Версия романа «Охотник» (1963) Дональда Уэстлейка, написанного им под псевдонимом «Ричард Старк»

Все мы помним этот крутой боевик 90-х. Бескомпромиссность, прямолинейность, упертость и несговорчивость главного героя – Портера (имя его так и осталось за кадром), которого изумительно сыграл Мел Гибсон, пришлись тогда по душе многим. Но мало кто знает, что изначальным режиссером концовка фильма «Расплата» (1999) планировалась совершенно другая.

Чтобы освежить память можно глянуть трейлер.

На самом деле это уже была третья попытка экранизации старковского «Охотника». Не будем вдаваться в подробности первых двух, скажем только, что нынешняя версия была задумана как наиболее схожая с первоисточником.

В романе Портер действовал с партнерами. После удачного ограбления Резник, подговорив жену Портера выстрелить в совершившего измену мужа, перестрелял остальных и скрылся со всей краденной суммой, которая ему была нужна для того, чтобы отдать долг (а не вступить в долю) Синдикату.

Выживший Портер находит по очереди жену, Резника, затем выходит на главарей Синдиката, поскольку его денежки теперь у них (кстати, его доля в романе была не 70, а 45 тысяч), и когда те не пожелали их отдавать, пристреливает одного из шишек - Катрера.

После убийства Картера и угроз Портера разжечь бунт против управления Синдиката, главарь Бронсон соглашается отдать ему его деньги, но предупреждает, что тому, якобы, уже не суждено будет их потратить. Портер чихать на это хотел. Ему удается обмануть боевиков Бронсона и улизнуть с деньгами, но в отеле его ловят полицейские, подозревающие в нем наркодилера.

Портер ушел и от них. Только денежки прошляпил. И закончилось все на том, что он строит новые планы по тому, как обуть Синдикат.

Театральная версия фильма «Расплата» (1999), на треть переснятая Джоном Миром

Теперь перейдем к театральной версии, той, что выпустил в прокат после личной перекройки, досъемки и переработки новый режиссер.

Портер и Резник грабят китайцев, после чего Резник уходит с полной суммой в 140 тысяч баксов после того, как жена Портера, по наущению Резника, так же как и в романе, стреляет в мужа несколько раз.

Фильм начинается именно с того, как какой-то пьяный (судя по дозе принятого виски) доктор вытаскивает из Портера пули. Назло врагам Портер выжил и горит желанием вернуть свою долю, а также воздать всем, кто принимал участие в его убийстве, то есть – жене и вероломному напарнику.

Вначале он находит жену, опустившуюся наркоманку, которая совершает суицид по методу передоза, когда узнает, что фото, на котором Портер был изображен с другой (то фото, которым Резник возбудил в ней праведную ревность) было сделано еще до их знакомства.

После он выходит на Резника, попутно посадив себе на хвост двух коррумпированных копов, которые принялись его шантажировать, намереваясь забрать в итоге все его денежки.

Удостоверившись, что от Резника он уже ничего не добьется, поскольку тот мало ничего ему не отдаст, так еще и заложил его Синдикату, он расправляется с ним.

Очередная его цель – один из двух боссов Организации - Картер, который, кстати, пытался его взорвать при помощи своих шестерок.

Наведавшись к нему и разделавшись с его телохранителями, Портер требует свои 70 штук баксов, но тот отказывает, говоря, что он ничего по финансам в одиночку не решает. Портер настаивает на том, чтобы тот позвонил тому, кто решает. Переговорив по громкой с главным – Бронсоном и также получив отказ, он убивает Картера и обещает заявиться теперь ко второму заму – Ферфаксу.

Он так и делает, предварительно для шантажа выкрав его сынулю-мажора, сговорившись с бывшей подружкой – элитной проституткой Рози, которую раннее до женитьбы сопровождал как охранник и к которой имел самые теплые чувства. Именно она была с ним на том печальном снимке, из-за которого его предала жена.

Заявившись к Ферфаксу, он снова по громкой выходит на главаря Бронсона, и на сей раз тот соглашается передать ему его деньги в условленном месте. На выходе его поджидают коррумпированные копы, которых арестовывают детективы из службы внутренних расследований, поскольку Портер подставил их, оставив на месте убийства резника украденный у продажных копов значок и револьвер с их отпечатками пальцев.

Но тут появляются китайцы, которым Портера успел перед смертью сдать Резник.

Не успел Портер выйти победителем и из очередной передряги, как попадает в лапы боевикам Бронсона, которые во главе с самим Бронсоном жестоко его пытают.

Под пытками Бронсону удается выведать адрес по которому Портер держит сына. Для того, чтобы быть уверенным в том, что Портер не солгал, он берет его с собой, закрыв в багажнике автомобиля. Прибыв по месту назначения и ввалившись в помещение, бойцы Синдиката во главе с боссом благополучно подрываются на той мине, при помощи которой Портера на тот свет хотели отправить шестерки Картера. Портеру удалось успеть пробраться из багажника в салон и активировать взрывное устройство по телефону.

