Пора экспериментов

В 90-тых эволюция жанра меха привела его к тому, что это аниме стало смесью новых взглядов на классические концепции. Революционеры снова доказали, что у них еще много неисчерпаемых идей, и самым главным новатором стал Хидэаки Анно в 1995 году. Но об этом чуть позже.

Если раньше меха главенствовал только в Японии, то в 1990 первопроходцем на западе стало аниме «Patlabor», которое и вызвало у еще не искушенной аудитории заинтересованность. В Японии же такие картины, как «The King of Braves Gaogaigar»[1997] и «The Vision of Escaflowne»[1994] вернули зрительские симпатии, показав то, чего люди не ожидали увидеть в аниме про роботов, как например элементы исекая. Но именно в 1995 году вышли две крупные работы, которые закрепили меха во всем мире. Первый – «Mobile Suit Gandam Wings», открыл двери в меху всему миру, став тем, чего хотели увидеть западные зрители. Что удивительно в самой Японии его влияние не было ощутимым, в отличие от второго произведения, переосмыслившего меха под названием «Evangelion» от Хидэаки Анно.

«Neon Genesis Evangelion» – то произведение, о котором трудно не говорить, ведь оно повлияло не просто на меху, а на само аниме в мировых масштабах и стало оплотом для всей культуры. Благодаря нему аниме сегодня именно такое, каким мы его знаем.

«Евангелион» показал, что не нужно быть фанатом меха, чтобы наслаждаться аниме про больших роботов. Ведь на самом деле «Евангелион» это аниме про больших роботов, которое совершенно не про них. Его сюжет – деконструкция классических меха тропов, где гениальный изобретатель робота, был не наставником, а злой фигурой, а вместо воодушевленного главного героя с чувством справедливости мы получили закомплексованного интроверта.

Меха перестали быть еженедельными боями с роботами-пришельцами, военно-политической антиутопией, комбинацией первого и второго, но «Ева» была всем эти одновременно, но намного большим. Приправленное своими необычными психологическими темами и религиозными отсылкам, шоу стало культовым.

Вперед в нулевые или современный век меха

Имея за спиной такую картину как «Евангелион» и мировую популярность, жанр шагнул в новое столетие уверенным шагом. Начиная с 2000 года в аниме про больших роботов не было революций, зато были хорошие картины. Зрители жаждали крутых роботов, крутых сюжетов, обворожительных героев, и они это получили. «Ра-Зефон» [2001] стал духовным наследником «Евы», «Стальная тревога» [2002] смешала школьные будни и роботов, а «Эврика Семь»[2005] добавила в меха аниме романтическую составляющую.

Кроме того, начали выходить ребуты и сиквелы классических меха аниме: «Rebut Of Evangelion», «A’im from the Top 2!Diebuster»[2004], ну и «Gandam Generation» был не менее популярен, чем самое первое аниме в этой серии.

Так продолжалось до 2007 года, который считают на данный момент финальным в истории развития жанра. Тогда вышли две важные картины, одна из которых нашумевший «Гуррен-Лаганн». Что тогда, что сейчас он считается последним крутым представителем поджанра супер-роботов, верный своим истокам. Второй же «лебединой песней» был «Код Гиас» – политическая картина про реальных роботов, столкнувшая с этого трона «Gandam». «Code Geass» превратил многих фанатов аниме в поклонников аутентичной мехи, показав все самое лучшее, что было в жанре.

Буквально все, что нам показали до этого, слилось воедино в аниме нулевых годов. Увы, если каждые 10 лет с момента своего существования жанр менялся и эволюционировал, преодолевая очередной кризис, то после начала 2010 он не смог это сделать.

Упадок

За последние 9 лет не вышло ни одного впечатляющего меха сериала и можно понять почему. Они просто не имеют того влияния на индустрию, которое было раньше. «Star Driver»[2010] «Capitan Earth» [2014], «Valvrave the liberation»[2013] пытались восстановить прежний баланс сил, но у них не получилось.

Конечно, трудно придумать что-то новое в жанре, которому уже под шестьдесят лет, но во многом спад его популярности связан с другими моментами. Как мы уже выяснили, изначально меха аниме было создано под влиянием войны и все сюжеты тайтлов были связанны именно с этим. Война против захватчиков или против кого-то другого. С тем учетом, что мы живем в относительное мирное время, тема войны уже не является для нас актуальной.

Но что важнее, само аниме тоже изменилось. Сейчас уже не то время, когда свежий тайтл может позволить себе растянуться на 60 серий, чтобы полноценно раскрыть лор и персонажей. Настал период жесткого противостояния картин по 11-13 серий. Конкуренция с сезонными аниме довольно трудная, и увы, меха, которому нужно как минимум 25 серий и свежие идеи не может с ней справиться.

По большей части все ресурсы пускаются на OVA, создающиеся для верных фанатов. Обычных же отаку может и отпугнуть эстетическая непривлекательность современных роботов сделанных при помощи компьютерной графики. Это видно по мерчиндайзингу, который сопровождал жанр все время. Делать модельки мехов намного труднее, чем очередной лучшей девочки сезона. И они также нацелены на верных фанатов, которые будут покупать их.

Другими словами – меха ушло от массовой аудитории, которой сегодня интересны жанры сёнен, моэ и повседневность, приносящие своим создателям намного большую прибыль. Студия Sunrise тому подтверждение, ведь основную выручку им приносит не «Gandam», а «Love Live! Sunshine!» про школьных идолов.

Так, какое у меха будущее?

После моего знакомства с историей жанра, и ее цикличностью, мне кажется, что мехе нужен сейчас очередной революционер, который привлечет новую фанбазу, как это сделал в свое время «Gandam», «Evangelion» и «Code Geass». Новая аудитория боится подходить к необъятной вселенной Гандама, но при этом в прошлом году вышел «Любимый во Франксе», который хоть и был довольно спорным проектом, но стал самым популярным сериалом сезона. Кроме того, сама студия Trigger собирается и дальше снимать меха аниме, и на примере «Франкса» мы видим, как они экспериментируют. Также спустя десять лет вышло продолжение «Code Geass». Поэтому, нужен просто новый тренд, который вернет жанр обратно в седло. Так было не один раз, и думаю, так будет снова.

А если подобного не произойдет, никто не отнимет у нас его наследие, которое имело такое сильное влияние на аниме в целом. Так и заканчивается история жанра меха на данный момент.