Все началось в 60-х

Человек, которому мы обязаны этим фирменным аниме стилем, является не кто иной, как Осаму Тедзука, коего в принципе величают крестным отцом аниме. Во многом Тедзука вдохновлялся творчеством Уолта Диснея и такими работами как «Бэмби» и дизайном персонажей из Мики Мауса, например, Дональдом Даком.

Однако если проводить параллели между дизайном персонажей, японцы ушли дальше своих американских коллег и в аниме Тедзуки не только глаза, но и причёска, черты лица и одежда во многом описывали архетип.

В целом дизайн персонажей играет роль в передаче эмоций любой конкретной сцены. Такой фокус и тщательное внимание к дизайну глаз само по себе оказывается эффективным. Тедзука и многие его последователи понимали, что глаза могут создать настроение для эмоциональных сцен, чем и запустили цепочку эволюции глаз в аниме.

Архетипы по глазам

Так, глаза стали полностью олицетворять того или иного персонажа, выступая идентификатором. Там, где в американской анимации главным был внешний вид, восточная анимация концентрировалась в первую очередь на глазах. Для начала давайте пройдемся по основным моментам того, как на сегодня аниме глаза стали дословно зеркалом души.

Персонаж с очень большими глазами и ртом в виде пиалы, если можно так выразиться, является невинным и смотрит на мир с восхищением, и неподдельной радостью. Очень часто такое можно встретить в моэ, так как этот жанр возводит милоту персонажей в апогей.

В противовес им выступают персонажи с зауженными глазами с острыми контурами. Чаще всего такие персонажи злые или как минимум циничные. Но за этими суровыми аниме глазами они скрывают частичку нежности или любви, как было, например, с Кёном из «Меланхолии Харухи Судзумии».

Однако у мужских персонажей в целом глаза могут меняться с возрастом. У женских персонажей также, но с героями мужчинами так происходит чаще в силу японской культуры. С возрастом большие и круглые глаза мальчика могу заостряться, как некий символизм, что он вырос. Например, вам просто стоит сравнить глаза Саске до того как Итачи устроил резню в клане Учиха и уже после того, как он перешел на сторону Орочимару.

При этом подобные персонажи, сохраняя в себе ту самую частицу добра, могут с возрастом опять стать добрее или как минимум мудрее. Их глаза хоть также заужены, уже не так остры, а вокруг них можно увидеть складки.

Итог следующий – чем круглее становятся глаза персонажа, тем больше добрых качеств в нем проявляется. Также практика создания глаз полезна в выражениях реакции, помимо увеличения или уменьшения в размерах. Например, когда персонаж влюбляется или видит что-то, что ему нравится и он хочет это получить. Это особенно видно в Sailor Moon.

Чтобы показать абсолютную злость или даже безумие персонажа часто используют прием, когда глаза неподдельно большие, но сами зрачки сужены. И в некоторых случаях так олицетворяют еще и страх. В этом случае все зависит от выражения рта.

В противовес этому выступает прием, когда зрачки большие – такое используют, чтобы показать грусть и это самый коварный прием, заставляющий тебя сочувствовать.

И мой самый любимый момент – пустые зрачки, показывающие либо моральное истощение персонажа, подавленное состояние или же его полное изменение внутри.

Непосредственно эволюция глаз в аниме

Наглядно эволюцию глаз в аниме одним рисунком показал Наоки Сайто, аниматор и художник, занимающийся на протяжении многих лет играми серии Pokemon, и кому как не ему разбираться в том, как эволюционирует такой важный элемент дизайна персонажей как глаза.

По словам иллюстратора, изображение слева показывает, как глаза были нарисованы давно, с вертикальной длинной овальной формой и множеством пустого пространства вокруг зрачков. Портрет в середине показывает переход к более угловатым формам глаз, которые в целом больше, с акцентом на сильные темные ресницы. Справа у нас есть изображение, которое обычно используется сегодня, с меньшим количеством пустого пространства внутри глаза и функциями, которые являются более консервативными и сдержанными по сравнению с прошлым.

По наблюдениям людей из его твиттера изображение слева напоминает персонажей из аниме-франшизы Slayers, которая началась в 1989 году. Среднее изображение напоминает K-ON! Впервые персонажи появились в манге в 2007 году, а картинка справа выглядит как персонажи из Sound! Euphonium 2013-го.

И да, как по мне эти приведенные пользователями твиттера под его постом примеры идеально описывают переход. Особенно K-On!. Как по мне, жанр моэ во многом определил сегодняшний дизайн многих персонажей и их глаз, так как нашел некий баланс между безумными размерами прошлого и тем, что они приставляют сегодня.

Так что условно мы можем делить виды аниме глаз на три эпохи:

  • Эпоха больших глаз и узких зрачков
  • Эпоха больших глаз и больших зрачков
  • Эпоха баланса между размером глаз и зрачков

Однако это в целом, и если рассматривать единичные случаи – это не так. Хочу сказать, что мы говорим в общих чертах.

Нарратив

Но независимо от того, как все сложилось, глаза в аниме рассказывают потрясающую историю эволюции персонажа, и мой любимый пример – это Саске, как я уже упоминал ранее. И он не единственный пример такой эволюции. Вспомните Кирицугу Эмия, из Fate/ или Кензо Тенму из Monster и Акане Цунемори из Psycho-Pass.

Некоторые аниме могут иметь более тонкий дизайн для аниме глаз их главных героев, но они по-прежнему включают в себя выразительность, которую можно встретить только в такой среде, как анимация, что объясняет, почему такие концепции в первую очередь анимированы.