Но мы выбрали из них лишь 30 самых рейтинговых, о которых сейчас и поговорим.

1. Доктор Лиза 7.78

Картина целиком и полностью посвященная российскому благотворителю Елизавете Петровне Глинке, директору международной общественной организации «Справедливая помощь» и члену совета при президенте по правам человека.

Только освещает этот, по мнению зрителей – лучший российский фильм 2020-го, не всю жизнь Елизаветы Петровны. Здесь не сказано ни про ее благотворительную деятельность в Донбассе, ни в Сирии, при очередном рейсе в которую она и погибла. Эта картина повествует об одном дне из жизни известного доктора-реаниматолога, который случился задолго до украинского майдана и полномасштабной сирийской войны.

Фильм пространно показывает и рассказывает о том, как добрый доктор возится со своими подопечными и не только. В частности, история с «добычей» морфия для одной из пациенток выглядит и вовсе «триллероподобной».

Всем намекается на то, что, якобы, случаются и в России такие «Люди» с большой буквы. Да только вот развернуться им по-человечески эта Россия не дает. И если бы не блат…

В общем, фильм неплох. Но как-то уж излишне наивен он и пафосен. Хотите снять фильм о великой женщине, снимайте. А снимать про один день из жизни великой женщины дабы причислить ее к лику святых, тыкая нас носом что, мол, вот, посмотрите, у нее каждый день был вот такой, это – не дело.

2. Калашников 7.54

О чем, а вернее – о ком, будет следующая картина нашего топ-30 лучших российских фильмов 2020-го года ясно из самого названия. Вот только с реальной биографией человека и его изобретений она разнится кардинально.

Но это – не беда. Создатели фильма, как и в случае с прочими героями советского времени, и не рассчитывали делать нечто выдающееся и правдивое. Фильм можно сделать и полной пустышкой, народ на него все равно пойдет. Главное в названии упомянуть фамилию, которая у всех на слуху.

Молодой офицер Михаил Калашников чудом выживает в танковом сражении под Брянском. Получив ранение в руку, он был на полгода отправлен лечиться в тыл, домой. Но до дома он не доехал. Туда поехало его очередное письмо, в котором он просил у родственников прощения за то, что тормознулся по дороге на одном из депо, в котором работал до войны и откуда был уволен за то, что мастерил там самострелы.

Там он и собирает первый прототип своего будущего «суперавтомата» с которым теперь носится весь мир за исключением стран НАТО. Хотя, и они им частенько не брезгуют.

Далее судьба ставит ему ряд палок в колеса, которые, конечно же, гнут спицы. Но тот, их благополучно распрямляет, натягивает и, прыгнув в седло, вновь рвется в бой.

Не забыв перед этим отчитаться перед родственниками в очередном письме а-ля: «извините, что снова не приехал. Родина – важнее».

3. От печали до радости 7.14

Этот лучший в своем роде российский фильм 2020-го года является продюсерским проектом Екатерины Сарычевой и Федора Добронравова, который не преминул затащить в картину и пару своих сыновей, старший из которых также является сопродюсером.

После шоу «6 кадров» и сериала «Сваты» каток под названием «Федор Добронравов» попер в гору с ретивостью Феррари, увлекая вместе с собой и сыновей. К слову сказать, смотрятся они в кадре вполне сносно, и в этой картине также играют роль сыновей главного героя – Владимира Трифонова. Трифонов-папа, как и мама с младшим сыном, работает на заводе, и все у них, вроде бы, хорошо. Старший сын давно уехал из семьи и живет собственной жизнью. А вот младший все никак не может обзавестись семьей.

Мать с отцом обхаживают младшенького Пашеньку как могут, все еще считая его за малолетку, хотя «ребеночку-то» уже – тридцатник без пяти минут. И вот Пашенька, наконец, нашел себе даму сердца. И родители бы радовались вовсю, да вот только избранницей их маленького любименького сына стала 40-летняя бабеха с детьми, про которую на заводе ходят не самые лучшие слухи. Якобы, кто уже с этой подругой не мутил, и кто эту подругу не имел. А посему бедная маман тут же задает пахану «морально-психологического жару» и заставляет его «сделать что-нибудь по этому поводу».

