Суперспойлер на то и суперспойлер, чтобы содержать спойлеры. Если быть точнее – это короткий пересказ всего, что происходило в картине. Поэтому, если вы собираетесь смотреть эти ленты, вам лучше от прочтения нашего материала воздержаться.

Хотя, многие, наоборот, любят вначале почитать описания и рецензии, а после сверять их с увиденным и делать выводы на сколько мнение «комментаторов» расходится или совпадает с их суждениями.

Природа сиквелов «Войны миров»

По сути, поскольку Герберт Уэллс был первым человеком, который описал возможное вторжение пришельцев из космоса на нашу бренную Землю-матушку, все остальные романы и фильмы, снятые на эту тему, могут в какой-то мере считаться своеобразными «перепевками» его «Войны миров».

Но многие ценители жанра могут с таким раскладом не согласиться. Возьмем, к примеру, тот же «День независимости». Тут, как и у Уэллса, на Землю напали инопланетяне с целью ее захвата для нужд, известных лишь самим пришельцам. Но фанаты возразят:

  • «Ага, там с Марса прилетели, а тут с другой солнечной системы!»
  • «Там на трехногих огромных машинах ходили, а тут летают на летательных аппаратах!»
  • «Там в цилиндре на землю шлепнулись, а тут на кораблях гигантских прилетели!»
  • «Там инопланетян микроорганизмы убили, а тут – люди, при помощи технологических ухищрений и компьютерных программ!»
  • «Там все происходило на рубеже XIX-XX веков (хоть точно там год и не указан, уровень технологического развития и прочего говорит, как раз, об этом времени), а тут – на рубеже XX-XXI веков!», и так далее, и тому подобное.

К сожалению, все эти доводы не являются критериями, по которым полнометражные ленты типа «Скайлайна», «Дня независимости», «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес» или сериалы типа «Сошедшие с небес» или те же «Vизитеры» можно вычеркнуть из разряда снятых по мотивам романа Герберта Уэллса.

Ведь, «война миров», как таковая, присутствует в каждой из перечисленных кинолент. Причем, это война не между двумя разными расами инопланетян. Это война видов – пришельцы против человечества. На чем прилетели, когда, и от чьей руки погибли – это уже вопрос третьего порядка.

А то, что создатели фильмов про инопланетян и инопланетное вторжение выдают свои творения за первоисточник и не указывают, что они сняты «по мотивам «Войны миров»», это уже их проблемы.

Прошлые экранизации романа «Война миров»

Но, не будем столь критичны. Примем за снятые по роману Герберта Уэллса лишь те киноленты, создатели которых это напрямую признали. Таковых за всю историю кинематографа было несколько, и самыми удачными из них считаются полнометражные «Война миров» Байрона Хэскина 1953 года, «Война миров» Стивена Спилберга 2005 года и двухсезонный сериал с одноименным названием 1988-1990 годов.

Обсудим их вскользь, чтобы знать, с чем сравнивать наши «новые и улучшенные» версии. Хотя, начнем, все же, с первоисточника.

Война Миров Герберта Уэллса, образца 1897 года

В непонятно каком году (точную дату автор не указал) на поверхности Марса астрономы засекли ряд вспышек, после чего на Землю начали падать странные метеориты. Первый из таких приземлился на Хорселлской пустоши, графство Суррей, близ городка Уокинг, откуда родом так и оставшийся неназванным рассказчик.

Зеваки, сбежавшиеся глянуть на чудо, упавшее с неба, увидели цилиндр, крышка которого отвинтилась, после чего оттуда полезли осьминогоподобные инопланетяне с щупальцами вместо конечностей. Попадав в яму, они смастерили там устройство, при помощи которого начали косить зевак направо и налево. Позже они смонтировали ходячие машины – треножники, верхом на которых начали расхаживать по бедной многострадальной Англии, истребляя людей своим мудреным «тепловым лучом».

Вот как выглядела такая машина по версии художника Энрике Корреа, который нарисовал ряд иллюстраций к роману одного из изданий 1906 года.

А вот как, по мнению ученых XX века, исходя из описания Уэллса, должны были выглядеть сами инопланетяне.

Всего на землю попадало десяток космических аппаратов. Три треножника из десяти людям за все время противостояния удалось вывести из строя, остальные же марсиане передохли сами, заболев какой-то земной болезнью.

