Не забудьте захватить плащ на премьеру в кино, а если вы будете смотреть "Форму воды" дома, то позаботьтесь о стоящей в комнате мебели, кто знает, что заготовил для нас великий волшебник дель Торо

Сотрудничество Гильермо дель Торо и Ванессы Тейлор ("Игры престолов") в буквальном смысле погружает зрителя в стихию воды, мы чувствуем ее, слышим, ощущаем почти кожей. Не забудьте захватить плащ на премьеру в кино, а если вы будете смотреть "Форму воды" дома, то позаботьтесь о стоящей в комнате мебели, кто знает, что заготовил для нас великий волшебник дель Торо.

Сказка или Фентези?

Сказка, как эту историю называют в самом начале фильма, или фэнтези? Здесь все смешано. Это - фэнтези, триллер, ужастик и одновременно почти мюзикл и местами мелодрама. Сложно отнести новую сказку, созданную Гильермо к какому-то одному единственному жанру. Тут всего много, даже самого кино в кино. Столько кинематографических аллюзий, ссылок на киноискусство прошлых лет редко встретишь, а тем более в истории-фэнтези.

Форма воды 2018
Фотография Сказка или Фентези

Перед началом просмотра у меня не было каких-то определенных ожиданий на счет этого фильма. Быть может еще одна сказка и новый человек-амфибия, а может быть и настоящее фэнтези с превращениями, перевоплощениями героев и их переселением в другие миры или даже шпионский сюжет на тему холодной войны между русскими и американцами.

Многое возможно ожидать от этого фильма. Но оказалось, что "Форма воды" продемонстрировала все вышеупомянутое и даже больше. Потому картина и названа "Формой воды", т.к. эта субстанция может принимать такую форму, какую пожелает, а именно форму того резервуара, который она заполняет. И все-таки не только из-за этого.

Есть и более глубокое прочтение названия фильма, но об этом позже, собственно потому, что для понимания истинного смысла этой "сверкающей жемчужины" в обработке, сделанной дель Торо, нужно досмотреть ее до самого последнего кадра, когда вам раскроется ее истинный смысл.

А - Атмосфера

С первых минут зритель захвачен атмосферой подводного мира. Лазурно-изумрудные тона, водная гладь, плавно дрейфующие на глубине столы и стулья. Этот колорит сохранится на протяжении всего фильма. Костюмы героев, грим, автобусы, машина полковника Стрикленда, которого играет Майкл Шеннон и даже крем на тортах и пирожных и те морских оттенков. Это особенно оценят любители фантасмагорической эстетики.

Форма воды 2018
Фотография Атмосфера 60-х

Причудливость сцен, погруженность в атмосферу, пожалуй, еще не была так гениально представлена как в последнем не сегодняшний день фильме дель Торо. Кто смотрел фильм "Деликатесы" Жана Жёне, тот поймет о чем здесь идет речь. Ассоциации с французским фильмом не случайны:  операторская работа Дэна Лаустсена не может остаться незамеченной, да и сам фильм в целом уже провозгласили одной из самых ярких работ режиссера, за что он уже заслуженно получил "Золотого льва" на Венецианском кинофестивале.

Сценарий под актеров, вот это поворот

Необычность фильма состоит еще и в том, что сценарий написан специально под актеров. В одном из интервью дель Торо рассказывал, что создавал его уже зная, кто будет играть того или иного героя. Так, например, персонаж Элайзы, главной героини фильма, немой женщины, работающей уборщицей в лаборатории Балтимора был предназначен с самого начала только для Салли Хоукинг.

Форма воды 2018
Фотография Красавица и чудовище

Это она дорогая Красавица писательской фантазии дель Торо, а человек-амфибия или Чудовище, которого привозят с просторов Амазонки в цилиндрической капсуле, наполненной водой - это Даг Джонс, который уже неоднократно работал с режиссером в предыдущих фильмах. Майкл Шеннон выступил в роли антагониста, начальника охраны лаборатории, а Октавия Спенсер стала Зельдой, подругой и коллегой Элайзы.

Только Ричард Дженкинс не был первоначально заявлен на роль Джилса, друга и соседа Элайзы, художника-иллюстратора, но судьба так распорядилась, что именно ему выпала честь сыграть в фильме дель Торо.

Музыка завораживает

Отдельно нужно отметить музыку к фильму, сочиненную Александром Деспла, которая проходит единой линией по ходу развития действий в фильме, а в перерывах мы слышим популярнейшие мелодии прошлых лет, которые часто доносятся с экрана телевизора, находящегося в квартире у Элайзы.

Обращение к телевизору, как одному из символов кинематографа весьма показательно. Мы видим не только Кармен Миранду, исполняющую "That night in Rio", но и отрывки популярных фильмов и шоу 60-х годов, ведь действие "Формы воды" как раз и происходит в ту эпоху, в разгар холодной войны.  Сама квартира Элайзы расположена над кинотеатром, где в то время шел фильм "История Руфи".

Еще одна аллюзия дель Торо, которая на этот раз отсылает нас к библейскому сюжету и фраза, сказанная только что овдовевшей Руфью ее свекрови Ноеминь может дать ключ к пониманию фильма: "Если ты пойдешь, я последую за тобой. Где ты поселишься, там поселюсь и я".

Что в итоге

Много написано рецензий и отзывов на новый шедевр дель Торо. Кто-то отмечает, что это история красавицы и чудовища, другие видят сходство с "Моей прекрасной леди", что довольно очевидно, ведь у главных героинь обоих фильмов одинаковые имена. Только одну из них учат правильно и красиво говорить, а другой до конца жизни единственным языком останется язык жестов. Есть и такие, кто замечает сходство с советским фильмом 1962 года "Человек-амфибия".

Большое количество сравнений происходит потому, что фильм полон образов и символики, начиная с самых первых кадров, а действие построено по нарастающей так, что к финалу оно достигает своего апогея и логической развязки. Наша сказка заканчивается еще более мистически, чем начиналась, строками, возможно пришедшими из суфийской поэзии. Даже дель Торо не может ответить кому принадлежат стихи, быть может самому Руми, но они настолько запали в сердце режиссера, что ими он увенчал финал своего нового фильма:

"Неспособный воспринять Твою форму, я нахожу Тебя повсюду. Твое присутствие наполняет мои глаза Твоей любовью, успокаивает мое сердце, оттого что повсюду Ты."

Популярные публикации

Самые популярные публикации по теме
за сто дней