Киберпанк мгновенно узнается со всеми его элементами нуара, сатиры, фетишизма, паранойи. Все эти вещи обычно смешиваются, и в результате мы получаем мир ближайшего будущего, где все люди пытаются жить так, как они хотят, в вечной темноте и в дождливых городах будущего, где мегакорпорации правят всем и всеми. Это «антизвездный путь», обычно основанный на чувстве нигилизма и преступности. Коррупция распространена, насилие вездесуще, а закон — вещь, которую можно купить.

Тем не менее, все эти элементы — лишь декорации, на фоне которых разворачиваются глубокие истории. На их основе формируется мрачный взгляд на будущее его создателей. Например, сильная азиатская атмосфера, благодаря которой появился как культовый билборд с гейшей в Лос-Анджелесе из «Бегущего по лезвию», или архетип «уличный самурай».

Тем не менее, в глубине своей сути киберпанк — это жанр, который меньше интересуется модными игрушками и ярким светом, и поднимает вопросы о человечности: идентичность, сексуальность, этика, память, свобода и многое другое. Например, вышеупомянутый «Бегущий по лезвию» — фильм о полицейском, преследующем роботов, но на практике оказывается, что это более глубокая философская история, которая исследует природу человечности, противопоставляя холодного главного героя Декарда эмоциональным репликантам, на которых он охотится.

Этот тип исследования является частью большинства крупных работ в жанре киберпанк за последние несколько десятилетий, независимо от их происхождения. Будь то «Призрак в доспехах», рассказывающий о душе в роботизированном теле или «Матрица», с ее вопросами о природе реальности и другими многочисленными метафорами.

Ближе к делу

Но давайте, наконец-то, поговорим об играх. Киберпанк был частью их с самого начала своего существования, даже если никогда не был настолько популярным, как вы могли того ожидать. Игровая адаптация «Нейроманта» появилась в 1988 году, и многие ее элементы все еще присутствуют в киберпанк играх сегодня, например, история о хакере, который взламывает ICE [Intrusion Countermeasure Electronics — электронные средства защиты], при помощи разных апгрейдов. Хотя это и не отличная игра, она, безусловно, была дальновидной, предлагая приключенческий RPG-киберпанк за десять лет до Deus Ex, где вы могли пойти продать свои органы, или, блуждая по улице, наткнутся на местный религиозный культ игры Pong.

Игра пустила несколько волн, и появились другие проекты, которые помнят в первую очередь из-за их странностей. Здесь особенно выделяется оригинальный проект «Бегущий по лезвию»— 8-битная игра, технически не основанная на фильме, она скорее «вдохновлена оригинальным саундтреком Вангелиса». Излишне говорить, что это вдохновение привело к тому, что вы играли за полицейского в длинном пальто, который гонялся за «реплидроидами» в футуристическом городе. Это был 1985. Официальная же игра от Westwood Studio вышла в 1997 году.

Эти игры не были столь успешными коммерчески, но это не означало, что они неинтересны людям. Одной из наиболее амбициозных стала Circuit's Edge от Westwood. Это был текстовый квест с простыми графическими элементами, основанный на романе «Когда падает гравитация», с исламскими элементами вместо более привычных азиатских. Хотя игра практически забыта, это интересная часть игровой истории, как с технической стороны, с такими элементами, как NPC, так и наличие персонажей геев или трансгендеров на ПК.

Идеи были сильной стороной жанра, даже если игры больше опирались на эстетику «Бегущего по лезвию», чем на философию киберпанка. Например, Хидео Кодзима создал Snatcher, совершенно оригинальную историю о детективе с загадочным прошлым, охотящимся на гуманоидных роботов в футуристическом городе Нео Кобе. Еще более вопиющим проектом была игра Rise Of The Dragon от Sierra, рассказывающая про героя по прозвищу «Blade Hunter» и его приключениях в Лос-Анджелесе будущего, пропитанного азиатскими нотками. Однако ни что не паразитировало на культовом фильме так сильно, как Mean Streets от Access Software. В ней не просто копировали стиль «Бегущего по лезвию», но бесстыдно украли его постер.