Кстати, они действительно в романе-первоисточнике питались «человечиной». Может людское мясцо и содержащиеся в нем микробы их и сгубили, поскольку потребляли они его сырым. Ведь нигде не описано, что они что-то там варили, жарили или парили. Наш герой просидел в близи их логова достаточно долго, чтобы это не заметить.

Но разгром на юге Англии они, при этом, успели учинить страшенный. Также они принесли с собой на Землю свою марсианскую растительность, которую в скором времени, опять же, вытеснили земные растения.

К слову сказать, у Уэллса марсиане даже успели смастерить некий летательный аппарат. Но полетать на нем над Землей вволю им было не суждено.

В общем, ничего у пришельцев с захватом не вышло. Но посыл был понятен каждому. Люди, со своими недалекими техническими ухищрениями, были бы истреблены как вид, если бы не досадное для пришельцев и спасительное для нас вмешательство земной микрофауны.

Был и еще один посыл, что, типа, не зная броду, не суйся в воду, но это уже на усмотрение любителей порассуждать на социальные темы. Американским индейцам, кстати, выходцы из Старого света, приплывшие к ним на континент с огнестрельным оружием, тоже казались людьми не от мира сего.

Война миров образца 1953 года

Здесь разработчики спецэффектов, посовещавшись, согласились, что марсиане на летательных аппаратах обойдутся создателям адаптации намного дешевле, нежели на гигантских треножниках. Да и выглядеть будут правдоподобнее. На дворе тогда была лишь середина прошлого века, ни о какой компьютерной графике никто еще и не помышлял. Все приходилось лепить из картона, папье-маше, каучука, жевательной резинки и прочих подручных средств. Гигантские треножники, выполненные из такого набора, как визуальные эффекты никуда бы не годились. Поэтому и заменили их на более простенькие, изогнутые с двух краев, блюдца.

Тут инопланетных судов (если их можно так назвать) прилетело огромное количество. Новости о пришельцах поступали со всех краев света. Но в фильме рассказывается лишь о приключениях, развернувшихся вокруг кораблей, упавших в глубинке штата Калифорния.

Метеорит, зеваки, плоские шуточки и тыканье в метеорит лопатой – все как положено присутствует. Но радость собравшихся кончилась, когда из вывинтившейся крышки люка только что остывшего продолговатого болида вылезло устройство, которое начало сжигать всех направо и налево.

После того, как место посадки оцепили военные, у болида, видимо, открутилась еще большая по диаметру крышка, поскольку оттуда каким-то образом в воздух поднялись целых три летательных аппарата довольно внушительных размеров. И как давай они вояк жечь направо и налево! После уничтожение переместилось в города, где марсиане наделали шороху, который возможно сравнить лишь с разрухой после Второй мировой в Европейской части Евразии.

Особо хотелось бы остановиться на облике марсиан нынешней версии. Выглядели они до такой степени глупо, что с хохота живот можно надорвать. Они напоминали массивную (с большого порося) бесформенную тушу с тонкими конечностями и огромным трехцветным глазом.

По тому же принципу «трехцветности» было выполнено и видеоустройство, посредством которого инопланетянин из своей тарелки мог обозревать внутренние помещения человеческих жилищ. Одно такое «видеоустройство» главный герой отрубил от щупальца (больше ничем другим это не назовешь), на котором оно держалось и передвигалось.

Все прекратилось так же банально, как и началось. Марсиане стреляли-стреляли, пока, вдруг, резко их тарелка не врезалась в здание, и не упала на проезжую часть. Из приоткрывшегося люка на свет вывалилась трехпалая конечность с присосками на конце, на чем все и закончилось.

Как и у Уэллса, здесь человечество тоже защитили микробы. Только тут их наличию на Земле был придан более божественный смысл.

Война миров образца 1988-1990 годов

На этом шедевре особо останавливаться не будем по той простой причине, что хоть в титрах и указано, что картина поставлена по мотивам одноименного романа Герберта Уэллса, в ней от этого романа даже близко ничего нет.

Шоуранеры проекта просто задались целью придумать продолжение истории, снятой в 1953 году. По их версии инопланетяне передохли отнюдь не все. Нашлись ушлые, кто додумался как справиться с «земной заразой». Теперь они прячутся от глаз людей, принимая вид все тех же людей, дабы всеми правдами и неправдами уничтожить этих самых людей. Такой вот каламбур.

Как по нам, вышло у Paramount Television не очень, и рейтинг 5.3 на КиноПоиске у шедевра вполне оправдан.

