Кто старое помянет…

Оригинальная Mafia: The City of Lost Heaven стала одновременно жертвой и заложницей своего времени. Во многом из-за постоянных сравнений с серией GTA и чрезмерного чувства любви истинных фанатов к классической игре.

Выпущенная в 2002 году, всего за два месяца до дебюта всеми любимой Grand Theft Auto: Vice City, сравнение двух игр, пожалуй, было неизбежным [кроме того, изначально Mafia должна была выйти и до GTA 3, но не сложилось]. В конце концов, обе игры являлись криминальными симуляторами, обе пытались воссоздать культовые эпохи, и обе, казалось, предлагали возможность ориентироваться в больших цифровых мирах.

Думаю, не секрет, что Vice City явно вышла победителем из этой негласной битвы и обеспечила популярность серии GTA на долгие десятилетия вперед, доказав, что успех GTA 3 не был случайностью, и что будущее за ее концепцией. Mafia же, хоть и не обрела подобный успех, была довольно хорошей игрой, имела неплохие оценки от критиков, обзавелась фанбазой и даже получила в итоге пару сиквелов.

Выпущенная недавно Mafia: Definitive Edition сумела хорошо передать многое, что делало оригинальную игру великолепной, но до сих пор была недооцененной по многим из тех же причин, по которым пострадала оригинальная игра.

А помните, как было раньше?

После релиза Mafia: Definitive Edition я столкнулся с парадоксом. Многие СМИ писали в своих обзорах, что игра создана специально для фанатов оригинала, и вряд ли сможет чем-то впечатлить новых игроков. В свою очередь, стало казаться, что многим фанатам оригинала нужно на законодательном уровне запретить писать рецензии и отзывы о ремейке. Часто критика сводились к тому, что Definitive Edition не является той самой кривой игрой из восточной Европы нулевых, которую мы так любили.

Постоянные дотошные сравнения и жалобы на тему, как раньше было лучше, а сейчас казуально — не делали игре почета у фанатов оригинала, что явно было проблемой.

Понимаю гнев олдфагов, но многие вещи в оригинальной Mafia просто устарели, и трудно представить в какой бы форме она могла быть сегодня, кроме той, что есть сейчас. Безусловно, в игре много недочетов, как тот же бронированный грузовик в миссии «Поездка за город» или чрезмерный упор на взрывы. Но сама по себе она очень дотошно следует оригиналу и исправляет недочеты, которые были значительными в оригинальной истории.

Когда Даниэль Вавра, автор первой Mafia, писал сценарий к игре, ему было 20 лет, плюс технологические мощности просто не позволяли сделать историю богатой на диалоги. В Definitive Edition все это не просто было исправлено и раскрыто, но также сценаристы изменили акценты в финале. История во многом выиграла и стала целостней и логичней, и я бы назвал ее переосмыслением оригинальной Mafia от других создателей.

С другой стороны понимаю, что действительно не хватало мелочей, которые полюбились игрокам, но думаю без них можно жить. Для меня в Mafia всегда главным был сюжет, а не гильзы от пуль, которые сыпались на землю при перезарядке, хоть подобные детали и грели душу.

Увы, многие фанаты похоронили игру предвзято. Это отчетливо видно в контрастах между обзорами тех, кто играл в оригинал, и тех, кто даже специально писал в заголовке: «Обзор Mafia: Definitive Edition от человека, не игравшего в оригинал».

А где веселье?

Другая причина, почему Mafia: Definitive Edition будет недооцененной в этом году, в большинстве тех, кто не играл в оригинал и является обычным геймером. Ибо Definitive Edition пострадала от того, что было и с первой игрой.

Даже в положительных обзорах игры 2002 года было упомянуто, что Mafia серьезно ограничивает исследования окружающего мира и пешие прогулки. Это казалось умеренно оскорбительным сравнением, которое было оправдано в то время, когда у фанатов были основания полагать, что Mafia - это по сути GTA 30-х годов. Вот только оригинальная игра никогда не пыталась стать GTA . Возможно, ее длинный цикл разработки в конечном итоге включил некоторые элементы в стиле Grand Theft Auto, но GTA была игрой о воплощении ваших криминальных фантазий в виде песочницы. Mafia же существовала, чтобы рассказывать историю на фоне декораций начала 20 века.

Что странно, так это то, что те же сравнения с GTA сделаны в негативных обзорах Definitive Edition. Критики ремейка отмечают, что его разделы с открытым миром отстают, а его структурированные миссии предлагают мало творческой свободы. Похоже, существует довольно популярная идея о том, что тот факт, что ремейк не преобразовал оригинал в более современную игру с открытым миром, является поводом обвинить разработчиков в неспособности действительно раскрыть потенциал оригинала.

В то время как, казалось бы, бесконечный ряд игр с открытым миром в стиле Ubisoft просит нас судить качество игры по его контенту, Mafia фокусируется на тщательно продуманных сюжетных миссиях, предлагающих разнообразие сценариев.

В то время, когда серия Grand Theft Auto живет и умирает из-за бесконечного потока прибыльных онлайн-обновлений, Mafia предлагает захватывающий опыт одиночной игры, который можно пройти за несколько сеансов.

Пока The Last of Us 2 также предлагает нам пережить линейное приключение, пытаясь выстраивать уникальное повествование в полуоткрытом мире, Mafia по своей сути делает тоже самое в другом формате, но похоже, не очевидном для игроков.

Многие из вещей, за которые игру хвалили после релиза, кажутся еще лучше лишь годы спустя, когда они представляют собой антитезу популярным тенденциям в современных играх. Между тем, ремейку удается сгладить самые грубые грани оригинальной игры, за счет включения современных идей, которые дополняют то, что в оригинале работало хорошо.

Так почему же Mafia: Definitive Edition не заслуживает большего отклика, кроме тех, кому, казалось бы, суждено было полюбить ее? Печальная правда в том, что мы все еще живем в мире, где открытые миры измеряются сравнениями с GTA.

Мне кажется, Cyberpunk 2077 также во многом найдет критику в стиле того, что ее открытый мир не будет призывать к веселью и пальбе на улицах как в GTA. Подобное даже было с RDR 2 от тех же Rockstar.

В любом случае, мы еще долго будем сравнивать открытые миры с GTA, но как по мне Mafia: Definitive Edition является свежей альтернативой, и я рад, что игра дарит удовольствие как хороший сюжетный проект на 7-10 часов прохождения. Да, она не идеальна, но как минимум место в топе лучших ремейков 2020 года точно заслуживает.