Игра про итальянцев в Америке, созданная чехами

В 2002 году чешская студия Illusion Softworks создала абсолютную классику; она могла составить конкуренцию кинематографическому « Крестному отцу», и ее можно было противопоставить GTA 3, выпущенной годом ранее.

В сочетании с относительно реалистичным подходом к игровому процессу и сеттингу, действие которого происходит в точно воссозданной эпохе Сухого закона [1920-е и начало 1930-х годов], история Томми Анджело и его карьеры в иерархии мафии кажется достоверной и правдоподобной. Так насколько правдива Mafia с исторической точки зрения и фильмах, на которых основана игра? Произошло ли какое-либо из этих событий на самом деле? На этот вопрос ответили Gamepressure, а мы дополнили его.

В материале будут небольшие спойлеры к отдельным моментам из игры. Глобально затрагивать сюжет мы не будем.

Бедность и безработица: Великая Депрессия

После конца Первой мировой войны мир потрясли бурные социально-культурные и экономические изменения, известные также как «Ревущие двадцатые», когда в моду начали входить новые вещи обихода, одежда, музыка, технологии [электричество, автомобили], произошел большой рост урбанизации, массовая иммиграция, эмансипация женщин и резкий рост экономики в таких странах как США.

Очень иронично, что после слов президента США Гувера о том, что США никогда еще не были так близки к полной победе над бедностью, в 1929 года началась темная полоса в истории Северной Америки и всего мира – экономический кризис известный как «Великая депрессия». Именно на этом фоне происходят события в Mafia.

Благодаря возможностям технологий Hangar 13 смогли лучше показать эту эпоху через диалоги. Повсеместная безработица, общая бедность населения и разгул преступности сказывался на людях не самым лучшим образом, из-за чего мафиозные организации, процветающие на этом фоне, были для людей авторитетней, чем власть. Очень хорошо это видно, когда в самом начале Томми получает компенсацию за помощь ребятам Сальери, для которых это всего лишь жалкие гроши, а для Томми – целое состояние.

Немного Коппола, немного Скорсезе

Разработчики первой игры никогда не скрывали того факта, что они создавали ее по мотивам самых известных гангстерских фильмов того периода [напомню игра вышла в 2002 году]: «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы и «Славные парни» Мартина Скорсезе. Об этом свидетельствуют не только пасхалки, включенные в игру, но и характерные отсылки к персонажам или определенным сценам и строкам непосредственно из фильмов. В шедевре Копполы рассказывалось о конкурирующих семьях итальянской мафии в Соединенных Штатах, или о мелких деталях как поиск револьвера в туалете.

Дон Сальери чем-то напоминает Вито Корлеоне, хотя в нем есть и некоторые черты Поли Сисеро из «Славных парней». Он так же благороден, как и Вито, и ненавидит продажу наркотиков, которые он оставляет гораздо более безжалостному боссу конкурирующей семьи: Марку Морелло. В «Крестном отце» роль второго дона играет Эмилио Барзини, глава еще одной большой семьи. Разработчики также уделили внимание характеру consigliere, или юридического советника семьи. В Mafia его роль исполняет Фрэнк Коллетти, лучший друг Дона Сальери с юных лет. В «Крестном отце» это был приемный сын дона Корлеоне, Том Хаген, которого сыграл Роберт Дюваль.

Главный герой игры, Томми Анджело, и его друг Поли создавались под сильным влиянием «Славных парней» Скорсезе, а также биографии реального гангстера Генри Хилла, которого играет Рэй Лиотта. Томми поднимается по карьерной лестнице в гангстерской семье Сальери, чтобы в конечном итоге свидетельствовать против нее — точно так же, как Хилл.

Также данная сюжетная тропа встречалась в фильме «Однажды в Америке» Серджио Леоне, где главный герой Лапша в исполнении того же Де Ниро также сдавал своих друзей полиции. Однако там главный герой поступал так по совершенно иным причинам, нежели Томми.

