E3 1995 – анонс цены Playstation

Чтобы войти в историю игровой индустрии и устроить фурор в геймерском сообществе вовсе не обязательно тратиться на оркестр или яркие шоу, можно обойтись даже без трейлера игры. Иногда достаточно сказать всего лишь нескольких слов. Именно так поступил в 1995 году на E3 руководитель Playstation America Стив Рейс, ограничившись на собственном публичном выступлении всего тремя словами: «двести девяноста девять», после чего под рукоплескания аудитории ушел со сцены.

Столь краткая речь – официальный анонс стоимости оригинальной Playstation. Не лишним будет добавить немного контекста, вспомнив ближайшего конкурента в лице консоли Sega Saturn, которая по техническим характеристикам была близка к Playstation, но стоила на 100 долларов дороже. Также стоит заметить, что анонс цены первой Playstation состоялся сразу после новости о стоимости Sega Saturn, из-за чего поступок Стива Рейса принял даже несколько дерзкий окрас, а Sony получила свою первую победу в консольной битве.

E3 2019 – Киану Ривз анонсировал дату выхода Cyberpunk 2077

В маркетинговой кампании Cyberpunk 2077 можно вспомнить сразу несколько ярких моментов, но, конечно, в историю войдет презентация игры на E3 2019, где в качестве главной звезды выступил Киану Ривз. На большинстве игровых мероприятий выступлениях голливудских актеров выглядят настолько натужно и неловко, что тяжело отделаться от чувства, будто актеру интересно что-либо, кроме чека за выступление. Но Киану Ривз произвел иное впечатление, сразу пленив аудиторию искренним добродушием, а его фраза: «Нет, это ты потрясающий» в ответ на восклицание из зала стала одним из самых популярных игровых мемов года.

Кроме того, момент с выступлением Киану памятен еще как идеальное сочетание таймингов: сначала мы видим трейлер, который внезапно заканчивается на Киану, затем актер в живом воплощении выходит на сцену, шутит с присутствующими в зале и оглашает дату выхода Cyberpunk 2077. Также дополнительный ажиотаж событию обеспечила репутация CD Project и статус «Киберпанка», как одной из самых ожидаемых игр последних лет. Золотое время индустрии, когда трава была зеленее, игры дешевле, а Cyberpunk 2077 еще не погряз в скандалах.

E3 2004 – выступление Реджи Филс-Эйма

В истории Electronic Entertainment Expo можно вспомнить множество знаковых презентаций Nintendo. Но пока хотелось бы остановиться на культовом выступлении Реджи Филс-Эйма, который в 2004 году занимал пост главы отдела по продажам и маркетингу Nintendo на территории Канады, Северной и Латинской Америки. До его прихода представители японской компании всегда выбирали максимально дружелюбные формулировки высказываний, соблюдая статус Nintendo как family-friendly бренда, но Реджи на Е3 2004 сразу дал понять, кто здесь босс и как он будет вести дела компании.

«Меня зовут Реджи. Я собираюсь набрать задницы, я собираюсь назвать виновных, и мы делаем игры» – заявил Реджи Филс-Эйма. В дальнейшем он пойдет на повышение, отметится еще несколькими хлесткими фразами, в числе которых «Мое тело готово», и вполне заслуженно получит прозвище «Реджинатор».

E3 2010 – Гейб Ньюэлл на конференции Sony

Несмотря на любовь Гейба Ньюэлла к играм Nintendo он всегда был заядлым ПК-игроком и нередко не в лучшем тоне высказывался о консолях. В особенности перепадало Playstation 3 и руководству Sony, которых основатель Valve критиковал за многочисленные неудачные, по его мнению, решения, в том числе за закрытость платформы и технически сложную архитектуру PS3. На фоне очевидной неприязни Гейба Ньюэлла к Sony особенно выделяется конференция японского платформодержателя на E3 2010, где речь Sony Computer Entertainment America Джека Треттона внезапно прервалась голосом GLaDOS – искусственного интеллекта из серии Portal.

Затем на сцене появился никто иной, как сам Гейб Ньюэлл, поблагодаривший Sony за то, что те не стали бить его по лицу за прошлые высказания, после чего официально анонсировав выход Portal 2 на Playstation 3. Что еще более примечательно – версия игры для японской консоли получит возможность кроссплатформенной игры с обладателя ПК-версии и будет обновляться новыми патчами в автоматическом режиме, чем не могла похвастаться Portal 2 на Xbox 360. И пусть спустя столько лет Valve еще больше отдалились от консолей, но всегда отрадно наблюдать за тем, как крупные игроки индустрии приходят к взаимопониманию.

E3 2003 – демонстрация Half-Life 2

Культовая Half-Life 2 вполне заслуженно занимает место среди величайших игр в истории, поэтому хотелось бы отметить еще один раз, когда Valve устроила настоящий фурор своим появлением на Electronic Entertainment Expo. Речь идет о первой официальной демонстрации Half-Life 2, которая до релиза была окутана тайной, но запросто занимала высочайшие строчки в рейтингах самых ожидаемых игр. Репутация первой Half-Life, как игры-феномена, была слишком высока, поэтому от Valve в сиквеле требовалось прыгнуть выше своей головы. Как оказалось, ожидания того стоили и первая демонстрация Half-Life 2 E3 2003 способна даже сегодня удивить.

