Кусто «предоставил взгляд на тот мир», о существовании которого он не подозревал. Он начал много читать про этот мир, и постоянно приносил домой разных обитателей морских заливов, которые умирали и потом плохо пахли на весь дом. Морской биологии, а точнее обучению ею детей, он и решил посвятить жизнь.

Кроме этого Стивен начал ходить в художественную школу, так как ему мало было заниматься чем-то одним. Понимая, что художничество не прокормит его, он четко решил для себя, что будет зарабатывать преподаванием, а иллюстрация будет его хобби и способом самовыражения.

После окончания колледжа и нескольких временных профессий, он таки устроился на работу в Морской институт округа Оушен. Попав на работу мечты, ему не давала покоя его вторая страсть. Он совместил рисование и биологию, создав собственный комикс The intertidal zone про обитателей зоны приливов и отливов для обучения детей, которые с таким интересом наблюдали за морскими жителями в реальной жизни. В последующем именно гипертрофированные морские персонажи этого комикса лягут в основу героев «Губки Боба».

Стивен понимал, что искусство привлекает его куда больше чем наука, и начал посещать разные фестивали анимации как International Tournée of Animation and Spike и Mike's Festival of Animation, где демонстрировались фильмы, сделанные студентами Калифорнийского института искусств. В 1987 году он оставил работу, чтобы получить магистерскую степень искусств в этом университете и стать аниматором.

В последующем он записался на экспериментальную программу анимации CalArts и учился у аниматора Жюля Энгеля, который был впечатлен его комиксом про приливную зону. Эта университетская программа открыла для него работу в Nickelodeon, когда те искали молодые таланты и не боялись экспериментировать. Там он смог создать свой первый сериал Rocko's Modern Life, который уже тогда отличался своим сюрреализмом. Так, у главного героя валлаби иммигранта из Австралии по имени Роко было хобби кататься верхом на отбойном молотке. Хотя ради приличия стоит сказать, что это больше заслуга автора идеи Джо Мюррея, но все же.

Во время работы над «Роко» один из сценаристов, Мартин Олсон, прочитал The intertidal zone и предложил Хилленбергу создать телесериал с аналогичной концепцией. Так и родился Губка Боб. Как вспоминает Хилленберг, работая над «Бобом» он нашел духовный синтез. Раньше, занимаясь преподаванием, а потом анимацией он чувствовал, что занимается разными вещами, но только потом, когда ему одобрили запуск сериала, почувствовал, что смог соединить Стивена биолога и Стивена аниматора воедино.

Сама презентация «Губки Боба» руководству канала – это отдельная история, которая прекрасно говорит о том, каким человеком он был.

«Когда я проводил презентацию, я сделал особенную ракушку. Вы могли раскрыть ее и услышать, как я пою: «Спанчбой, Спанчбой!». Помимо этого я сделал аквариум с Патриком, Губкой Бобом и Сквидвардом. На мне была гавайская рубашка, а также на фоне играла гавайская музыка. Не знаю, что обо мне подумали руководители. В конце концов, в этой атмосфере мы показали раскадровку. Исполнительный директор, Альби Хехт, вышел из комнаты, а затем сразу же вернулся и сказал: «Давайте сделаем это» – вспоминал Стивен.

Помимо этого изначально Хилленберг планировал назвать героя Спанч Бой, однако идею забраковали, так как оказалось, что уже существует торговая марка швабр с таким названием.

Are you ready, Kids?

Во многом вдохновением для атмосферы сериала Хилленбергу послужил поп-арт и другие мультсериалы «Настоящие монстры» и «Рен и Стимпи». К слову, именно из него в «Губку Боба» перекочевали детализированные отвратительные крупные планы, например внешнего вида персонажей, в качестве комического приема.

Помимо этого для создания самого Спанч Боба он использовал характеры известных комиков, которые выступали в образе наивных простофиль. Это Пи-Ви Герман, Бастер Китон, Стэн Лорел и Джерри Льюис, чья комедия 1960 года «Посыльный» особенно вдохновляла Стивена. Однако как заметил журналист The Guardian в беседе с аниматором, наивность Боба была продолжением личности самого автора. Сам Хилленберг был спокойным, но в нем явно было нечто детское, как и в его герое.

И как потом рассказал этой же газете Том Кенни, голос Губки Боба, в сериале есть «комедийные архетипы, которые работали сотни лет, даже раньше, чем герои Шекспира». Хилленберг вернул наш мир к буквальным мультяшным версиям человеческого поведения. Губка Боб - идеалист, встречающий цинизм Сквидварда, Планктона и Мистер Крабса и хаос, исходящий от Патрика.