Поли — его друг и партнер по многим делам, является двойником Томми ДеВито из «Славных парней» которого играет Джо Пеши. Персонаж был создан по образу другого настоящего гангстера, Томаса Дезимоуна.В оригинальной Mafia: The City of Lost Heaven голос и лицо Поли даже напоминают Джо Пеши.

В Definitive Edition это сходство, к сожалению, теряется из-за использования технологии захвата движения и роли, которую играет актер Джереми Люк, который ранее снялся в «Ирландце» [последний гангстерский фильм Мартина Скорсезе]. Учитывая характер и темперамент Поли, у него можно найти сходство с характером Сонни Корлеоне, старшего сына Вито в «Крестном отце».

Романтизация образа мафиози

Эксперты в этой области отмечают, что и Коппола, и автор оригинальной книги Марио Пьюзо романтизировали образ мафии в «Крестном отце». Это было сделано по простой причине - читателю и зрителю должны были понравиться главные герои, поэтому Том Хаген или Майкл Корлеоне - образованные, классные люди, а Дон Вито предан своей семье и всегда ставит честь и преданность на первое место. Мы видим похожий рассказ в Mafia. Трудно не любить Томми Анджело и не болеть за него на протяжении всей игры, даже если он проходит путь от водителя такси до гангстера. А дон Сальери выглядит как начальник и наставник мечты.

Однако в реальной жизни мафиози, как правило, были безжалостными людьми, ставили прибыль превыше всего и не избегали сексуального насилия над женщинами. В игре гораздо ближе к реальности персонаж Дона Морелло, главы конкурирующей семьи, который показан темпераментным и безжалостным гангстером.

В этом плане упомянутая ранее картина «Однажды в Америке» куда ближе соответствует реальности, и что логично, Mafia: The City of Lost Heaven берет от этого фильма меньше всего деталей, кроме например того, что, как и в фильме, в игре базой семьи Сальери являйся бар.

Интересно, что имя Морелло относится к одной из великих итальянских семей, которые действительно сформировали американскую мафию в Нью-Йорке. Банда Морелло была первой мафиозной семьей в городе, а ее основатель, Джузеппе Морелло, родился в деревне Корлеоне на Сицилии. Братья Морелло правили итальянскими кварталами в Восточном Гарлеме и некоторыми частями Манхэттена и Бронкса. В 1920-х годах они были завоеваны тогдашним правителем Нью-Йорка Джо Массерией и со временем стали частью семьи Дженовезе.

Последний клан также связан с боссом мафии Фрэнком Костелло, который, как говорят, был самым большим источником вдохновения для персонажа Вито Корлеоне из «Крестного отца».

Именно Костелло считался разумным начальником, отговаривал своих людей от торговли наркотиками и использовал дипломатию и связи, а не грубую силу и запугивание, чтобы влиять на политиков и бизнесменов. Подобные черты можно увидеть у Дона Сальери, например, в сценах, где он выражает свое отношение к наркотикам или заставляет Томми бросить пить.

Несмотря на то, что многие мафиозные банды были далеки от романтизированных образов Пьюзо и режиссеров гангстерских фильмов, гангстерские произведения имели совершенно противоположное влияние. Так, «Крестный отец» произвел фурор среди настоящих итальянских мафиози. Некоторые даже начали вести себя как персонажи из фильма, использовать их черты характера, например, имитировать манеру речи Вито Корлеоне.

Один из членов семьи Патриарка, Ники Гизо, известный своей чрезмерной руганью и плохим знанием грамматики английского языка, взял себя в руки и начал учиться говорить правильно. В своих выступлениях он стал использовать более утонченные слова вместо ненормативной лексики.

Во второй части этого материала мы продолжим рассказывать о референсах между Mafia и реальностью. В следующий раз мы поговорим про сухой закон, мафиозные войны и покушения на главных людей преступных семей.