С каждым годом игры становятся все более реалистичными – улучшается уровень детализации, освещение, масштаб миров. Все это возможно благодаря совершенствованию игровых движков. Одной из самых перспективных разработок можно назвать Unreal Engineсегодня все больше разработчиков переходят на пятую версию.  

Становление Unreal Engine

Первая версия уже знаменитого движка появилась в далеком 1998 году – разработчиком являлась компания Epic Games. Тогда это была небольшая фирма, презентовавшая миру шутер от первого лица под названием Unreal. Игра вышла еще до появления первой Half-Life и на то время предлагала не только динамичный геймплей и интересный сюжет, но и потрясающую графику!

Критики всячески хвалили  графическую составляющую игры, а сторонние разработчики начали интересоваться, что собой представляет этот самый Unreal Engine.

Первая версия движка предлагала действительно множество инновационных вещей – наложение зеркальных поверхностей, «скайбокс» и технологию «варп», с помощью которой реализовали те самые порталы из Unreal. В последствие вышла модификация Unreal Engine 1.5, на которой был создан знаменитый Unreal Tournament.

В 2002 вышла вторая версия движка с поддержкой листвы, жидких поверхностей, физики «тряпичных кукол» и не только. На  Unreal Engine 2 были созданы больше 75 игр, в том числе Postal 2 и Deus Ex: Invisible War

Уже в 2004 была презентована третья версия, а на E3 2012 был представлен один из самых популярных движков на сегодня - Unreal Engine 4. На этой версии уже выпущено более 120 игр, а также несколько находится в разработке. При этом возможности движка не ограничиваются каким-либо жанром. Unreal Engine прекрасно подходит для шутеров (Atomic Heart, Valorant), а также более нестандартных проектов, вроде Psychonauts 2, It Takes Two и даже Ace Combat 7: Skies Unknown.

Во многом такая популярность обусловлена не только широкими техническими возможностями. С 2015 года Unreal Engine 4 стал бесплатным в использовании, однако разработчики должны передавать Epic Games 5% от прибыли продаж игры, если квартальная сумма дохода превышает 3000 долларов. В 2020 этот порог выручки увеличился до миллиона долларов.

Более того, инструментарий Unreal Engine 4 настолько хорош, что используется даже в кинематографе. Красочными короткометражками уже никого не удивить, но именно этот движок использовался при создании таких блокбастеров, как последний эпизод «Звездных войн», «Стражи галактики» и сериал «Мандалорец».  Вместо привычного «зеленого полотна» теперь на большие экраны проецировалась готовая сцена, внутри которой уже и взаимодействовали актеры.

Также первые шаги движок делает и в мультипликации. Например, одна из сцен в мультфильме «В поисках Дори» была полностью отрисована через Unreal Engine 4.

Нетрудно заметить, что даже четвертая версия движка предлагает колоссальные возможности, причем не только для геймдизайнеров. Однако совершенству нет предела – в 2020 был презентован Unreal Engine 5, а уже через два года движок стал доступен для всех разработчиков.

На что способен Unreal Engine 5

Первый видеоролик представили в мае 2020 года – качество картинки практически не уступает кино. Ключевой особенностью стала возможность не привязываться к числу полигонов. Например, в одном из кадров присутствовали 485 статуй, которые суммарно включают целых 16 миллиардов полигонов!

Другая передовая технология получила название Lumen. Она используется для динамического глобального освещения в режиме реального времени. Теперь можно создавать сцены, в которых освещение напрямую зависит от времени суток, а также других источников света. В Unreal Engine 5 имеется возможность сделать любой объект разрушаемым, плюс разработчики реализовали уникальную систему затухания звука, как во время эхо в пещерах.

Насколько все это красиво выглядит? Некоторые разработчики буквально с первых дней начали изучать возможности движка, что вылилось в создание всевозможных демонстрационных роликов. Например, китайские разработчики создают соулс-игру под названием Black Myth: Wu Kong на UE5 – уже имеется демонстрация.

Не менее впечатляющим можно назвать первый Bioshock, созданный посредством UE5. Моддер воплотил в жизнь небольшую локацию с огромным числом мелких элементов. Как можно заметить, детализация предметов и освещение находятся на высшем уровне. Не стоит забывать, что это всего-лишь любительская поделка.

К фанатским творениям также можно отнести ремейк Resident Evil 3. Визуально он не сильно отличается от работы самой Capcom, но ключевой изюминкой станет расположение камеры как в оригинале.

В списке крупнейших проектов на Unreal Engine 5 заявлены S.T.A.L.K.E.R. «Тень Чернобыля», новая часть BioShock, Mass Effect и следующий «Ведьмак». А вот один из анонсов уже достоверно будет использовать новую версию движка - Senua's Saga: Hellblade II. Более того, энтузиасты даже успели сделать полноценное сравнение двух частей, продемонстрировав разницу между UE4 и UE5. Пятая версия предлагает куда более реалистичное освещение, а также невероятно детализированную модель персонажа.

Громким событием стал окончательный релиз Unreal Engine 5 в открытом доступе – разработчики представили технодемо The Matrix Awakens. Огромный город из фильма стал доступен для посещения всем владельцам PS5, а позже демо запустили и на ПК. Ролик не только поражал своей фотореалистичностью. Движок просчитывает движения сотен людей и машин, и что самое важное – запоминает их положение. Это значит, что теряя их из кадра и возвращаясь, вы не увидите случайных перестановок, как в Cyberpunk 2077.

При этом в демо имеется больше 7000 зданий, 45000+ автомобилей и 35 000 металюдей. Здания в городе проработаны до мелочей и суммарно насчитывают до 7 миллиардов полигонов. Но самое впечатляющее - это трассировка лучей в реальном времени. В дневное время разработчики не используют каких-либо дополнительных источников света, как это нередко делается в других играх для придания реалистичности. В Matrix Awakens источником света является только Солнце и отраженные поверхности, а рассеивание лучей просчитывается в реальном времени.

К сожалению, Unreal Engine 5 стал доступен разработчикам совсем недавно, поэтому никаких готовых игр на новом движке опробовать пока нельзя за исключением все той же Matrix Awakens. Однако многочисленные демо-ролики от энтузиастов подтверждают,  что возможности движка действительно огромные.

Остается актуальный вопрос – насколько прожорливым окажется движок. Например, Matrix Awakens при тестировании на  Intel Core i9-12900K и GeForce RTX 3090 в разрешении 2К не смогла выдать больше 50 кадров в секунду. Конечно, можно сделать поблажку на то, что это всего-лишь демонстрация, а не готовый проект. Однако можно быть уверенным, что игры на Unreal Engine 5 потребуют минимум предтоповой видеокарты серии RTX 3000.