Старый замок фашистов

Началось всё с маленькой, как и её название, скоромной компании Mouse Software. В один прекрасный день её сотруднику Сайласу Уорену пришла в голову идея создать игру про фашистскую крепость Wolfenstein. Так её и назвали Castle Wolfenstein, и именно этот проект можно считать прародительницей первых FPS.

Смотря на игру сейчас, трудно не улыбнуться, созерцая смешных фашистов в желтых комбинезонах со свастикой на груди и главного лысого героя, похожего, скорее, на больного раком человека, нежели на известного нам крепыша Би-Джейя Бласковеца [хотя это был и не он]. Цель игры – похитить секретные сведения из крепости. Игра 1981 года сопровождалась такими крутыми фичами, как озвучка и стелс. Представьте себе, наш герой мог переодеваться в одежду убитых врагов и расправляться с ними по «крысиному». Поэтому, когда кто-то начнет говорить вам в следующий раз, что Hitman или Splinter Cell были революционными, и вывели стелс на новый уровень, просто скажите, что это уже было в первой Wolfenstain 81-го года, а они просто грязные казуалы.

Продолжение под названием Beyond Castle Wolfenstein увидело свет спустя три года. Нововведений в игре было не так уж и много [в то время сиквел делало идеальным одно только его наличие], лишь подкрученная графика, если так можно сказать, и сюжет про покушение на Гитлера. Речь идет об операции «Валькирия», когда в бункере фюрера, где он проводил секретное совещание с членами Рейха, ему под стол подложили бомбу. Финал игры заключался как раз в этом. Также рядовой фриц мог пристать к вам и запросить пропуск, если вы обманите его – пройдете мимо без стрельбы.

Увы, в 1984 году потенциальных покупателей не было, так как ПК сам по себе был очень дорогим и имелся не у каждого. Студия закрылась.

Пришествие idSoftware

И вот 1992 год, на игровую сцену выходит Джон Кармак, сделавший для игровой индустрии больше, чем Иисус для христианства. Именно его студия idSoftware принялась за разработку легендарной Wolfenstein 3D.

На этапе подготовки они думали над крутым названием, и в итоге выкупили у уже мертвой на то время Mouse Software сами знаете какую игру. Изначально команда собиралась полностью следовать канонам оригинальной Castle Wolfenstein, с аутентичными переодеваниями и прятками. Но в скором их упразднили дабы не перегружать геймплей.

Игра была разделена на несколько частей. И первая Escape from Wolfenstein распространялась совершенно бесплатно. Именно из-за этого копии игры расходились по свету в огромных количествах и подарили ей мировую известность. Наконец-то главный герой обзавёлся именем –Би-Джей Бласковец. На протяжении всех следующих лет он неизменно исполнял роль протагониста серии, и отошел от дел только в этом году [и то не по своей воле], где ему на смену пришли дочери.

Игра, к слову, не была первопроходцем FPS, как принято считать в народе. Настоящими первыми FPS были Catacomb 3D и Havertank. И именно из Catacomb 3D в Вольфенштейн позаимствовали идею разместить лицо главного героя внизу экрана. Но тут загвоздка – эти игры создал сам Кармак, поэтому обвинения idSoftware в том, что они отобрали чужую славу – не приемлемы.

После в 1992 году игра обзавелась сиквелом под названием Spear of Destiny, где студия намешала кучу мистики, копье судьбы, фашистов, ад. Ходит легенда, что Джон Кармак на совещании тогда брал кур, отрезал им голову и бросал на середину стола, чтобы они бегали несколько секунд, падали, а потом из их крови вырисовывались буквы, описывающие сюжет следующей игры. Именно так в свое время студия после выхода Spear of Destiny придумала Doom.

Homecoming

Спустя 9 лет в 2001 году мы увидели новую часть серии под названием Return to Castle Wolfenstein, которая стала не менее культовой чем оригинальная игра. Создавали её сразу три студии. Gray Matter interactive работали над одиночной компанией, Newer Software вытачивали многопользовательский режим, а idSoftware вместе с Кармаком продюсировали проект, и как цепные собаки контролировали каждый пук в студии.