Война миров образца 2005 года

Многим из тех, кто начинал смотреть сериал «Бесстыжие» не давала покоя мысль: «В каком же фильме раньше я видел первого ухажера Фионы?» Да, действительно, первого ухажера Фионы вы видели в «Войне миров» Спилберга. Здесь же засветилась и мелкая Дакота Фанинг, которой на момент съемок было всего 10 лет. Но разговор сейчас не об этом, а о том, чем же отличается адаптация Джоша Фридмана и Дэвида Кеппа от предыдущих версий и от версии самого Герберта Джорджа Уэллса.

Спилберг, которому, по его же словам, в детстве сильно запал в душу фильм 1953-го года, прекрасно понимал, с чем связаны метаморфозы в пришельцах, а, вернее, почему тот раз они не «ходили», а «летали». И теперь, когда компьютерная графика позволяет воссоздать на экране что душе угодно, он решил исправить данный нюанс и поставить-таки марсиан «на ноги», при этом постаравшись максимально сохранить основную линию прошлого фильма. Даже «видеощупальце» у марсианина сделал максимально похожим на то, что было в версии 1953-го.

Но, между тем, различия вышли огромные. Например, в тот раз создатели акцентировали основную мысль на том, чтобы показать бессилие земной техники и вооружения перед технологиями пришельцев. Тут же боестолкновения ушли на второй план. Первый заняли «отношения отцов и детей», из-за которых, в первую очередь, фильм и был подвергнут критике со всех сторон. Но, если не обращать внимания на семейную драму, смотрится он вполне на уровне. Треножники нарисованы обалденно.

Людей здесь сжигают (или расщепляют?) очень зрелищно. Но в этой версии марсиане находились на Земле давно, а к жизни их пробудил загадочный импульс, прилетевший из космоса. Также существуют различия в «составе семьи» главного героя и наличие у его жены мужа от второго (после развода с ним) брака. У Уэллса главный герой был не женат и детей не имел. Более того, он лично увез любимую жену в Лезерхет, подальше от основных баталий, и вернулся в многострадальный Уиндем только для того, чтобы по-честному, как и было договорено, вернуть занятую у торговца двуколку.

В целом, фильм вышел терпимым. Еще бы засранка-дочурка в исполнении Дакоты не верещала, да сынуля тупорылый поменьше «патриотничал», вообще бы было супер.

Война миров образца 2019 года от телеканала BBC One (Великобритания)

Добрались до свежих версий года текущего. И первой в списке идет адаптация, по утверждениям авторов, наиболее приближенная к первоисточнику. Именно на этот факт мы и купились, и тут же прильнули к экранам телевизоров.

Нашему разочарованию, увы, не было предела. Сюжет прописан до такой степени криво и косо, что только диву даешься, кто этим «самоделкиным» вообще доверил издеваться над шедевром? Да, время реально совпадает с первоисточником – конец XIX века. Локация тоже – юг Великобритании неподалеку от Лондона, но на Хорселлскую пустошь то болото, в которое упал первый металлический шар, никак не походит.

Далее – главные герои. Если в первоисточнике рассказчик – мужчина, увезший жену от ужасов межпланетного конфликта подальше, то тут в главной роли – его жена (кстати – беременная), которую он никуда не увозил, а, наоборот, отправил в столицу, от которой (идиот бы мог догадаться) нужно держаться подальше. Ведь неприятель – причем абсолютно любой, в первую очередь будет пытаться разгромить штаб врага.

Еще одним главным героем тут является астроном Оджилви, который по книге Уэллса, скончался еще при первом появлении пришельцев из цилиндра. Тут он, наоборот, дожил до победного конца, и еще и какие-то опыты пытался ставить над оружием инопланетян. Зачем? Так и не ясно.

Мужчина же, который должен был быть рассказчиком, вообще где-то на перипетиях возни с пришельцами (именно возни, войной это не назовешь) потерялся.

Вообще, если бы из трех серий мини-сериала выкинули ненужную драматическую чушь, идиотские флэшбэки и дебильные паузы с размышлениями, от которых в конечном итоге совершенно нет толку, а также половину первой части, в которой всему миру и, в частности, англичанам, еще раз напомнили, что русские всегда были агрессором, который не давал покоя жителям всего мира, может быть и получился бы терпимый полнометражный фильм. Но…

В общем, в итоге марсиан вновьпоубивали бактерии. С растительностью тут придумали какую-то никчемную и второсортную драму, которая окончательно добила и без того наивную и безвкусную историю. Понравится этот шедевр только тем, кто не только не читал роман, но и не смотрел ни одну из первоначальных версий.

