Богатая библиотека просто так

Изначально основным козырем Эпиков было соотношение процента отчисления за распространение. Как я говорил в прошлом году, 12% комиссии для разработчика и издателя по сравнению с 30% от Валв — просто манна небесная, и на протяжении всего года мелькали интервью тех или иных разработчиков, которые только подтверждали, что это достаточно выгодное предложение, чтобы согласиться.

Также сразу после выхода, Epic Games предпринял тактику эксклюзивов, которые также привели бы аудиторию. Не сильно большую, но все таки. Хотя многих оскорбило, что эксклюзивность просто заставляет тебя купить игру в эпик сторе, например, Metro: Exodus, это все-таки сработало.

Но мы недооценили агрессию эпиков. Ведь они начали раздавать игры бесплатно. Вы могли не потратить ни копейки, а на данный момент в вашей библиотеке может находиться около 70 игр.

Epic Games начал год, раздавая одну игру каждые две недели. Затем в июне он перешел на бесплатную игру каждую неделю. Потом это стало на короткое время двумя играми в неделю. А под конец года в честь распродажи, так вообще, мы получали по одной игре каждый день, и в итоге ваша библиотека могла пополниться еще на 12 игр. Причем главное, что в большинстве своем эти игры были не мусором, а довольно-таки жирными проектами: Subnotica, Metro 2033 Redux, Alan Wake, Soma, Observer, Mutant Year Zero, Stories Untold и мое самое любимое — вся серия Batman Arkham [ кроме Batman Arkham Origin] и трилогия Lego Batman.

Спустя год неизвестно, как часто мы будем такое видеть. Ведь это был адский марафон, которым Epic Store компенсировали 15 лет развития Steam.

Покупайте только у нас

Steam всегда был иконой для ПК игроков, так как ассоциировался с этой платформой. И если что-то вышло на ПК, оно точно пришло из стима. Поэтому, какой логичный ход в этой войне магазинов? Сделать так, чтобы игры в стиме просто не выходили. Будто по велению волшебной палочки, когда мы позлились на эксклюзивность уже упомянутого Metro:Exodus, и парочки других проектов, почти все крутые игры стали эксклюзивами в Epic Store.

Так, Epic нанесла наибольший урон, заблокировав календарь релизов на 2019 год. Они вложили кучу денег в эту затею. Многие из моих любимых игр этого года, как больших, так и маленьких, дебютировали на витринах эпиков: Outer Wilds, The Outer Worlds, Control, The Division 2, Borderlands 3 и так можно насчитать более 50 проектов. Даже больше, они смогли добиться релиза игр Quantic Dream на ПК, и это уже совершенно новый уровень.

Это сработало? Наверно, да. Трудно понять без конкретных цифр продаж. Нам известно, что Epic Games Store насчитывает 85 миллионов учетных записей, и что 40% процентов всех людей, которые имеют учетную запись — не зарегистрированы в Steam. Очень впечатляет. Трудно сегодня быть ПК игроком и не использовать стим, поэтому можно сказать, что они откуда-то нашли совершенно новую аудиторию. Хотя не удивлюсь, если это просто игроки Fortnite и не больше.

Возможно, лучшим доказательством исключительной работы магазина является тот факт, что Epic продолжает заключать сделки. Есть даже слухи, что цена некоторых этих сделок превышает 10 миллионов долларов, трудно представить, что Epic будет тратить такие деньги, не ожидая, что они вернутся обратно. И студия продолжает заключать их, даже несмотря на негативные комментарии людей, осуждающих их за такое ведение бизнеса.

Еще один знаковый момент — месячная эксклюзивность Red Dead Redemption II, которая вышла у эпиков 5 ноября, а в стиме только 5 декабря.

В магазине у Габена было зафиксировано более чем 11 тысяч людей в онлайне, в отличие от 104 тысяч во время запуска GTA 5. И это при том, что релиз ковбойского экшена ждали не меньше.

Из этого можно сделать вывод, что как бы громко не кричали сторонники Steam, утверждающие, что из принципа не будут не во что играть, если это не выходит в нем — они в меньшинстве.