Техническое демо не ставило перед собой задачу продемонстрировать значимые для сюжета момента,  сфокусировавшись на впечатляющих достоинствах нового движка Source и эффектных отрезках геймплея. Отменная лицевая анимация, которая подстраивается под речь на разных языках мира и обладает 40 взаимодействующими друг с другом мускулами, отличная реализация шейдеров, активное использование продвинутой игровой физики в геймплее и лучший в индустри ragdoll – да, Valve было чем впечатлить в 2003 году. Особенно хорошо прочувствовать эффект от демо Half-Life 2 можно по искренним восторгам геймеров на конференции.

E3 2015 – обратная совместимость на Xbox One

Будем откровенны – первая презентация Xbox One E3 на 2013 увенчалась большим разочарованием для геймерского сообщества. Создавалось чувство, будто Microsoft забыла истоки и на волне успеха Xbox 360 думала о ком-угодно, но только не о геймерах, представляя консоль как в первую очередь мультимедийное устройство с несколькими странными ограничениями, в числе которых необходимость раз в сутки авторизоваться в онлайне и невозможностью меняться дисками с другими игроками. Несмотря на то, что часть ограничений со временем была снята, именно выступление компании на E3 2015 ознаменовало в полной мере возвращение Microsoft к политике продвижения консоли, где в центр внимания вновь ставятся геймеры.

Команда Фила Спенсера в тот год достала из рукава туз, которым и до сих пор пользуются с большим успехом – анонс обратной совместимости на Xbox One с играми для Xbox 360. Важность этой функции вряд ли можно оспорить, ведь это позволяет сохранить наследие предыдущих консольных поколении и значительно увеличивает библиотеку игр. Кроме того, обратная совместимость позволяла не только запускать некоторые игры с Xbox One на новой консоли, но и воспроизводить их в улучшенном качестве. В итоге Microsoft все же не выиграли консольную гонку, но обратная совместимость оказалась настолько популярной функцией, что конкуренту в лице Sony не оставалось ничего другого, кроме как реализовать «обратку» в PS5.

E3 2004 - The Legend of Zelda: Twilight Princess и Сигэру Миямото

Мало какой представитель игровой индустрии популярностью может сравниться с легендарным геймдизайнером Сигэру Миямото, который при каждом своем появлении заражает геймеров позитивом. Но его выступление на Е3 2004 вряд ли было бы настолько запоминающимся, если бы разработчики не использовали перед появлением Миямото тяжелую артиллерию в виде анонса The Legend of Zelda: Twilight Princess в финале конференции Nintendo. Презентация продолжения одной из самых почитаемых и любимых геймерами серии вкупе с неожиданным появлением Сигэру Миямото произвели эффект взорвавшейся бомбы.

Маэстро японского геймдева решил с помпой ворваться на сцену, взяв в руки меч и щит Линка, из-за чего в очередной раз подтвердил свой геймерский статус в глаз общественности, подарив ей порцию хорошего настроения. Да, трюк достаточно простой, но чтобы войти в истории нет большой нужды совершать подвиги, иногда достаточно оставаться человеком, сохранять здоровую долю иронии и говорить с аудиторией на их языке. Тем более, что в искренности Сигэру Миямото нет поводов сомневаться.

Е3 2017 – конференция Devolver Digital

В истории Е3 можно вспомнить множество хулиганских выходок и абсурдных конференций, вроде выступления Konami на E3 2010, но до прихода Devolver Digital сложно было помыслить, что в рамках E3 какой-либо издатель решится на столь безумную выходку. Конференция Devolver Digital на E3 2017 – настоящий парад инфернального треша для 18+ аудитории, которое выглядит как аналог шоу Эрика Андре для игровой индустрии. Обилие черного юмора с ведущей, у которой в финале конференции от приступа взрывается голова, сатира над актуальными трендами индустрии и формат «живого» шоу с аудиторией в зале, ведущей себя еще более неадекватно, чем выступающие на сцене разработчики – силами Devolver Digital мы получили небольшой портал в Ад на E3.

Действия издательства Devolver можно с легкостью понять – они небольшой игрок индустрии и не могут привлечь геймеров к просмотру конференции с помощью одних только бюджетных игр, поэтому им остается создавать настоящее и неполиткорректное шоу, оставаясь уникальными в рамках собственного формата. Разумеется, в следующие годы конференции Devolver Digital на E3 были не менее безумные, но шок от первой презентации им вряд ли удастся превзойти по количеству полученных эмоций.

E3 2006 – анонс Grand Theft Auto IV

Конференция на E3 2006 – момент безусловного триумфа Microsoft и консоли Xbox 360, который ознаменовал годы доминирования платформодержателя на рынке больших игровых консолей. Но в числе многочисленных анонсов и трейлеров больше всего запомнилось выступление президента игрового подразделения Microsoft Питер Мура, который сделал укол в сторону Sony сказав, что пока одни люди играются с резиновыми уточками (до конференции Microsoft Sony демонстрировали мощности PS3 на примере демо с резиновыми уточками), другие делают татуировки. В качестве подтверждения своих слов он задрал рукав футболки и показал тату с надписью «GTA IV».

Да, таким достаточно креативным образом состоялся анонс Grand Theft Auto IV, который не только значителен сам по себе, но и давал знал, что в первый день продаж игра станет доступна на Xbox 360. Ушли в пришлое времена, когда трехмерные релизы в серии Grand Theft Auto были временными эксклюзивами консолей Playstation. И даже больше – Питер Мур объявил о сотрудничестве с Rockstar, в рамках которого два дополнения  для GTA IV появятся экслюзивно на американской консоли в сервисе Xbox Live.

Предлагаем также прочесть о многообещающих играх с E3, которые так никогда и не вышли.