Мир экономического и нефтяного кризиса

Когда режиссер Джордж Миллер впервые показал « Безумного Макса» в 1979 году, он не имел ни малейшего представления о том, что фильм и его последующие сиквелы будут иметь такое влияние. Высокооктановым боевикам-антиутопиям Миллера уже более сорока лет, но они до сих пор поражают публику своими умопомрачительными трюками и захватывающими декорациями. Интерпретация футуристического общества была перенята в бесчисленных фильмах, сериалах, книгах, комиксах и видеоиграх, в основе которых лежат их собственные истории в постапокалиптической пустоши.

На протяжении 80-х и 90-х годов появилась целая волна фильмов, которые копировали интерпретацию обезумевшего мира Макса. Эти фильмы изображают будущее, в котором общество рухнуло и превратило людей в варваров и дикарей.

Несомненно, на научно-фантастические костюмы и дизайн повлияли как модные тенденции того времени, так и литературные источники про техно-антиутопии. Но с точки зрения создания видения будущего, наполненного головорезами в стиле панк, они были уникальными образами, которые впервые появились на больших экранах.

Но мир должен был прийти к такому раскладу, а не появиться на пустом месте. Задолго до накаченных и прикрытых броней лишь в интимных местах рейдеров пустоши существовала наша цивилизация. Конкретной временной шкалы у фильмов Миллера нет, однако как рассказывал сам режиссер и сценарист первого фильма Джеймс Маккосланд – события разворачиваются в альтернативной вселенной, где начался нефтяной кризис.

Его сценарий основан на идее того, что страны, чья экономика завязана на черном золоте, не будут искать альтернативные источники энергии, пока не станет слишком поздно.

Причем идея появилась не случайно, а на фоне нефтяного кризиса 1973 года, который оставил след в виде экономических и политических последствий.

Действие же первого фильма «Безумный Макс» только показывает, как нехватка нефти запускает цепную реакцию из войны, разрушения и, в конце концов, заканчивается ядерным апокалипсисом. И хоть в начале первой картины даже не скажешь, что миру грозит опасность, а земля не похожа на пустыню, уже во втором фильме нам представлена картина, где привычная цивилизация выжжена атомным огнем.

Как говорится в прологе второго фильма, когда мир питался черным топливом, а города росли при помощи труб из стали, оказалось, что без драгоценного топлива они не могут существовать.

Со временем экономический коллапс дестабилизировал целые мегаполисы. Это вызвало кровавую гражданскую войну за ресурсы, в результате чего остались только неорганизованные банды, готовые убивать, чтобы выжить.

«Лидеры людей говорили, говорили и говорили, но ничто не могло остановить лавину, их мир рухнул, города взорвались, ураган грабежей, огненная буря страха, люди начали питаться людьми» – продолжает пролог.

В конце третьего фильма становится известно, что в попытках отобрать нефть у соседей, мир был втянут в ядерную войну и уничтожен.

Влияние постапокалипсиса «Безумного Макса» на другие произведения

Постапокалипсис «Безумного Макса» завораживает своей эстетикой и беспределом, который в нем происходит. В какой-то мере он полностью является асоциальным. Большинство людей дают волю своим животным инстинктам и становятся рейдерами, творящими беспредел, а сила безумия превосходит попытки отдельных групп возродить цивилизацию. В таком мире все подчиняется правилам дикой природы, где выживает сильнейший.

Если говорить о референсах, первое, что приходит на ум — серия игр Fallout, созданная по полному подобию вселенной Макса. Начиная с идентичного кризиса ресурсов, заканчивая пустошью, ядерной войной, бандами безумных рейдеров и собакой компаньоном. Однако понадобится еще два подобных материала, чтобы перечислить влияние мира «Безумного Макса» на кинематограф и культуру, поэтому попытаемся привести самые яркие примеры.

В анимации образы из этого фильма используются повсеместно. Из самых последних, можно вспомнить «Моан» от Disney. В ней была погоня в духе «Воина дороги», на которую ссылались сами создатели. Еще один недавний пример — серия «Рика и Морти» под названием «Rickmancing The Stone». В ней есть как «Купол грома», так и погоня по пустыне на машинах.

Другие мультсериалы как «Бен 10: Омниверс», «Ох уж эти детки», «Южный парк» и даже Лего Фильм 2 —лишь некоторые, кто отдает дань уважения творению Миллера. Отдельно идут «Симпсоны», которые постоянно ссылались на франшизу на протяжении более 30 с лишним лет в эфире. Например, один из моих любимых моментов, когда Мэгги проводит целый день в яслях, который для нее разворачивается по сценарию «Под куполом грома».

Фильм нашел отражение и в литературе. Романы «Голодные игры» и «Дивергент», во многом обязаны вселенной «Безумного Макса», а автор трилогии «Смертельные машины» Филип Рив открыто ссылается на фильмы, как на источник вдохновения.

Британская серия комиксов 1980-х годов «Танкистка» также в значительной степени вдохновлена этим миром. Культовая сёнен мага, не менее повлиявшая на мир японских комиксов «Кулак полярной звезды» тоже была названа ее автором Бурсоном проектом, созданным под влиянием сами знаете какого фильма.

Даже один из самых известных фестивалей «Burning Man» похож на один большой мир постапокалипсиса Макса, где каждый год тысячи людей собираются для самовыражения.

Сама по себе трилогия о Максе сделала жанр постапокалипсиса популярным, и позже многие фильмы пытались пойти по проторенной дороге картин Миллера. У некоторых даже получилось. Например, трилогия Воины Бронкса: «1990: Воины Бронкса» [1982], «Побег из Бронкса» [1983] и «2019: Новые варвары» [1983].

Из других фильмов жанра стоит выделить: «Кровь героев» [1985] «Водный мир» [1995] «Страйкер» [1983] «Колёса в огне» [1985] «Металлический шторм: Крах Джаред-Сина» [1983].

Дорогая ярости не кончается

В 2015 году отец всех постапокалипсисов вернулся в виде продолжения под названием «Дорогая ярости». Сам Миллер планировал снять этот фильм еще в конце 90-х, однако съемки были отложены сначала из-за теракта 11 сентября, а потом после ухода Мэла Гибсона из проекта. Потенциально на замену рассматривался Хит Леджер, однако после его смерти роль досталась Тому Харди. Он и возродил образ культового персонажа на экране.

История «Безумного Макса» еще не закончена и в будущем нас ожидает отдельный спин-офф про Фуриосу. Ведь культовые вещи никогда не заканчиваются просто так, и мы еще увидим эту вселенную, которая так значительно повлияла на поп-культуру.