Воскрешение Steam или враг моего врага — мой друг

Как по мне, Epic Store смог сделать то, чего от него все ожидали — спихнул Valve с трона монополиста. Его хорошенько так встряхнули, и это привело к созданию просто поразительных альянсов.

В первую очередь — это Microsoft и Valve. Габен не любит Microsoft настолько, что Valve создала собственную операционную систему на основе Linux. Microsoft отвечает тем же, делая свои игры для Xbox One и PC эксклюзивами в своем магазине. И все же в начале декабря ремастер Halo – возглавил список самых популярных игр в Steam, и достиг пика 123 000 игроков в онлайне.

Это был третий крупный релиз Microsoft, который вышел в 2019 году в Steam после Gears 5 и Age of Empires II: Definitive Edition, а в будущем этот союз, я думаю, окрепнет.

Но самое удивительное — тандем ЕА и Valve. EA была первым крупным издателем, отказавшимся от Steam, и, возможно, единственным, кто добился успеха. Относительного успеха, но они хотя бы не умерли спустя несколько месяцев, как например, многие другие магазины.

Я не открою вам секрет, если скажу, что никто не любит Origin, по крайней мере, с момента его запуска в 2011 и по сегодня его просто терпят. EA пыталась выехать, используя услуги подписки в стиле Netflix, сначала с EA Access на Xbox, а затем с Origin Access на ПК. Но не вышло. И вот в конце октября EA объявила, что вернется в Steam — сначала с крупным Jedi: Fallen Order, а затем с Apex Legends, The Sims 4, Battlefield V и другими играми. Никто не исключает, что в будущем EA также предоставит подписку Origin Access для Steam, первую для платформы Valve.

Разве стена рухнула бы без участия Эпиков и их магазина?

Также стим начал меняться внешне. Во-первых, он получил значительное обновление библиотеки впервые за последение лет 6-7. Valve также несколько раз, добавляла новые экспериментальные функции: Steam Labs и Steam Remote Play, выпустила Dota Underlords, и анонсировала игру Half-Life: Alyx. Да и две последние распродажи были хорошими, чего таить.

Опять же, многое из этого было в разработке до запуска Epic Games Store. Тем не менее, трудно не чувствовать, что Epic помогла поторопить Valve.

Не конец

Теперь, когда обе компании находятся в равных конкурентных условиях, это противостояние усилится в этом году. Но несмотря на отличный первый год Epic Games Store, недостатков хватало.

Запуская магазин, они упустили много важных функций, даже поиск они ввели не сразу. Для того чтобы компенсировать это, эпики создали карту разработки и выложили ее в открытый доступ, чтобы пользователи видели, когда какое обновление ждать. Но этим они выстрелили себе в ногу, так как не смогли ввести все функции, которые планировали в нужные сроки, прилюдно показав, что они не справились. Так, облачные сохранения, счетчики проведенного в игре времени, фильтры для игр — все это было введено с опозданием.

Черт, еще месяц назад вы не могли даже увидеть, сколько места на диске заняло большинство ваших установленных игр.

Wishlist изначально был намечен на лето, но Epic продемонстрировали его впервые только в октябре, и он еще не официально запущен. Достижения до сих пор кажутся такими же далекими мечтами, как и в декабре прошлого года, так же как и неоднозначная поддержка модификаций.

Оглядываясь назад на эту первоначальную карту развития, теперь она кажется нелепо оптимистичной. И все ж трудно не осознавать, что магазин должен развиваться дальше и дальше. Ведь даже такие люди как я, не имеющие ничего против него, недовольны отсутствием базовых функций. Еще минус, как по мне, цены у эпиков все же выше.

Продолжение следует

Прошлый год был захватывающим. Epic заложили прочную основу для будущего и сплавили много денег разработчикам. Если мы когда-нибудь получим Control 2 или еще одну Metro , скорее всего, деньги Epic как-то связаны с этим. Тем временем EA вернулась к Steam, Microsoft вернулась к Steam, а Valve активнее, чем за последние несколько лет.

Epic Games и Steam поведут друг друга к новым вершинам.