С таким подходом и жестким контролем игра вышла дико крутой и дико прибыльной. Мультиплеер не уступал по качеству одиночной копании, что очень мощно для 2001 года. Издателем для шутера тогда выступили Activision, еще не успевшие стать компанией зла по типу ЕА. Именно эта игра дала издательству путевку в мир крупных игроков, больших денег и славы.

В 2003 английская студия Splash Damage выпустила следующую часть Wolfenstein: Enemy Territory. Поначалу эта был шутер с элементами РПГ, который на этапе разработки превратился в бесплатный онлайн шутер. И хоть сегодня подобная словесная связка звучит страшно, тогда игра вышла довольно крутой.

Во-первых, в ней появилась боевая техника, которой хоть и нельзя было управлять, самое её наличие радовало. Во-вторых, игра доставляла своей крутой системой перков. И наконец, создатели бережно перенесли атмосферу из прошлой игры на шесть оригинальных карт. Но и на этом не все. Девелоперы выложили в открытый доступ исходный код игры, и великие умы геймерского комьюнити начали крафтить свои собственные карты.

И снова война

Вернулась серия опять после значительного перерыва в 2009 году. На тот момент многие уже и забыли, что игра выходила. Её решили воскресить сразу 4 команды: Reven Software, idSoftware, Pi Studios и Endrant Studios.

Увы, вместо того, чтобы воскрешать серию, они начали еще больше её добивать. Стоит признать, что перерыв в шесть лет сыграл злую шутку с разработчиками и им пришлось подстраиваться под новую моду, а не задавать её, как было раньше.

Тогда они добавили в игру популярное тогда слоу-мо, кровь на невидимой линзе, не обычные способности и т. д. Также действие перенесли из замка в песочницу с расставленными по карте NPC. Был в игре и мультиплеер, вот только он был настолько сырой, что будь Гордон Рамзи геймером, он бы пошел избивать девелоперов.

Поворот туда

И вот в 2014-том из-под строк кода студии Machine Games вышла Wolfenstein: The New Order, ключевой поворот в истории серии Вольфенштейн, благодаря которой серия опять стала законодателем моды. В 2010 после провальной игры idSoftware открестилась от своего детища, продала его шведам из Machine Games, и стала заниматься не менее провальной [тогда они еще об это не знали] Rage.

Мы получили настоящий полноценный сиквел, где играли за травмированного во время штурма некой крепости Бласковеца, потерявшегося в коме на 14 лет. После этого мы очухивались в мире, где рейх совершил технологический прорыв, выиграл войну и захватил мир. Мы же решили противоборствовать этому.

Хоть лично мне игра не понравилась, весь мир сходил с ума от баллистики, бодрых перестрелок и отличного духа. Вот только мировая общественность начала обвинять студию в нацизме. В Германии с этой серией и так всегда было проблемно, но в этот раз всполохнули и соседи. В Великобритании, например, людям не понравилось, что по лору игры The Beatles были переименованы в «Die Käfer». Их поставили перед выбором: расстрел или петь на немецком. Они выбрали второе. Общественности это показалось оскорбительным, связывать их творчество с нацистской идеологией.

В скором для игры выпустили аддон «The Old Blood», повторяющий сюжет той самой первой Castle Wolfenstein, где Бласковец должен украсть секретные сведения из крепости Вольфенштейн. Думаю, не стоит говорить, что игра также понравилась геймерам.

В 2017 году вышла вторая часть трилогии от шведов Wolfenstein II: The New Colossus, где мы спасали Америку от оккупантов. Игра стала только лучше, например, теперь можно было брать в обе руки любое оружие, стрелявшее любыми патронами. Она стала одной из лучших игр того года, и та же Игромания красиво охарактеризовала её как «Смесь «Индианы Джонса» и «Неуловимых мстителей» снятых Тарантино». Однако ИИ врагов начал прихрамывать, а сама игра резко обрывалась.

Уже в конце этого месяца нас посетит завершение трилогии от Machine Games. И кто знает, закончится ли на этом история Wolfenstein или нет.