В финале измученный, но живой Портер, теперь уже бывшая проститутка Рози, ее раненный пес и 70 тысяч долларов уезжают подальше от взорванного дома. Как говорит голос за кадром: «Завтракать в Канаду».

Вот как выглядит концовка фильма «Расплата» (1999) в финале, состряпанном Миром.

Различия режиссерской версии фильма «Расплата» Брайана Хелгеленда

Теперь о версии изначального режиссера, которая, как уже говорилось, была более приближена к версии романа. Спустя 6 лет после выхода картины на экраны к Браену Хелгеленду обратилось руководство с предложением довести до ума и выпустить свою версию фильма. Тот согласился, и спустя некоторое время мир смог увидеть изначальную версию и, самое главное, абсолютно отличающуюся от «мировской», альтернативную концовку фильма «Расплата».

После просмотра режиссерской версии зрителям открылось что за отсебятину он доснял сам, загнав бедного Гибсона на съемочную площадку повторно. Оказывается, в режиссерской версии НЕ БЫЛО:

  • Закадрового голоса. Фильм просто шел себе без всяких комментариев, без которых и так было все прекрасно понятно.
  • Пьяного доктора. Фильм начинался с того момента, как Портер, уже выздоровевший, скомуниздил у попрошайки бабла на чашку кофе.
  • Суровой драки с женой, при съемках которой, кстати, Мел Гибсон сломал актрисе, исполнительнице роли его жены Линн – Деборе Каре Ангер, два ребра.
  • Пьяной проститутки, через которую Портер искал Рози.
  • Разговора Картера с шестеркой Филом по поводу того, чтобы не трогать Резника и прикончить Портера.
  • Момента со сдачей Резником Портера своей отмороженной подружке по БДСМ-игрищам садо-мазо-китаянке.
  • Выжившей в схватке с Резником собаки. В режиссерской она умерла. Джон Мир же «сябаську» пожалел. Хоть в кадре и видно, что Резник стреляет ей в голову, позже собаку показывают с перевязанным брюхом.
  • Тайной квартиры, служащей Портеру убежищем, на которую тот привел Рози после убийства Резника, и которая оказалась заминированной бойцами Картера.
  • Разборок с шестерками Картера.

Все это Мир придумал сам, решив, что он куда умнее тупых автора романа Уэтслейка и предыдущего режиссера Хелгеленда вместе взятых. И это еще цветочки. Далее пошли абсолютно критические различия, которые и концовками-то не назовешь, поскольку Мир умудрился заменить целую финальную треть фильма Хелгеленда.

Альтернативная концовка фильма «Расплата», увидевшая свет в 2006 году

Основные различия финальной части фильма «Расплата» (1999) версии режиссера Брайана Хелгеленда заключаются в следующем:

  • В режиссерской версии Портер не похищал ребенка главного Босса – Бронсона из-за того, что этого персонажа в фильме вовсе не было. Был лишь закадровый голос босса Синдиката, говоривший по громкой через телефон, но самого босса ни разу в фильме так и не показали. И, да, в этой версии боссом Синдиката Бронсоном, почему-то,была женщина.
  • Исполнитель роли Бронсона в версии Мира Крисс Кристоферсон на экране не появился вообще, поскольку был приглашен самим Миром.
  • Тут во время звонка между женщиной-боссом и Портером была достигнута договоренность – деньги в обмен на жизнь Ферфакса и, главное, на то, что Портер отстанет от Синдиката. Обмен должен был произойти на станции метро.

Далее идет абсолютно другой участок фильма «Расплата», в котором Портер, не без помощи Рози, обезоруживает и обезвреживает боевиков Синдиката. Боевик длится довольно продолжительное время, после чего окровавленного Портера с деньгами подбирает Рози и они уезжают. Но на сей раз Портер серьезно ранен и принимать решение о том выживет он или нет в этом варианте придется, увы, самому зрителю.

Вот альтернативная концовка фильма «Расплата» в исполнении Хелгеленда с его же комментариями.

Как видно, и та, и другая версия отличаются от оригинального варианта – романа Уэстлейка. Но нам, почему-то, версия альтернативной концовки фильма «Расплата» Брайана Хельгеленда более по душе.

Заключение

Фильм «Расплата» (1999) – не первый в списке таких, которые начинали снимать одни режиссеры, а заканчивали другие. Самый внушительный и известный российскому зрителю пример – это проект «Танго и Кэш» с участием таких звезд Голливуда, как Сильвестр Сталлоне и Курт Рассел. Когда почти весь фильм уже был отснят Андреем Кончаловским, его, вдруг, отстранили от съемок и, поставив за камеру Альберта Магноли, сотворили из своеобразной и интересной ленты, которую снимал наш мастер, третьесортный американский «чух-бах-боевик».

Бывает и такое, к сожалению.

Приятного вам времяпрепровождения, отличного здоровья и побольше классных фильмов и сериалов!