И повесивший хвост старший Трифонов отправляется в цех, где трудится избранница сына, заранее понимая, что ничего хорошего из этого не выйдет…

4. Конференция 7.12

Следующая картина нашего топ-30 лучших российских фильмов 2020-го года из разряда драм, и расскажет она о том, как из года в год скудеет память государства о жертвах терактов, в нем произошедших. Говоря о «памяти государства» мы, конечно же, подразумеваем всех граждан этого самого государства, в нем живущих и к терактам не имеющих никакого отношения.

Начинается все с того, что некая матушка Наталья из какого-то монастыря приезжает в столицу и пытается снять в известном Театральном центре на Дубровке зал для проведения вечера памяти жертв и пострадавших в ходе теракта 23-26 октября 2020-го года и тут же натыкается на черствость столичных обывателей. В частности, руководитель театра никак не дает ей в аренду зал. Да еще и бесплатно. И так далее.

Попутно матушка Наталья пытается выпросить прощение у дочки. А за что – станет известно позднее. Поначалу ее вина не совсем ясна и в этом кроется одна из центральных здешних интриг.

Честно говоря, народ везде одинаков, не только у нас в России. Он будет скорбеть лишь о горе, приключившемся со своими близкими. Горю других людей он лишь посочувствует и пойдет дальше. К тому же, сами жертвы теракта не обязательно пойдут поминать жертв в чертов зал, где им и так пришлось натерпеться. Каждый ведь переживает горе по-своему.

Жаль, что матушка Наталья, которая, кстати, несколько не от мира сего, этого не понимает.

5. Хэппи-энд 7.09

То, что у очередного фильма нашего топ-30 лучших из лучших российских фильмов за 2020-й год такое название — это еще совсем не значит, что концовочка у него будет радужная. Но исключать того, что создатели закатали спойлер прямо в шапку своего проекта, тоже не стоит. Люди-то разные бывают. Некоторые вообще выросли на спойлерах.

А сам фильм рассказывает о дядьке в годах, который очнулся на одном из пляжей Таиланда без единого воспоминания о прошлой жизни. Кто он? Как сюда попал? Чертова амнезия пожрала всю память на этот счет.

Мало того, пришел в себя он на пляже, лежащем далеко за чертой обычных туристических отелей, в месте, где на русском никто вообще ни бум-бум. Он идет по улочке рыбацкого селения, мучимый голодом и натыкается на шайку, которая на спор дает пожрать желающим острого местного перчика. Выигравший и закашлявшийся первым выбывает, самый стойкий забирает деньги. И наш голодный герой решает поучаствовать, ставя на кон свои ручные часы.

Конечно же, он их благополучно проигрывает, но, не в силах смириться с поражением, вступает в перепалку с местными, за что его арестовывает полиция. В участке его приговаривают к отработке и поручают местной «русскоязычной даме», после чего у него начинается «вторая жизнь», полная забавных поворотов и приключений.

Фильм легкий и смотрится с интересом. Для поднятия настроения – рекомендуем.

6. Дорогие товарищи! 7.08

Далее в нашем топ-30 лучших российских фильмов 2020-го идет очередная попытка подняться на суровой правде о большевиках и их ужасном «режиме». Сказ пойдет о реально имевшем место бунте рабочих электровозостроительного завода им. С. М. Будённого, которые 1 июня 1962-го года частично объявили забастовку и вышли на стихийный митинг в ответ на повышение цен на продукты питания.

Не будем вдаваться в дебри рассуждений того насколько правдивой вышла история Андрея Кончаловского, скажем лишь что попытка навариться на «рассекреченной сенсации советского времени» провалилась. Но кто ж по этому поводу заплачет? Денежки-то на картину выделялись не с собственного кармана.

В центре сюжета работница городского комитета по имени Люда, которая, будучи согласной с нынешней «политикой партии» и, в частности, экономической политикой Хрущева, сама отоваривается в гастрономе по чиновничьему блату. После того, как в газетах написали про поднятие цен на продукты, которое, якобы, случилось «по просьбе трудящихся», эти самые трудящиеся повалили с завода бить стекла в горкоме.