Война миров образца 2019 года от телеканала Canal+ (Франция)

Добрались до французского шедевра. С первых серий, когда в фильме еще только появились «киборги-собачки», мы никак не могли избавиться от мысли, что мы это уже где-то видели. Посовещавшись, мы решили, что эта версия «Войны миров» более напоминает гипертрофированный гибрид «Скайлайна» и «Рухнувщих небес», чем «Войну и мир» Герберта Уэллса.

Так же, как и в «Скайлайне», тут главными боевыми единицами пришельцев являются машины со встроенным в них живым биологическим мозгом. И так же, как в «Рухнувших небесах», основной антагонист (по-видимому тот гуманоид, которого нам показали под занавес первого сезона, и мозг которого подключен к кораблю пришельцев), может воздействовать на мозги подростков, от которых ему нужен ребенок.

Здесь пришельцы пришли не с Марса, а из дальнего космоса. Они не живые существа, как вы уже поняли, а киборги, мозги которых соединены в единый коллективный разум (или его подобие). По всей видимости, у них есть центральный «мозг», но боль, причиняемую кому-то из «боевых единиц» одновременно чувствуют все. Версия о коллективном разуме в фильме проскакивает, но наличие главного мыслящего ядра в ее центре эту теорию, если разобраться, опровергает.

Корабли инопланетян приземлялись в великом множестве по всему земному шару и отправили на тот свет основную массу населения при помощи какого-то мудреного излучения. Оставшихся в живых, кто додумался вовремя спрятаться от подымавшихся из-за горизонта «визуальных флюидов» в пещеры, подвалы, бункера, металлические контейнеры или цистерны (как один из главных героев), начали зачищать похожие на роботов-собачек мобильные устройства, оснащенные средствами уничтожения.

Что мешало пришельцам повторно запустить волну? Не ясно. Равно как не ясно и то, каким путем выжил пацан, которого непонятный внеземной разум хочет спарить со слепой девушкой (еще одной героиней) ради получения нужного ему человеческого детеныша.

Да, в первоисточнике пришельцы убивали землян в том числе и из-за того, что «принимали их в пищу». Тут же «киборги-собачки» если и питаются как-то (в них ведь есть биологическая составляющая), то нам этого не показали.

Зато показали то, что они для каких-то целей воруют человеческих младенцев. Что они с ними делают? В первом сезоне нам толком не объяснили, а гадать на кофейной гуще мы не умеем.

Все кончилось на том, что разрозненные главные герои, наконец, собрались воедино. Показали нам гуманоида, внедренного в нейросистему корабля, младенцев живых и невредимых, которых они вырывают из маток беременных женщин – и все. Занавес. Продолжение – в следующем году. Да и то, если с таким рейтингом проект вообще продлят.

Начало, как обычно, было на рубль, а продолжение – на копейку. Сюжет увяз в драме, как и в случае с «Ходячими». Только если там драма начала накалять к четвертому-пятому сезону, то тут тягомотина достала уже после третьей-четвертой серии Причем, так, что хотелось смотреть на перемотке.

Так что, разъяснений придется подождать. Так же, как и сходства с оригиналом, которого мы тут совершенно не увидели, хоть в титрах и указано, что фильм поставлен по одноименному роману Герберта Уэллса. Вряд ли в этом варианте приходится уповать на то, что киборгизированные твари сдохнут от какого-то земного вируса.

Заключение

С нетерпением будем ждать от кинематографистов следующих перепевок «Войны миров» Герберта Уэллса. Очень интересно, кто из величайших умов изготовит адаптацию еще, по его мнению, интереснее, а по-нашему – тупее.

Почему бы просто не снять один в один версию первоисточника? Ведь там все написано, автор уже все придумал, ничего и переделывать не надо. Нет, надо умничать и строить из себя гениев, а потом диву даваться, чего эти зрители еще хотят? Почему такие низкие рейтинги и просмотры? Ведь такой шедевр им забабахали!

А пока ждем, будем наслаждаться тем, что уже есть. И побольше бы нам попадать на клевые фильмы и сериалы. А то болото уже достало!

И все же, зададим все время вертящийся на языке главный вопрос: «Раз они такие умные, эти марсиане, чего ж они до скафандров-то не додумались?»