Особенно дискуссия про ценность физических носителей поднялась после того, как Sony объявили, что закрывают цифровые магазины своих не актуальных платформ. Теперь, после давления игрового сообщества компания изменила свое решение, однако поднявшийся спор уже было не остановить. Один из основных аргументов коллекционеров дисков заключается в том, что когда игрок покупает цифровую копию, по факту он не обладает игрой, а получает право пользоваться ею.

Тут есть два но. Во-первых, условия цифрового и физического пользования играми более или менее похожи, и если разработчик хочет отнять у вас возможность играть, скорее всего, он это сделает независимо от того, какая у вас копия игры. Но тут, конечно, есть много мелких юридических аспектов, в которых я слаб. Второй же аргумент состоит в том, что постоянство не такая уже и особенность компакт-дисков. Сами по себе диски, могут быть повреждены и испорчены временем. Кроме того, в наших реалиях вы никогда не покупаете полноценную игру. Именно патчи первого дня часто представляют собой почти законченные игры, которые вам все равно нужно загружать, обычно с желаемыми или даже обязательными исправлениями и улучшениями.

Проблемы хранения

Зачастую люди относятся к тому, что диски царапаются, как к данности. Это неизбежно даже если вы сами никогда не трогали лазерную сторону – вставляя диск в дисковод, она все равно повреждается со временем использования. Наличие на диске любимой игры означает, что вы должны очень хорошо о нем заботиться. К счастью, с появлением технологии Blu-Ray на нижнюю сторону диска были добавлены дополнительные защитные слои, что минимизировало одну из основных проблем для коллекционеров. Итак, хотя игры, выпущенные в эпоху PlayStation 3 и Xbox, в целом вполне могут храниться долго, признаки износа становится все более реальным для старшего поколения.

Деградация носителей широко обсуждается не менее десятка лет, хотя на самом деле проблема восходит к концу 1980-х годов. Этот процесс обычно происходит на дисках более низкого качества, которые могут иметь производственные дефекты. Обычно они не мешают нормальному использованию, но со временем становятся значительными. Слои данных могут исчезать, а оставшиеся начинают смешиваться в один единый.

Однако бывают уникальные случаи, когда компакт диски все же выигрывают, будучи даже изношенными. Так, например, в начале года спидраненрское сообщество по SpongeBob SquarePants: Battle for Bikini Bottom выяснило, что сделать самое быстрое и идеальное прохождение игры можно только при помощи испорченного диска. Ранее для спидрана игры использовали оригинальную Xbox определённой модели, чтобы выполнить специальный прием под названием lag-clip. Однако из-за быстрого привода консоли пользоваться этой штукой можно было не так часто, из-за чего время быстрого прохождения почти уперлось в потолок.

Но тут на спидранерскую сцену вышел один из ее участников и сообщил, что смог регулярно делать лаг-клип испачкав диск. Он создал целую схему, как должны располагаться жирные отпечатки пальцев на нем, чтобы пробить потолок прохождения. Это действительно уникальная ситуация, которая доказывает, что сохранение дисков оригинальных игр может быть полезно. Хотя также случай единичный и нельзя сказать наверняка, что он выступает железобетонным аргументом в сторону сохранения игрового наследия. Да и связан он как раз с разрушением, нежели с сохранением.

Порча дисков как носителей неизбежна, поэтому единственный вариант сохранения видеоигр – сделать резервную копию в цифровом варианте.

Но что насчет картриджей? На протяжении многих лет мнение о них было однозначным - они более долговечны, чем компакт-диски, и имеют гораздо более быстрое время загрузки. Минус же – небольшой объем данных, который можно было поместить на него. Однако проблема картриджей как носителей менее очевидная, чем может показаться. В свое время, когда случился бум видеоигр, появилось достаточно много бутлегов, продававших поддельные картриджи низкого качества.

Даже сама Nintendo признавала, что не раз старалась удешевить производство картриджей, из-за чего со временем они становились просто бесполезными или дефектными. Так, недавно была ситуация, что у многих людей перестали в одночасье работать картриджи с Persona Q: Shadow of the Labyrinth для Nintendo 3DS, несмотря на то, что они были оригинальными.

Закончилась ситуация тем, что люди жаловались в Atlus, которая разработала игру, и те присылали в качестве компенсации цифровые версии. Еще один недавний пример, о котором вспоминают на Gamepressure – европейские версии картриджей Pokemon Omega Ruby i Alpha Sapphire. В один момент они перестали работать у огромного количества пользователей. Оказывается, с выпуском 3DS консоль решила отказаться от носителей, основанных на технологии MASKROM, и перейти на носители, использующие EPROM. Первый может хранить данные до 50 лет. Срок службы использованных в 3DS оценивался от 5 до 15 лет.

Однако большое преимущество у дисков и картриджей все же есть, даже несмотря на вероятность того, что время берет свое. Как не крути, но физические версии всегда под рукой и тебе не нужно волноваться, что-какая-то студия/ издатель обанкротилась или поссорилась с дистрибьютором и теперь эту игру невозможно нигде найти. Хотя, это больше проблема именно консольных игроков, нежели пользователей ПК, которые скажем так, знают «особые библиотеки игр», где вам не составит труда достать то, что нельзя нигде купить.

Какой вывод можно сделать из всего этого? Неужели коллекционирование физических носителей действительно бесполезно? Коллекционеры очень заботятся о своих библиотеках, следя за тем, чтобы хранимые игры не подвергались воздействию вредоносных элементов. Однако стоит иметь в виду, что такая ситуация может случиться [особенно с картриджами], и через несколько, может быть, десяток лет вы будите неприятно удивлены.

Но если вы рядовой пользователь, скорее всего для вас это теряет смысл. Некоторые игроки даже и не думают об играх, которые были доступны когда-то там, а хранением игр занимаются специальные музей видеоигр. Поэтому, как мне кажется, те, кто уже собирают диски – будут это делать и дальше. Но рядовому пользователю нет смысла бояться цифры. Ну, а если происходят ситуации подобной тому, что было с Sony и ее старыми консолями – скандалы в Twitter еще никто не отменял.