Обаятельные мерзавцы

В 70-тых, на которые припала эпоха рассвета аниме, появился первый антигерой, коему люди симпатизировали. С выходом «Lupin III» укоренилась идея, что главный герой не обязан быть примером для подражания, сражаться за добро или пропагандировать ценности. Сериал рассказывал о приключениях обаятельного вора Люпэна, который вечно попадает в криминальные передряги.

Кроме сериала про Люпена, о нем было снято два полнометражных фильма. Второй фильм «Lupin the Third: The Castle of Cagliostro» [1979] снимал Хаяо Миядзаки. Тогда же аниме начало распространяться по всему миру, и в первую очередь в Америке, хоть и попадало туда немного видоизмененным. Однако внедрение культуры было не одностороннее и в Японии начали делать аниме по сказкам и новеллам классических американских и европейских авторов, таких как Марк Твен, Ханс Христиан Андерсон и Туве Янсон.

Западное влияние распространялось и на традиционное аниме, так в 1977 году в аниме «Кэнди-Кэнди», снятое по роману японской писательницы Кёко Мидзуки, главная героиня жила в Америке. В целом этот проект, рассказывающий обычную историю о девочке и ее приключениях, подтолкнул студии к новым экспериментам.

Да прибудут 80-тые!

Одним из важных событий 80-тых [которые нельзя назвать ни как иначе чем «Ренессанс аниме»] является первый выпуск ОVA аниме, то есть сделанного специально для продажи на DVD. Им стал «Dallos»,  рассказывающий историю лунных колонистов, которые борются против рабовладельческого строя. Хотя Япония уже тогда становилась очень прогрессивной странной, даже там в свое время позволить себе видеопроигрыватель могли не все. По этой причине OVA была дорогим развлечением, которое могли себе позволить только самые преданные любители аниме, и такие находились. Бюджет на создание аниме для кассет был намного больше, чем у стандартного ТВ сериала, что отразилось в лучшую сторону на качестве картинки.

Как правило, в OVA стали пускать сиквелы или перезапуск проектов, которые имели успех на ТВ.

Тогда же начали активно развиваться оригинальные полнометражные картины. И именно тогда в 80-тых появилась студия Ghibli, выпустившая «Небесный замок Лапута», «Мой сосед Тоторо», «Могила светлячков» и мой фаворит «Ведьмина служба доставки».

Также в 1988 году вышел «Акира», который собрал рекордную сумму в прокате. Он же стал одним из первых аниме, которое вызвало огромный интерес у западной публики. В самой Японии его восприняли не так бурно, так как многие до этого читали «Акиру» в 6 томах манги, и для них сюжет выглядел как пробежка по основным моментам первоисточника. Благо Кацухиро Отомо даже так смог идеально передать мистичность происходящего, которая так подкупала в этом произведении.

В 1988 году вышел самый известный сёнен про боевые искусства «Dragon Ball Z», который настолько популяризировал жанр, что благодаря нему мы увидим в будущем «Наруто», «Ван Пис» и «Блич». Не менее популярной тогда стала и франшиза Gundam, которая вдохнула в меха аниме новую жизнь.

Но не только на меха, сёнен и полнометражные картины стала богата японская анимация. В том же десятилетии благодаря «Уроцукидодзи. Легенда о сверхдемоне» жанр хентай получил публичное освещение. Да, это аниме, кадры которого похожи на крутой боевик 80-тых с харизматичным главным героем – чертов хентай, понравившийся зрителям по всему миру именно по этой причине. Также поспособствовали популяризации хентая овы «Cream Lemon» и «Lolita Anime».

Клетчатые рубашки, гранж и аниме

Настали 90-тые, а вместе с ними пришло аниме от студии Gainax «Надия с загадочного моря» и свойственная ему кавайность, которая сегодня тесно ассоциируется с аниме.

Стало терпеть изменение и сёдзе аниме. Нет более красочного примера, чтобы проиллюстрировать это чем «Сейлор Мун» 1992 года. Благодаря тому, что авторы соединили сентай с маха сёдзе и добавили немного магии – сериал вышел потрясающий, не похожий на другие произведения. В нем было все: любовная линия, приятные персонажи, боевые сцены и капелька откровенных нарядов. Сериал понравился как девочкам, так и мальчикам.