Future Shock

Когда игры отошли от этой концепции, начали появляться действительно уникальные проекты. DreamWeb была одним из первых проектов, который сделал новый бум в жанре. И не только потому, что ваш персонаж был потенциально безумным серийным убийцей, но из-за наличия сексуальных сцен с пикселями в виде пениса. Это была интересная игра, хотя, по крайней мере, ее первые несколько квестов, прежде чем она отходила от изначальной концепции.

Среди других выдающихся игр 90-х годов можно вспомнить Origin's Cybermage: Darklight Awakening, возможно, самый популярный тайтл 90-х годов — оригинальный System Shock и, конечно же, первый диск Final Fantasy VII, который отказался от традиционного фэнтази, в пользу темных улицы и злой корпорации Шинра.

Игра CDE Liberation: Captive II, хотя ее не было на ПК, также заслуживает упоминания. Это была RPG об освобождении заключенных в огромном, полностью исследуемом городе. Тогда это были поразительные объемы, которые впечатляли.

Еще три интересных, но прогоревших эксперимента: Bloodnet, Hell: A Cyberpunk Thriller и Ripper. Это не лучшие по качеству игры, но они представляют собой серьезные попытки сделать отличный киберпанк. Bloodnet смешал традиционные элементы с вампирами в жанре экшен RPG с открытым миром, в которой вам регулярно приходилось пить кровь, чтобы поддерживать свое здравомыслие, и вы могли напасть на любого NPC. Hell: A Cyberpunk Thriller рассказывал о правительстве, работающем с демонами. И наконец, Ripper, которая приводила Джека Потрошителя в будущее. В игре был огромным актерский каст, как Кристофер Уокен и Пол Джаматти.

Увы, больше крупных проектов не было до тех пор, пока Westwood не вернулась в жанр с официальной игрой по Blade Runner, а Ion Storm не выпустили Deus Ex.

[ Стоит также упомянуть еще и второй проект от Кодзимы, визуальную новеллу Policenauts, оригинальную историю, которая долго не появлялась на западе из-за отсутствия перевода – Cadelta].

До CD Projekt мы никогда не видели официальной игры по Cyberpunk 2020, несмотря на то, что настолка вышла еще в 1988 году. Хотя были довольно хорошие консольные RPG, основанные на его главном конкуренте Shadowrun [киберпанк, но с эльфами, троллями и магией], только спустя десятилетие Microsoft наконец выпустила ее на ПК в 2007 году. К сожалению, это была не RPG, а посредственный командный FPS, который фанаты ненавидели. Еще несколько лет назад Shadowrun Returns спасли репутацию серии с помощью трилогии отличных игр. Второй, Dragonfall, особенно хорош.

Метавселенная и не только

Несмотря на такую судьбу, киберпанк всегда был частью компьютерных игр. Его элементы заимствовали, черпали в качестве вдохновения. Из этого получались неплохие вещи, как довольно простая Oni Bungie, подход к взлому в Uplink Introversion или использование классического сюжета киберпанка про одиночку, который противостоит злобному синдикату.

Наряду с «Бегущим по лезвию» неоднократно вспоминается «Лавина» Нила Стивенсона. Книга сатирично обработала тропы киберпанка, где главный герой был разносчиком пиццы. Его центральная концепция, виртуальный мир, называемый Метавселенной, стала источником вдохновения для того, чем мог бы быть интернет, где люди перемещались в виртуальных аватаров, для путешествия по сети. Этого, увы, не случилось в реальности.

Тем не менее, эта идея определенно стала идеализированным будущее, как для интернета, так и для игр в целом. Например, Microsoft Xbox Live был вдохновлен этим романом, когда, создатели получили от руководства копии для домашнего задания как обязательные к ознакомлению.

В этом определенно есть что-то поразительное: киберпанк как жанр часто оказывался в маргинальном положении в играх рядом с более новыми, блестящими представлениями о будущем, он помог определить будущее задолго до того, как подобные Deus Ex сделали нигилистическое будущее мейнстримом.

Теперь, в эпоху, когда инди-создатели сталкиваются с огромными издателями и владельцами платформ, которые просто хотят ваши деньги, они — повстанцы, создающие искусство, а интернет используется как последнее поле битвы, где Давид может сражаться с Голиафом. Это может быть не темные улочки и дождливые города, но это тот киберпанк, который мы можем себе позволить. Если, конечно, Давид наконец не перейдет на катану.