Женщины у викингов

Последние два проекта в серии не обходятся без споров о том, что Ubisoft включают в игру возможность играть за женских персонажей. Valhalla же пошла намного дальше, чем Odyssey и позволяет переключаться между женским и мужским персонажем на протяжении всей игры в любой момент. Сами же разработчики называют это каноном. Так, данный подход исторически обусловлен или является чистой выдумкой?

Оказывается, действительно, женщины викинги, по сравнению с другими европейскими племенами и народами того времени, обладали большим авторитетом и большей свободой, в основном с точки зрения своих прав. Конечно, жизнь в любом случае была организована по классическому принципу: женщины заботились о домашнем хозяйстве и обо всем в его пределах, а мужчины традиционно занимались всем остальным, включая сельское хозяйство.

Однако все изменилось, когда большинство мужчин отправились в зарубежные экспедиции, часто длящиеся несколько месяцев. В это время ответственность за управление поселениями перекладывалась на женщин, которые охотились, а иногда и сражались. У них также было больше социальной свободы и они могли принимать независимые решения относительно своей жизни. Исторические консультанты рассказывают следующее:

«Скандинавские женщины жили намного лучше, чем в континентальной Европе. Специфика жизни привела их к пониманию того, что сотрудничество необходимо для выживания. Когда мужчины отправлялись торговать и исследовать мир, женщины поддерживали культурную и социальную основу своей нации. Хотя юридически они часто были предоставлены в распоряжение братьям или мужьям, в качестве девочек или молодых женщин, они пользовались широкой независимостью. Они могли принять решение о свадьбе, имели право на развод, право наследования после мужа. Они также могли торговать, заниматься ремеслом и даже участвовать в экспедициях», — Ева Струковска.

«На основании сохранившихся письменных и археологических источников можно сделать вывод, что женщины пользовались большим уважением в так называемом мире викингов. Они могли развестись и, при определенных обстоятельствах также могли посещать собрания», — Лешек Гардела, доктор философии.

Однако Гардела отмечает, что социальное положение мужчин и женщин не было равным. Мужчины имели определенную степень превосходства, но это было больше связано с тем, что женщины могли выполнять разные роли, а не просто покорялись мужчинам. Были ли среди женщин-воинов такие, как Эйвор? Да, и это подтверждают исторические источники.

Как говорит Гардела: «Письменные источники указывают на конкретные имена и описывают действия многих таких женщин. У нас есть легендарная Хёрвер — она одна из тех, кто якобы возглавлял свою собственную группу викингов и была заядлым воином с раннего возраста. Мне кажется, что при определенных обстоятельствах женщины тянулись бы к оружию и сражались вместе с мужчинами, но это не было нормой. Не исключено, что значительная часть этих женщин происходила из элиты, которая была бы не только более либеральной, но и более легитимной для пересечения различных социальных границ, в том числе связанных с полом».

Говоря о воинственных женщинах, нельзя не упомянуть валькирий, «избранников убитых» из скандинавской мифологии. Легенды о них, вероятно, были основаны на реальных событиях и на реальных женщинах-воительницах. Со временем слухи и рассказы о них превратились в легенды и мифы. Среди викингов самой известной женщиной-воительницей была упомянутая Хёрвер.

Религия викингов

В начале Assassin's Creed: Valhalla главный герой посещает местного оракула. Эйвор пытается понять недавние видения при помощи него. Религия действительно играла значительную роль в жизни викингов и касалась всего - от успехов в битвах до обычных занятий и повседневных проблем. И мужчины, и женщины могли быть духовными наставниками.

«Существовал целый ряд религиозных обрядов - от церемоний, посвященных богам и сверхъестественным существам, до магических практик, направленных на «манипулирование» человеческой жизнью и судьбой. Эти действия часто включали шаманские практики. «Магия сейда» позволяла вступать в контакт с миром духов, отправлять туда свои души или чувства в форме животных, управлять погодой или зачаровывать оружие. Археология свидетельствует о существовании шаманов [мы находили их могилы с магическими предметами, жезлами, амулетами]. Но «подлинность и эффективность» их действий - вопрос интерпретации» — рассказывает Гардела.

Определенным эквивалентом внутриигрового представителя духовенства является персонаж Вольвы - оракула, предсказавшего будущее и знавшего многое о травах и исцелении. Она много путешествовала, побывала во многих поселениях; возможно, была достаточно известна. Еще одним видом связи между людьми и богами, как рассказывает Ева Струковска, были местные жрецы:

«Годи / гуджа [жрец / жрица - буквально означает бог] были, с одной стороны, мирянами, назначенными общиной или правителями для проведения обрядов. С другой стороны, есть отчеты и предположения, свидетельствующие о том, что это были люди, полностью посвятившие себя этому [мы не можем быть уверены, было ли это, например, по собственной инициативе или по решению семьи]».

