Когда дело доходит до аниме Кунихико Икухара есть только два возможных варианта: вы либо его смотрите, либо нет.

С тех самых пор как этот режиссер-провокатор в 1997 году оставил свой след в «Юной революционерке Утене», он занимался исключительно сюрреалистичными картинами, в которых постоянно оставлял социальные комментарии к тому, что происходит в японском обществе. И «Sarazanmai», который вышел спустя четыре года после его прошлой картины, не стал исключением.

Что такое Сирикодама и почему она так будоражит сознание

Аниме «Сарадзанмаи» рассказывает о трех мальчиках, каждый из которых скрывает определенный секрет.

Например Казуки, недавно покинувший школьную команду по футболу, переодевается в девушку по имени Сара Азума, местную телеведущую и идола. В её образе он постоянно делает селфи и отсылает своему младшему брату, который очень любит Азуму и думает, что взаправду общается с ней. К слову, настоящая же Азума выступает в сериале греческим хором, что характерно для творчества Икухары.

Греческий хор – это коллективный персонаж в драматургии древней Греции. Обычно он стоял на сцене всё действие и объяснял зрителям некоторые моменты представления. Был связью между актерами и зрителями. Сара Азума также рассказывает нам с экранов телевизора о событиях, которые произойдут в будущем, и только когда это случится, мы поймем суть её слов.

Второй персонаж Энта, лучший друг Казуки. Он обижен на него за то, что тот ушел из футбольной команды, где они постоянно играли. Также Энта тайно влюблен в своего друга.

Однажды Казуки переодетый в Азуму делает селфи и в кадр попадает третий персонаж, юный грабитель Тои, взламывающий машину. Тои требует отдать ему смартфон. Начинается погоня, в результате которой они разбивают священную статую Каппы. Каппы –это существа из японского фольклора периода Эдо.

Из статуи появляется Кеппи – принц Королевства Капп. Внешне он похож на огромную зефирку с манией к огурцам. Герои в шутку говорят, что он жаба и тот со злости забирает у них сирикодамы. А теперь внимание, если вы еще не запутались – хорошо, ибо дальше будет вообще поток сознания вкупе с фольклором.

Сирикодама – это духовный орган человека, в котором якобы содержится его душа. Каппы постоянно пытаются похитить их. А достать их можно только через задний проход.

По итогу мальчики остаются без своих сирикодам и превращаются в капп. В скором, попав не в то место и не в то время, Энта постигает та же судьба.

Кеппи говорит, что сделает их людьми только после того, как они победят Каппу-зомби. Это люди, у которых забрали сирикодаму и убили, после этого они превратились в монстров. За этим, к слову, стоят два полицейских Рео и Мабу, которые работают на королевство сражающееся против капп.

Для победы герои должны извлечь сирикодаму этого монстра, поглотить его, а после этого крикнуть «Сарадзанмаи».

После, они сливаются друг с другом и начинают обладать общими воспоминаниями [так, два других героя узнают, что Казуки переодевается в девушку], а Кеппи получает сирикодаму монстра и ест его. После победы мальчики опять становятся людьми, а Кеппи дает им в награду серебряную тарелку. Если собрать пять таких тарелок, то Каппа может исполнить одно желание.

Как-то так. Достаточно странно, согласны? Однако это всё часть дизайна и задумки Икухары.

История про злое общество

Главная причина, по которой мы вообще сейчас обсуждаем Sarazanmai –это то, что среди всего тухлого аниме сезона он является самой яркой и необычной картиной, [после Атаки Титанов конечно]. Дело даже не в том, понравился мне сериал или нет – никто просто не проделал такую работу, какую сделал Икухара.

В каждом своем произведении Икухара рассматривает социальные системы угнетения. В «Утене» это был подростковый возраст, параллельно режиссер рассказывал о токсичном патриархальном обществе. В «Penguindrum» он затрагивал важность семейных ценностей и прямые нападки капитализма на них.

В работе 2015 года «Yurikuma Arashi» он показал любовь между двумя женщинами в обществе где такое не принято. Это общество, которое признает любовь между мужчиной и женщиной как единственную, а все кто считает по другому – должны быть изгнаны.

В «Sarazanmai» он делает акцент на взаимосвязях между людьми и желаниями. Все главные герои испытывают проблемы с взаимосвязями.

Казуки считает, что он вообще недостоин каких любо отношений с людьми. Энто не может признаться в любви своему другу, так как боится, что Казуки посчитает это ненормальным и не ответит взаимностью. Тои из-за всех сил хочет найти своего брата, который находится в бегах. А Рео злится на Мабу, так как они больше не могу наладить связь, как делали раньше.

В целом, в этот раз Икухара борется с материализмом. Появление нового зомби всегда как-то связано с предметами: коробками, лапшой, футбольным мячом. Источником вдохновения для Икухары послужила вторая самая крупна катастрофа в Японии со времен Второй Мировой войны – цунами 2011 года, которое повлекло за собой взрыв на АЭС «Фукусима».

Как сказал режиссер: «Тогда мы узнали, что материальные вещи имеют свойство ломаться и портить нам жизнь».

Желания героев не могут исполниться как раз из-за материализма и проблем с взаимосвязями. И если вы хотите стать к кому-то ближе, вы не должны позволить страху взять вверх над этим желанием. Да, вы можете получить травму или остаться с разбитым сердцем, но он того стоит. Желания – это не товар, который вы можете купить в интернете или магазине. Когда вы исполняете свои желания, то ощущаете, что вы человек, и что вы живы.

Тайтл «Sarazanmai» – это шаг вперед для Икухары, особенно после грязного «Yurikuma Arashi». И хоть его новый сериал короче на один эпизод чем прошлый, уже с первых серий понятно, что он пытается донести до людей довольно хорошие мысли.

Я думаю, что он когда-нибудь сможет опять сделать крутой 20-ти серийник. Ведь у него есть его революционный дух, причем не в заднице, а в сердце.