И Люда, как обычно, больше всех ратовала за разгон митингующих силой, пока не получила известие о том, что ее родная дочурка находится в числе «демонстрантов».

Глянуть можно. Но тем, кому охота узнать правду о том как все было на самом деле, стоит почитать реальную документалистику. На худой конец, хотя бы ту же Википедию. Там правда будет черствая, но без «кончаловывертов» в ту или иную сторону.

И вот еще что интересно. Почему фильм-то черно-белый? 

7. Один вдох 7.00

Очередная картина нашего топ-30 лучших российских фильмов за 2020-й год посвящена еще одной русской спортсменке – чемпионке мира по фридайвингу Наталье Молчановой. И хоть в самой картине зовут ее по-иному – Марина Гордеева, образ главной героини содран именно с нее.

Марина, женщина за 30, живет в Волжске и работает тренером водного плаванья. Развод с мужем сильно отразился на ее психологическом состоянии и она, дабы выйти из депрессии, едет на отдых в Турцию, где на пляже спасает жизнь тонущему мужчине. Местный спасатель, оказавшийся русским ныряльщиком на летней подработке, советует ей поучаствовать в будущем Чемпионате России по фридайвингу и та обещает подумать.

Думала она недолго. Раннее в детстве она уже становилась мастером спорта по плаванию, но после ушла из большого спорта, чтобы, как оказалось, через 20 лет снова в него вернуться. Чувак на комиссии вдоволь над ней поиздевался и принял от нее заявку лишь после того, как та погрузилась под воду в бассейне на 4 минуты в статике.

На чемпионате она взяла золото и установила рекорд России по заплыву под водой на одном дыхании, после чего замахнулась на Чемпионат мира. И тут-то и начались проблемы.

Хотя, проблемы у нее были и до этого. При погружении под воду и при значительной задержке дыхания ей начинает мерещиться всякое из области «пьедесталонаградничества», что сказывается на результатах в ту или иную сторону. Подробности – в самом фильме. На раз глянуть еще как сойдет.

Кстати сказать, кому интересно, настоящая Наталья Молчанова пропала без вести при достаточно легком погружении на Питиузских островах (Испания) 2 августа 2015 года в возрасте 53 лет. По всему ее унесло подводным течением, и тело ее так и не нашли. Заценившие фильм могут усмотреть в ее исчезновении отголоски «пьдесталонаграднических» видений-привидений. Но настоящей правды о произошедшем, увы, уже никто не узнает.

8. Лёд 2 6.92

И снова в нашем топ-30 лучших российских фильмов 2020-го года спортивная драма. Причем, продолжение окончившегося в радужных тонах первого «Льда» перешло в разряд слезливых драм со всеми вытекающими.

Счастью новоиспеченных новобрачных, казалось бы, не будет предела. Но бесконечность, увы, не про этот фильм. Надежде конкретно сказали что, мол, захочешь рожать, можешь не сдюжить. Но Надя, все же, захотела. И, собственно, не сдюжила, что видно по трейлеру.

И остался бедный хоккеист с мелкой дитяткой на руках. И хотя в фильме дитятко росло с ужасающей скоростью, натерпеться Саше с дочуркой, все же, пришлось. А тут еще Надя (девочку назвали в честь мамы) решила, как мама, встать на коньки. И это после того, как лед, по сути, забрал у него ее маму…

Кстати, без Шаталиной вновь не обошлось. Тем, кому зашла первая часть, будет неправильно не глянуть на продолжение. Остальным можно пройти мимо.

9. Китобой 6.77

Из следующего шедевра нашего топ-30 лучших русских фильмов 2020-го года мы узнаем чем живут суровые чукотские парни Крайнего Севера. А живут они нынче, как оказалось, не столько промыслом китов в Беринговом море, сколько промыслом баб в зарубежных онлайн видео чатах сексуального толка.

По крайней мере, главный герой – Лешка – запал на одну подругу из Детройта по самые уши. В поселок провели Интернет, и теперь его не вставляет ни «китобойство», ни катание на старом «Восходе 3М», ни купание в горячих источниках. Теперь Лешке подавай общение с сексуальной порнококеткой, раздевающейся за деньги перед камерой.

