Я не помню, когда впервые познакомился с free-to-play играми как таковыми. По ощущениям, кажется, что их пик в индустрии, когда подобные условно-бесплатные проекты выходили с завидной регулярностью, пришелся на период с 2010 по 2013 год, когда MOBA был самым трендовым и хайповым жанром, твердо ассоциируемым с подобной моделью распространения. Тогда же появлялось не только огромное количество подражателей, но и в целом целая куча free-to-play разных жанров, как World of Tanks, Warface или какой-нибудь Warframe. И хоть подобные free-to-play были и гораздо раньше, их суть оставалась одна: будь-то ММО или даже простая игра для телефонов, все free-to-play проекты были замаскированными агентами, основной целью которых было высосать у вас деньги.

Хорошие игры, плохая модель

Думаю, нужно сразу обозначить, что несмотря на посыл этого материала, я не могу сказать, что сама модель распространения игр, когда ты постоянно платишь в процессе — хорошая. Нет, я считаю ее отстойной и как самый рядовой игрок уповаю на формулу, когда ты платишь один раз и получаешь все и сразу [как жаль, что во многом даже это сегодня стало редкостью]. Конкретно сейчас я говорю, что условно-бесплатные игры стали качественными с точки зрения своего геймплея, дизайна и графики. Раньше все было не так, и геймплейная основа free-to-play являлась не лучшей ее частью. Сегодня же, когда вы начинаете играть в free-to-play, то видите, что их планка качества не уступает платным проектам. В условный Apex Legends играть не менее весело и интересно, чем в тот же Overwatch.

Десять лет назад, за исключением самых крупных проектов по типу тех же World of Tanks или Dota 2, вы смело могли пропускать любые free-to-play, не боясь, что упускаете что-то новаторское. Сегодня же все не так. Возьмем, к примеру, то же Apex Legends. Когда она появилась, то буквально была везде и это в тот период, когда королевские битвы выходили чуть ли не каждый день. Арех дала возможность играть в команде, что было в новинку, и вы не могли не поиграть в Арех, иначе чувствовали ли бы себя отсталым от темы. Хорошо ли это? Ни в коем случае, однако это тот пример, когда игра привлекает к себе огромное количество внимания, так как приносит своим геймплеем что-то новое.

Одной из таких игр в свое время стала Path of Exile. У нее было большое и сложное древо прокачки, а постоянное развитие в зависимости от сезона делало всегда актуальной. Возможно, ее успех был обусловлен всенародной любовью к Diablo и общей схожестью двух проектов, однако как по мне он был подкреплен еще и тем фактом, что вы могли пройти всю сюжетную компанию, которая хочу заметить была увлекательной, и не потратить ни копейки.

В ней никогда не было искусственно созданных барьеров, ограничивающих ваш прогресс, и подобный подход для многих стал откровением. Смещение акцента, что вы можете тратить деньги на косметику или апгрейды для инвентаря стало тем, что помогло снизить общественное недоверие к играм подобного формата. Плохо конечно, что данный подход, словно раковая опухоль, стал появляться в фулпрайсовых проектах, и я не знаю, изменится ли подобное со временем. Однако возвращаясь к Path of Exile, она не требовала от вас обязательных трат.

Подобное сейчас повторяется с виновником данного разговора Genshin Impact - еще одна бесплатная игра, которая привлекла внимание игроков по всему миру. Это РПГ с открытым миром, которая кажется смесью Breath of the Wild и Xenoblade Chronicles 2, умело выбирая из самых интересных частей обеих игр самое лучшее.

Genshin Impact предлагает вам огромное количество возможностей, начиная от большой сюжетной кампании, множества путей развития, прокачки персонажа, заканчивая кооперативной игрой на четверых и доступной, но разнообразной боевой системой. Говоря о ее «раковой» составляющей, она пытается навязать вам микротранзакции, но в большей степени стимулирует поучаствовать в гача аттракционе.

К слову, гача-игры также стали интересной особенностью free-to-play сегодня. Пришедшие к нам на телефоны из Азии, они предлагают местами неплохой геймплей, графику или сюжет, давая тратить деньги лишь на рол персонажей. И пока игры с запада продают скины за небольшие деньги, гача-игры предлагают получить возможность выбить себе скины для персонажей или самих персонажей.

И логика довольно понята — игры как Fate: Grand Order или Arknights или та же Genshin Impact [хоть и в меньшей степени] требуют от вас по 200, а то и больше часов геймплея, и проводя столько времени со своими персонажами хочешь не хочешь, а появляется желание разнообразить их внешний приевшийся вид. Так огромное число людей попадают в эту ловушку. Как по мне это парадокс: это выкачивание денег, но геймплей и его основная часть — не страдает.

Не могу претендовать на экспертное мнение, так как не являюсь фанатов free-to-play, а скорее изучал многие из них для общего понимания трендов и феноменов. Людям нравится играть в free-to-play, потому что они могут доставить огромное количество удовольствия. Чего только стоят те же ивенты в Fortnite, собирающие рекордное количество людей в одновременном онлайне.

Подобное заставляет многих задаваться вопросом: разве не были бы эти игры лучше, не используй они подобную модель распространения? Думаю, ответ — да. Кто-то может сказать, что раз я готов платить за хорошую игру 60 долларов, почему я не могу платить в хорошей free to play cтолько же, но уже постфактум? Как по мне, это совершенно разные игры. Ведь без подобного подхода free-to-play вряд ли бы могли существовать и вообще стать популярными.

Я до сих пор испытывают патологическую неприязнь к микротранзакциям, но должен признать, что сегодня free-to-play игры стали нечто большим, чем один большой их набор.