Для викингов, это было очень важно иметь хорошие отношения с каждым из своих многочисленных богов. В их честь регулярно проводились различные церемонии. Одними из самых важных были церемонии освящения под названием «Блот». Это были типичные обряды жертвоприношения. Викинги приносили в жертву предметы, животных и даже людей в обмен на разные блага.

Одним из наиболее часто приносимых в жертву животных были лошади - их кровь собирали в чаши, а мясо готовили и ели. Кровью будут брызгать на алтарь и людей. Эти церемонии также служили более богатым членам общины как способ продемонстрировать свою власть и достаток. Часто это были пиршества, которые устраивали на собрания. Кроме того, есть достоверные сообщения о том, что людей также приносили в жертву во время этих церемоний. Богом, который «требовал» таких жертв, был, например, Один.

«Церемонии «Блот» — это церемонии освящения. Они не были установлены в определенный день, скорее, являлись частью каждого праздника или торжества. Этимология этого термина происходит от слов, означающих «жертва» и «кровь». Суть заключалась в жертвоприношении, дарении пищи богам или, в особых случаях, крови - обычно животных, но, вероятно, также приносились человеческие жертвы. Частью ритуала было обрызгивание кровью людей, предметов и мест, требующих этого. Речь шла о связи между жизнью и освящением окружающей среды, о связи с божественным и сверхъестественным», — Ева Струковска.

Что там по флайтингу? Развлечения народов севера

Под конец поговорим про самый приятный аспект жизни викингов, который воспроизводит Assassin’s Creed Valhalla — развлечения.

В Вальгалле у нас есть игра в кости [Orlog], необычная и очень кринжовая дуэль с рифмованными оскорблениями [Flyting] и соревнования по выпивке или рыбалке. Как это было на самом деле?

«Археология и письменные источники дают нам много информации о развлечениях викингов. Существовали особые формы состязаний, конные бои, соревнования по плаванию и игре в мяч и даже настольные игры, такие как Хнефатафл [шахматная игра]. Многие из этих игр требовали силы и ловкости — это помогало викингам совершенствовать свое телосложение» — говорит Лешек Гардела.

«Помимо застолий [обычно по праздникам, которые могут длиться несколько дней], викинги пели, писали стихи, слушали песни и рассказы скальдов, а также играли музыку [множество инструментов было обнаружено археологами]. Они также участвовали в «спортивных» соревнованиях - борьбе, различных видах силовых игр, беге по пересеченной местности и состязаниях связанных с боевым мастерством. Кроме того, у нас есть много довольно хорошо сохранившихся настольных игр, обычно называемых тафл. И вот, что интересно — это было не просто развлечение. Они также использовались в религиозном контексте» — рассказывает Ева Струковска.

Также мы можем пойти к татуировщику в деревне, чтобы украсить тело персонажа. Неужели викинги так поступали? Ответ не однозначен, поскольку кожа явно не такая прочная, как кости. Фактически, единственное предположение, что викинги действительно носили татуировки или, по крайней мере, знали об искусстве татуировки, - это информация от арабского торговца, который во время своих путешествий сталкивался с так называемыми Гардарики - часто считающимися норвежскими людьми, они колонизировали регион реки Волга и Днепр. Гардела говорит следующее:

«Есть некоторые признаки того, что викинги могли украшать свои тела татуировками, одно из них — это рассказ арабского путешественника Ибн Фадлана. Он упоминает, что тела русских людей, которых он встретил на Волге, были украшены различными узорами [правда, мы не знаем, были ли это татуировки или просто рисунки]. Рассказ Ибн Фадлана о захоронении русского сановника полностью совпадает с тем, что показывает нам археология, поэтому и его рассказ, безусловно, заслуживает доверия.

Например, в Венделе, центральная Швеция, был найден небольшой железный предмет, который иногда интерпретировали как инструмент для татуировки. Интересно, что письменные источники также предоставляют информацию о том, что мужчинам разрисовывали глаза. В свою очередь, из археологических материалов известно о преднамеренных модификациях зубов [вырезание в них бороздок и, вероятно, заполнение их краской]».

Стоит ли верить игре Ubisoft?

Можно сказать, что проект Ubisoft, как в принципе и всегда, очень близок к исторической достоверности, что совершенно не лишает его стереотипов, заложенных создателями в игру для того, чтобы она была более популярна у игроков. Вряд ли бы она была такой пафосной, если бы Эйвор был захудалым фермером грозой безоружных монахов, умирающий от пары ударов закованных в броню воинов Англии. Но и назвать его проектом, который не следует действительности тоже нельзя. Истина, как всегда, где-то посередине.