Лешка идет в библиотеку, берет русско-английский разговорник и начинает по ночам безуспешно базарить с экраном ноута. Но все безуспешно, ведь оказывается, что кокетка его не слышит. Она прочитала бы его сообщение, но писать по английскому еще более сложно, чем разговаривать. Не приносит душевного отдохновения и тот факт, что лучший друг его за денежку «раздел» его любимую девушку в привате, за что пришлось с этим другом подраться.

Ну разве это жизнь? И в голову Лешки все чаще начинают наведываться шаловливые мысли о том, чтобы пересечь Берингов пролив и через Аляску и Канаду рвануть к любимой в Мичиган пешком.

10. Глубже! 6.75

Продолжает подборку из 30 лучших российских фильмов 2020-го года комедия про очень даровитого, но не очень востребованного театрального режиссера, которого за его даровитость и излишне щепетильный подход к постановке чеховских пьес выкидывают на улицу.

Горе мне, горе, думает наш бедный Роман Петрович (именно так звать-величать нашего невинноуволенного театрального режиссера.) Но горевал он не долго. От одного знакомого он узнает, что в порноиндустрии нынче очень востребованы грамотные постановщики, так что, если будет желание, без денег он точно не останется.

И пошел наш Роман Петрович в порно, и как начал он там штамповать «глубокие» супершедевры, в которых люди отдаются киноискусству на всю катушку. Уволивший его гадюка худрук еще умоется горькими слезами!

11. Разговорник 6.64

Очередным номером в топ-30 лучших российских фильмов 2020-го года идет своеобразное «стендап-выступление» знаменитой четверки «Квартет И».

Кому интересно слушать как с экрана много говорят и видеть как с него мало показывают – вам сюда. Посмеяться местами можно неплохо. Но тем, кого стендапом не прошибешь и кому более по душе веселые и не очень движущиеся картинки, просим проследовать дальше.

12. Смертельные иллюзии 6.60

Братья Романовы – превосходные мастера иллюзий. Они не просто фокусники, они, почитай что, маги своего дела. Но в наше суровое время трудно пробиться на вершины Олимпа «искусства иллюзий», и Романовы решаются на ход конем – разработать шоу, в котором они могли бы разоблачить самые ходовые трюки и фокусы современности.

Много кому такой их шаг приходится не по нраву. Но им все до лампочки. Главное для них то, что на их зарубежных гастролях аншлаг теперь обеспечен. Вот вам огни рампы, занавес и первое выступление в Америке. И все начинается, вроде бы, ничего. Да вот только продолжается не очень.

Во время демонстрации с высвобождением завязанных рук на время, одного из братьев чуть не зашибло падающим роялем. Все можно бы было списать на случайность, да только в следующем номере из бака с водой исчезла захлебывающаяся в нем девушка. Нет, по сценарию она и должна была исчезнуть. Чтобы позже с апломбом появиться в другом месте. Но появилась она отнюдь не на сцене, а на видео, присланном маньяком, который взял бразды правления шоу в свои руки и под страхом смерти этой самой похищенной девушки заставляет братьев продолжать шоу, в каждый момент силясь кого-нибудь из них отправить на тот свет.

А зрители знай себе ликуют. Им-то невдомек, что происходит на сцене и за кулисами. Шоу – просто отпад!

13. Шугалей 6.40

Далее в нашем топ-30 отечественных фильмов 2020-го года идет первая картина дилогии про российских социологов, попавших в лапы к ливийским террористам после того, как в лапы этих самых социологов попала информация, изобличающая местных «радикалов» (мягко сказано), рвущихся во власть. Тут, думаем, всем становится ясно, что «террористы» и «радикалы» здесь –вещи взаимосвязанные дальше некуда.

В первой части нам показывают как произошло пленение социолога Макса Шугалея и переводчика Самера Суэйфана. Также нам показывают издевательства, которым подвергаются пленники, а во флэшбеках – как Макс добывал опасные сведения, за которые теперь его не могут ни казнить, ни отпустить.

Странно, но факт.

