Утопия, которая работает

Psycho-Pass представляет нам увлекательную концепцию: общество, в котором эмоциональное и психологическое состояние каждого человека тщательно измеряется системой, которая затем определяет его способности и психическое здоровье. Общество, которое нам показывают, полностью зависит от этой системы, и все, от выбора профессии до суда, находится в ее руках. Имя ей – Сивилла. В первую очередь Psycho-Pass исследует, как такое общество решает этические проблемы, связанные с преступностью.

Несмотря на то, что многими Psycho-Pass характеризуется как антиутопия, это в корне не так. Общество аниме полностью утопично. В нем нет преступников, безработицы и бедности, а система Сивилла, хоть и решает предназначение человека, делает это не тоталитарно, а проанализировав его с психологической, физической и умственной стороны. Другими словами, система не выбирает, кем быть человеку, а наоборот помогает не ошибиться с выбором.

Охраной порядка в этом мире занимается Бюро общественной безопасности, а его инспекторы, хоть и являются агентами системы, не предстают перед нами монстрами или силовиками. Наоборот, общество в Японии будущего доверяет им решать все проблемы.

Сама же система Сивилла является эдаким олицетворением утилитарной этической философии, которая утверждает, что действие является этически правильным, если оно приносит больше пользы обществу, чем вреда. Например, Сивилла судит о том, может ли каждый человек совершить преступление, и использует эту оценку, чтобы решить, безопасно ли ему оставаться в обществе. В противном случае таких людей отправляют на лечение или казнят. Хотя это, очевидно, плохо для отдельных людей, общество в целом получает достаточно выгоды от отсутствия преступников на улицах. Таким образом, акты насилия, которые совершаются сотрудниками бюро, становятся оправданным общественным благом.

Сам психологический паспорт человека - это запись его психического состояния, включая его оттенок, который является мерой его текущего уровня стресса. Также он показывает его коэффициент преступности, показатель вероятности совершения преступления. Если коэффициент преступности человека превышает нормативное значение, система предупреждает Бюро общественной безопасности, и правоохранительные органы преследуют человека, чтобы тот был задержан или убит. В случае задержания психо-паспорт человека часто не может восстановиться, и его называют потенциальным преступником, что фактически делает его гражданином второго сорта. И хоть некоторые потенциальные преступники сами работают на роли гончих псов Бюро под надзором инспекторов и остаются относительно свободными, они все равно обладают ограниченными правами.

Люди, которых система считает пригодными для жизни в обществе – живут мирной жизнью, даже не зная порой как выглядит насилие.

Уже сейчас заметно, что система полна изъянов, но это не означает, что она не работает. Я бы сказал, что ее можно сравнить по неоднозначности с демократией, которая распространена в большей части нашего мира – она не идеальна, но ничего лучше человечество пока не придумало. Система Сивилла в аниме точно такая же вещь.

Держа это в голове, легко осознать, что на протяжении всего аниме его главные герои сражаются не против системы, наоборот – они сражаются против тех, кто пытается ее разрушить. Классические герои других киберпанковых произведений здесь представлены психопатами, угрожающими благу общества и поэтому они должны быть стерты. Поэтому Psycho-Pass – полноценная история про борьбу за ту версию утопии, которая устраивает большинство.

За Сивиллу!

Если и критиковать систему, то помимо жесткого деления людей на два сорта, стоит выделить и бесчеловечность утилитарного подхода, ведь доминаторы – оружие в руках инспекторов и их подчиненных, в буквальном смысле стирают людей, превращая их в кровавое месиво. И тем, кто избежал этой участи, став оружием в руках системы, повезло не умереть жуткой смертью. Однако за свою жизнь они расплачиваются тем, что являются ее силовиками, именуемые карателями.

Так, Сивилла решила одну из главных этических проблем: если большая часть общества будет доброй, кто будет выполнять всю грязную работу и бороться с плохим меньшинством? В мире Psycho-Pass ее выполняют порабощенные преступники, которые работают в Бюро под надзором инспекторов. Таким образом, инспекторы, работающие правой рукой Сивиллы, лишены обязанности играть роль плохих ребят на службе закона, которую агенты правоохранительных органов выполняли бы в более традиционном обществе. Каратели же действуют поразительно похоже на палачей.

Насилие совершают те, кто склонен к насилию, а остальные – живут спокойной и размеренной жизнью. Так, Сивилла нашла лучшую жизненную роль в обществе для тех, кто не может быть его полноценным членом. Так и получается общество, выстроенное на жестокости и крови, где по иронии большинство людей даже не видели его в глаза.

Персонажи сражаются за неидеальную, жестокую, с огромной кучей проблем, но работающую систему. Именно поэтому, когда главная героиня первых двух сезонов Аканэ открывает тайну Сивиллы, она не противодействует ей. Несмотря на то, что настоящая сущность Сивиллы отвратительна и неприятная для Аканэ, она знает, что это лучшее, что есть у людей Японии сегодня.

Будь это любой другой киберпанк, герой бы сразил деспота и освободил людей, однако в мире Psycho-Pass это никому не надо. Ведь, несмотря на то, что я назвал Аканэ главной героиней – это не совсем так. Она скорее наш проводник, новичок в мире, и через ее призму мы будем знакомиться с ним. В центре всего сюжета аниме общественный строй, где нет четкого добра и зла, а только конкретная ситуация и конкретные пути решения проблем.

Если вдуматься – тот, кто борется против системы, местный Нео — это антагонист Сёга Макисима, чью победу нам вряд ли хочется видеть. И когда доходишь до этой мысли, тогда и приходит осознание того, что мы тоже поддерживаем такой мировой порядок.

Самое парадоксальное, что мы сами находимся к миру Psycho-Pass намного ближе, чем может показаться. Да, у нас нет собственного Бюро безопасности и местного ИИ «решалы», однако повсеместная слежка за людьми не только в сети, но и на улицах городов [вспомните один только Лондон с его камерами], осуществляемая «во благо» вполне реальная.

Именно поэтому киберпанковый мир, созданный Гэном Уробути, является уникальным и вполне себе реальным для нашего общества. А главное, не имеет аналогов.

Psycho-Pass с момента его выхода в 2012 году получил высокую оценку как раз за наличие в сюжете таких сложных философских и метафизических тем, окружающих понятие «идеальное общество». Работа Уробути также затрагивает темы насилия и рассматривает его в контексте учений таких философов как Гегель, Ницше и Кайлуа. Таким образом, утопический сеттинг Psycho-Pass, находящийся на грани от антиутопии, предлагает ни на что не похожий взгляд на неоднозначное будущее человечества.