И вот мы подходим к огромной глыбе, которую невозможно обойти, вспоминая аниме – «Евангелион». Да, я знаю, что всем надоело слышать про «Евангелион», но он так сильно нашумел в 1995-том, что отголоски слышны и сейчас. Он повлиял на все аниме, а не только на жанр меха. Он был стильный, с философскими подтекстами и концентрировался на психологи главных героев на фоне борьбы человечества с неизвестной угрозой. Но главное, он популяризовал аниме во всем мире как никогда за всю его историю. «Еву» любят миллионы, миллионы не понимают, и столько же людей считают ее глубоко переоцененным и проходным произведением.

Не сбавляли темпа в девяностых и полнометражки. В том же году вторым громким произведением, которое сегодня можно назвать народным, стал полнометражный фильм «Призрак в доспехах», затрагивающий насущную тему киберпанка, где андроид пытается понять, может ли он быть человеком.

Также после работы над «Магнитной розой» Сатоси Кон выпускает свой самый известный психологический триллер «Идеальная грусть», а Хаяо Миядзаки  пускает в мировой прокат фильм «Принцесса Мононоке». Он стал новым словом в проблеме борьбы между прогрессом и экологией, показывая, что одно без другого в современных реалиях существовать не может.

Поймай их всех и не только

Еще одной знаковой вещью, которая стала наверно первым кирпичиком в создании аниме комьюнити, выросшего в нулевых годах, были «Покемоны». Что в Америке и Европе, что на постсоветском пространстве многие дети нулевых впервые начинали свое знакомство с аниме с «Покемонов», даже не представляя, что это аниме, а тем более, что оно основано на серии игр от Nintendo.

Важно отметить, что экономическое положение во всем мире в конце девяностых и в нулевых пошатнулось. Так в Японии с 80-тых понемногу развивался экономический кризис, который ударил сильнее всего по Стране восходящего солнца в 2003 году, а мировой кризис 2008-мого так вообще жестко пнул ее по почкам. В то время аниме студиям пришлось выбирать между несколькими вещами: сокращениями, удешевлением производства и укорачиванием сериалов. Многие пошли именно последним путем, так история аниме подвела нас к появлению первых 13-тисерийников, которые начали потихоньку ломать стандарт 26-ти серий.

Тогда же часто стали появляться аниме с обильным фансервисом, самый яркий пример «Жаркое лето». Намного чаще создавалось аниме основанное на манге, так как это было не так рискованно, как выпускать что-то новое.

И если есть такие примеры, как «Блич», который стартовал на ура, продлился 366 серий и закончился не особо хорошо. А есть  «Тетрадь смерти», о противостоянии самого великого детектива и парня, возомнившего себя богом, идеально уложившаяся в 37 серий.

Были и другие случаи, как «Стальной Алхимик» и «Хелсинг». Оба аниме снимались по манге, однако обогнали ее. Создателям пришлось заканчивать аниме своими силами без первоисточника. Но также в обоих случаях позже вышли OVA, которые были основаны на манге от начала и до конца.

Нельзя не отметить, что благодаря Хао Миядзаки и Сатоси Кону [а позже и Макото Синкаю], полнометражные аниме начали выходить на мировую сцену киноискусств и получать разные награды на фестивалях. «Унесенные призраками», «Ходячий Замок», «Актриса тысячелетия» заставили мировых кинокритиков чаще смотреть на аниме произведения.

Все это бурное развитие привело к тому, что когда интернет вошел в обиход, стало появляться куча стриминговых сервисов, которые дают доступ к любому аниме в любое время. Сами же сериалы практически полностью перешли в формат 12-13 серий и стали выходить сезонами.

И вот, современная история аниме находится на отметки 2019, когда оно стало массовым явлением, насчитывает миллионы поклонников по всему миру и имеет ту форму, которую мы привыкли видеть.