Картина поставлена по реально имевшим место событиям. В 2019 году, во время обострившейся гражданской войны в Ливии, двое наших социологов были схвачены боевиками исламистской группировки «RADA», после чего были брошены в тюрьму Митига. Но на этом, собственно, основные совпадения настоящей и киношной версий и заканчиваются.

Хотя, разок глянуть можно. Но «приключенческим боевиком», как заявлено в описании, тут и не пахнет. Более походит на растянутый драматический триллер и только.

14. Кома 6.35

Действие лучшего российского фантастического фильма 2020-го года развивается в мире, созданном коматозниками. Оказывается, сознания людей, погруженных в кому, создают некий вариант виртуальтной реальности, в котором все перемешано. Перемешаны люди, коих запомнили эти самые коматозники, перемешаны локации, дома и прочие предметы, которые так же восстановлены из памяти впавших в корму людей и, опять же, перемешаны в некую гротескную кучу-малу.

В это странное чистилище для коматозников попадает главный герой – ныне тоже коматозник архитектор Виктор, попавший в аварию и пришедший в себя в этом сюрреалистичном и, как оказалось, опасном мире.

Мир этот чем-то сродни «Матрице» сестричек Вачевски. Эта «недовиртуалка» также жаждет прихода некоего «избранного», коим и окажется, ежу понятно, архитектор Виктор. Также здесь есть свои чистильщики – нефтеподобные жнецы, устраняющие «ошибки» в виде разумных тварей, кои по этому гротескному миру шарахаются. Есть люди подключенные к здешнему варианту «Матрицы» (коматозники), а есть обычные люди обычного мира, которые о варианте «коматозного чистилища» и слыхом не слыхивали.

Лишь бы концовка не подкачала и оказалась хотя бы немного экстравагантной. Хотя, нашим сценаристам до мастеров спецэффектов еще долго будет не угнаться.

15. Гудбай, Америка 6.31

Картина, как и сказано на КиноПоиске, весьма и весьма похожа на новогодние «Елки», но рассказывает она уже не о гражданах нашей страны, а о гражданах Соединенных Штатов Америки, некогда приехавших туда из этой самой нашей страны.

Также в описании КиноПоиска подытоживается что, цитируем: «можно уехать из России, но нельзя перестать быть русским». Увы, уважаемые авторы синопсиса, люди, уехавшие из России и ставшие гражданами США уже априори стали американцами и перестали быть русскими. А та «иднентично-русская» дурь, что еще гуляет у них в башке – это не «русскость», и никакое не «россиянство», а просто привычка жить по законам, правилам и традициям другого государства, того, в котором вы жили до переезда.

В фильме рассказывается про набор таких вот американцев, которые, как ни стараются, никак не могут отойти от одних норм и моралей и прийти к другим нормам и моралям, из-за чего влипают в различные ситуевины и ощущают дискомфорт на разных уровнях. И все эти «выкрутасы» не наших в не нашей стране преподносятся в этой комедии как нечто зависящее от «русского стержня», который проходит сквозь всех нас и который изменить, якобы, нельзя, поскольку, по словам здешнего «решателя проблем» Григория, от корней не убежишь.

Почему нам должно быть интересно смотреть про недоассимиляцию эмигрантов из России в Америку, совершенно неясно. Почему паренек, воспитывающийся по правилам и законам Америки, в которую уехали его мама с папой от правил и канонов России, должен жить ценностями государства, из которого сбежали его родители? Ведь переезжая в чужую страну они априори пытались от наших более плохих законов и традиций убежать.

Странные завороты. Но, так или иначе, исполнение русским Григорием гимна Америки на австрийском инструменте смотрелось неплохо. Но и только.

Заключение

На этом первая часть нашего топ-30 лучших российских фильмов 2020-го года подошла к концу. Следующие 15 кинокартин обсудим на следующей неделе. Там будет не меньше интересного, а может быть даже и больше, смотря на какой вкус и цвет. Пока же желаем вам приятного просмотра выбранных шедевров, отличного предновогоднего настроения, крепкого здоровья и, как всегда, побольше клевых фильмов и сериалов на просторах необъятной Сети.

2 часть топа - фильмы с 16 по 30