В чем же чарующая гениальность Спанч Боба с первого по третий сезон? Как вы уже поняли, Хилленберг соединил вместе два своих увлечения, но при этом не забывайте, что он преподаватель, написавший комикс для детей в познавательных целях. В первую очередь «Губка Боб» – это детское шоу, несмотря на его мемность и популярность у взрослых.

Несмотря на всю дикость сюжетов, этот мультсериал не держит детей за идиотов. Многие детские шоу пытаются быть нравоучительными, доносить истины и воспитывать. Причем делают это наиграно и неестественно, где в конце герои подводят итог того, что они сегодня выяснили и узнали. В итоге это выглядит как банальное нравоучение от взрослых. В этом нет ничего плохого, кроме того, что к детям относятся как к неспособным к рефлексии, которым нужно все разжевывать. И к слову, это не раз высмеивал South Park.«Спанч Боб» же преподаёт своей аудитории уроки, не преподавая совершенно ничего благодаря своему интеллектуальному посылу. Каждая серия это конкретная история, где персонажи в какой-то мере растут благодаря своим недостаткам.

Как по мне главная идея всего мультсериала, скрытая за смешным фарсом и буффонадой — оставаться собой. Даже если ты странный, глупый или наивный, оставаться собой – это самое сложное, и, безусловно, прекрасное, что есть у людей. Это делает нас уникальными, непохожими, а от этого бесценными. И это проецируется на все этапы жизни человека. Хочешь понравиться тому в кого влюблен? Будь собой и поймешь насколько это возможно. Будь собой на своей работе и тогда сможешь делать что-то уникальное и цениться, как сотрудник. Будь собой и окружишь себя людьми, которые ценят тебя за то, что ты – это ты.

Напомню, Боб – взрослый ребенок, работающий на ставку в забегаловке быстрого питания. Он каждый день сталкивается с цинизмом окружающего взрослого мира, который пытается его сломить. Думаю, это прекрасно иллюстрирует серия, где над Бобом смеются окружающие за то, что он любит, когда бабуля целует его в лоб. В итоге Патрик советует показать бабушке, что он уже взрослый для такого.

Боб надевает бакенбарды и ведет себя карикатурно взросло, а бабушка, начинает вести себя с ним как со «взрослым». Дарит канцелярские принадлежности вместо печенья и предлагает почитать технический словарь-справочник, чтобы развлечься. В это время Патрик спокойно принимает роль любимого внука. В итоге Боб не выдерживает и срывается, после чего бабушка говорит, что то, что он взрослый не перестает делать его ее внуком, который любит молоко, печенье и поцелуи в лоб. И если подумать, они по семейному любят другу друга и это те ценности, которыми они должны дорожить и наслаждаться.

Если вам нравится что-то и вы получаете от этого счастье – просто делаете это. Вы не станете счастливым, подстраиваясь под чужие стандарты, а просто будете злиться на себя и окружающих. И с подобным справляются не все люди, будь им 30 или 40, так и проживая чужую жизнь одобренную стандартами своего возраста. Еще лучше это видно в серии «Порванные штаны», где Боб показывает, что является нечто большим, чем парень с дыркой на штанах, который смешит этим окружающих. И если вы присмотритесь, то заметите его многогранность [не буквальном смысле].

Пересматривая «Губку Боба» сегодня вы ясно увидите это, несмотря на то, что возможно, в детстве замечали только абсурдные ситуации. Одним только посылом «забей на мнение других и будь собой» сериал не ограничивается. В нем с первого по третий сезон можно найти еще много поводов задуматься, как например, что не стоит бросать друзей и свою жизнь в попытке найти лучшую альтернативу где-то там, не стоит издевательства над собой ради выгоды начальства, а также, что твоя собственная совесть может съедать тебя изнутри похуже закона.

Все эти посылы непрямые, не выглядят навязанными для детей, но видны тем, кто пересматривает его сегодня. И как по мне в этом и есть ценность сего произведения, как для детей, так и для взрослых. И я не знаю подобные мультфильмы того времени способные доносить мораль так, как это делает история про, казалось бы, глупую желтую губку.

Уже после третьего сезона и полнометражного фильма Хилленберг не планировал продолжать сериал, чтобы закончить его на высокой ноте. Однако руководство четко дало понять, что шоу – дойная корова и никто его закрывать не будет. Хилленбург ушел с поста шоураннера, сценариста, режиссера, передав Боба другим людям и оставив за собой только должность исполнительного продюсера, по сути консультанта.

С каждым новым сезоном Боб тупел, а фарс был угаром ради угара. Однако у нас все еще есть отличные три сезона в 60 серий, наследие, которое оставил нам Стивен Хилленберг.

Ну и мемы, огромная гора мемов всех мастей.