Не так давно мне довелось наконец-то пройти третью часть этой серии, на которую полилось в свое время куча хейта. Поэтому сегодня наш сайт решил разобрать стала ли Mafia хуже? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но нужно же знать с чем именно мы сравниваем.

Mafia The City Of Lost Haven

Первая игра в серии рассказывала нам классическую историю про новичка в мафии, который поднимается по карьерной лестнице и становится крупным воротилой. От игры так и веет классическими картинами по типу «Крестного Отца» или «Славные парни».

Начинается всё с истории Томи Анджело, уставшего от преступной жизни и рассказывающего о всех своих деяниях офицеру полиции в качестве свидетеля. Когда-то давно он работал таксистом, пока ему не пришлось подвезти двух мафиози, за которыми гнались преступники из другой семьи. Томи удается оторваться от них, а в качестве благодарности «пассажиры» говорят ему, что если понадобится помощь – пусть обратиться к Дону Сальери.

На следующий день Томи избивают те самые ублюдки, от которых мы спасались, и Анджело бежит к Сальереи за помощью, и по итогу ему предлагают вступить в семью. Далее вы встретите прекрасную историю, наверно, одну из лучших за все время, что я видел в играх. А тем более с учетом того, что игра вышла в 2002 году.

Но не только сюжетом, прописанными персонажами и прекрасной режиссурой может похвастаться игра. Город Лост Хевен, представляющий смесь Чикаго, Нью-Йорка и Сан-Франциско 30-ых годов, был чертовски атмосферным. Видно, что разработчики вручную придумывали и делали каждую улицу, перекресток и набережную, пытаясь передать окружение как можно детально. А музыка, которую я до сих пор слушаю отдельно, погружала и заменяла отсутствующее радио. Как по мне, проработка деталей – главный показатель любви девелоперов к проекту.

Игра клонила в реализм [бывало даже перебарщивала]. Вы могли ездить не только на машинах [у которых было топливо, а также, внимание, ручная коробка передач], но и на метро. Также в первой Мафии имелись [чего не было в других gta-образных играх] – правила дорожного движения, где полиция могла штрафануть вас за превышение скорости или езду на красный свет. Вот только машины были неповоротливыми, медленными коробками.

Если и есть в игре минус, так это при том, что город прекрасен – он пустой и стимула исследовать его не было. Хотя признаюсь честно, когда я переигрывал в Mafia после новогоднего похмелья, я получил удовольствие от простой ходьбы по улицам.

И вторая проблема – чертова гонка. Это одна из самых убогих миссий, из-за которой люди зачастую бросают играть. Так вот, вы должны были украсть спортивный болид, за ограниченное время доставить его механику, не поцарапав и не попадаясь полиции, потом проделать всё в обратную сторону. Это дико нудно и даже еще не начало миссии. Ведь потом вам придется самому участвовать в гонке и это кошмар. Я играл в Mafia уже после того, как для этой миссии ввели возможность выбора сложности, и очень сочувствую людям, которым приходилось играть в этот недоделанный кусок кала в первоначальном виде.

В первый раз при выборе сложности гонки я наивно и издевательски воскликнул: «Ты за кого меня держишь, игра!» и выбрал средний. После часа провалов я выбрал сложность «очень легко», и только благодаря удаче, и тому, что подобно спидранеру изучил каждую извилину моего пути по трассе, смог преодолеть данную гонку.

Подытоживая, скажу: Mafia City Of Lost Haven – прекрасная, атмосферная игра с вниманием к деталям и скучным открытым миром, на передвижение по которому тратишь много времени. Однако плюсы этой игры значительно превосходят минусы.

Mafia 2

Эта игра находилась в производственном аду 8 лет. Менялись сценаристы, разработчики, и все ожидали провала, как это часто бывает с долгостроями. Но когда игра вышла, она завоевала фанатскую любовь, хоть и нашлись те, кто кричал, что это другая игра.

И Mafia 2 действительно была такой, но только по истории. Мы играли за Вито Скалетте, который в 18 лет со своим другом Джо попался на мелком ограблении. Чтобы не загреметь в тюрьму Вито согласился отправиться на войну в Италию. Когда он вернулся, чтобы залечить раны, Джо, не хило поднявшийся в преступных кругах, помог ему откосить от войны и затащил Вито опять в круговорот бандитских разборок 40-тых-50-тых годов.

В отличие от первой игры эта была история шестерки. Мы не поднимались к самым вершинам мафиозных кругов, оставаясь болванчиком на побегушках, и именно из-за этого старым фанатам новая часть не зашла. Но отбросив подобные предрассудки я уверено заявляю, что Mafia 2 смогла стать идеальным сиквелом, с крутыми персонажами, диалогами и историей в еще более красивом городе Эмпаэр Бей [списанного Нью-Йорка]. Погружение было невероятным. Да и с технической стороны все было perfecto: крутой физикс, стрельба, адекватное управление машин и грамотный геймдизайн. Также из игры убрали некоторые лишние элементы, но не оказуалили её.

И, конечно, детали. Чего только стоят скрипты, например, как NPC зимой поскальзываются на льду, как какая-то тетенька подслушивает соседей или как грамотно меняются сезоны.

Русским же игрокам погружаться мешала, наверно, не лучшая локализация. Разработчик посчитал, что кадры жестокости это нормально, а вот мат – это будет уже слишком для русскоговорящей аудитории и его убрали, заменив на: мать, черт, козел, урод, гребанный и прочие ласкательно-уменьшительные оскорбления. Ну, и еще вызывало стыд неудачное копирование актерами озвучки итальянского, афроамериканского и китайского акцента.

В мировых масштабах сообщество не оценило концовку игры и её неоднозначность. Но в целом – Mafia 2 была идеальным сиквелом.

Mafia 3

И вот последняя игра, на которую полилось много хейта и довольно обоснованного. Для начала скажу, что Mafia 3 не так плоха, как о ней все говорят. У неё довольно мощный сюжет, отличные диалоги в духе той самой Мафии, которую мы любим. Разработчики перенесли действие в аналог Нового Орлеан 70-тых. На дворе царит закат классических преступных группировок, напряжение после войны во Вьетнаме, а также расовое угнетение, проблемы которого игра не боялась поднимать. При этом, исследовать город, в отличие от прошлых двух игр, было интересно, хоть машины и опять были тяжко управляемые.

Так в чем же проблема? В самом подходе к геймдизайну. Получить доступ к сюжетным миссиям можно только после обязательного прохождения кучи однообразных и скучнейших сайд квестов. Это напоминало грнид непонятно чего. Также в игре был недостелс, но благо, если вас заметили, задание не нужно проходить с начала. Но чего игре не простить, так это отсутствия акцента на детали.

Игра в Mafia 3 действительно напоминает работу, а этого нужно избегать любой ценной при создании крупной игры. Я хочу получать удовольствие сразу, а не преодолевая для этого кучи обязательных сайд квестов, не приносящих мне нового опыта.

Так стала ли серия Мафия хуже? Безусловно. Это можно видеть даже по количеству выделенных мной на одну игру абзацев. Серия все же смогла кое-как сохранить свою индивидуальность, но свернула не туда. Мафия должна быть детализированной, линейной историей в открытом мире – именно это подарило ей известность. И хоть я не могу назвать третью часть плохой, увы, но раньше было лучше и сейчас серия подпортилась. Она закончилась, как и все истории про мафиози – трагично.