На прошлой неделе сайт Polygon запостил новость о публикации нового научного исследования от Американской ассоциации психологов [ААП], где они пришли к выводу, что между агрессией и жестокими видеоиграми есть определённая связь.

«Исследования демонстрируют постоянную связь между жестокими видеоиграми и ростом агрессии, агрессивным поведением, агрессивным аффектом, а также снижением просоциального поведения, эмпатии и чувствительности к агрессии» – говорится в отчете исследования.

С ААП трудно не согласиться, ведь мы знаем, что они не какая-то ноунеймавая организация, которая неожиданно выпустила «откровения об играх». Однако, если присмотреться к самому исследованию, то возникнет ряд вопросов.

Так, опубликованный ассоциацией текст не является новым исследованием, а всего лишь общим обзором исследований на эту тему сделанных в период с 2013 по 2015 год. Помимо того, что в нем ученые проанализировали несколько публикаций в научных журналах, они также изучили четыре метаанализа, в которых пытались выявить закономерность между агрессивным поведением и жестокими играми. Редактор Kotaku утверждает, что во всех этих работах есть ошибки и приводит несколько аргументов.

Как измеряется агрессия?

Сторонний наблюдатель может задаться вопросом –как можно определить, что один человек более агрессивный чем второй? Как вообще измеряется такое эмоциональное состояние как агрессия? Что ж, в исследовательских работах использовались следующие тесты:

  • Тест «короткая история» – человеку дают бланк, на котором описана коротенькая ситуация [«Водитель врезается в машину Боба. Он выходит из машины и подходит к водителю»] и просят продолжить ее.
  • Тест «шум». Субъекта просят нажать на кнопку, что активирует очень неприятный шум, который направит его другому субъекту. После, оценивается, какой дискомфорт он доставляет и с какой интенсивностью.
  • Тест «острый соус» – одного испытуемого просят дать другому порцию острого соуса, и оценивают, основываясь на том, сколько соуса он дал, и насколько он был острым.

Другие тесты просто состоят из того, что испытуемым раздают анкеты, где просят рассказать, чувствуют они себя агрессивней после игры или нет. Скорее всего, подобные тесты заставляют вас вопросительно поднять брось. Агрессия – это неоднозначное психологическое состояние, если я злюсь несколько секунд на игру или на шоу по телику – разве я агрессивный из-за этого? Это можно измерить только произвольным образом.

Никто не смотрит на краткосрочные и долгосрочные эффекты

Еще одна проблема всех этих исследований в том, что они измеряют агрессию геймеров сразу после сеанса игры. Даже если вы считаете, что тесты это неплохой способ измерять уровень агрессивности, на практике все выходит иначе. Если вы родитель, вас будет беспокоить то, как игры могут повлиять на вашего ребенка в долгосрочной перспективе. И как раз в последнем отчете ААП нет работ, которые рассматривали бы эту проблему в течении долгого периода времени.

«Тем не менее, рассмотренные нами метаанализы практически не включают в себя исследования влияние игр на агрессию в долгосрочной перспективе. Не рассматривается в них и разные временные моменты, которые бы могли сказать, развивают ли видеоигры с обильным насилием агрессивность на протяжении долгого времени».

Таким образом вывод ААП о том, что между агрессией и видеоиграми существует связь может вводить в заблуждение. И на самом деле они пришли к выводу, что существует связь между играми и краткосрочной злостью.

Никто не задумывается о соперничестве

Многие исследования рассмотренные ААП в их отчете посвящены широкому кругу тайтлов с обильным насилием – Mortal Kombat или GTA. Исследователи разделяют испытуемых на две группы: одна играет в те самые Mortal Kombat и GTA, а другая в безобидные проекты. Вот только никто не учитывает важный фактор конкуренции между игроками.

Еще в 2013 году ученые из Университета Брока опубликовали объемное долгосрочное исследование [в нем участвовало 1492 подростков в течение четырех лет] в котором проверялось влияние насильственных конкурентных и насильственных неконкурентных, а также ненасильственных неконкурентных игр. Они обнаружили по итогу, что соперничество намного больше влияет на мозг человека.

«Мы выявили, что после двух часов игры в день в проект, где есть соревнование с другими игроками, у испытуемых повышается уровень агрессивности в течение времени» – рассказал Шрейеру один из авторов исследования Брок Пол Адачи – «В то время как игры без насилия и без соперничества не вызывают подобного. Это наталкивает нас на мысль, что игры никак не влияют на общий уровень агрессии человека, чего не скажешь о постоянном соперничестве, которое подобные вещи вызывает».

В этом ведь есть смысл, согласны? Что будет больше раздражать вас, смерть от толпы пришельцев в жестокой Gears Of War или проигрыш своему брату в ненасильственной Mario Kart, который потом пол дня будет издеваться над вами, напоминая, что он лучше?

Заканчивает господин Шрейер следующим образом:

«Все эти вопросы и субъективность научных исследований, которые делают неоднозначные выводы, и неправильно излагаются, всё больше убеждают меня в том, чтобы избегать подобные репортажи и пресс-релизы. Просто сейчас недостаточно исследований или правильной методологии, чтобы прийти к верным научным выводам. В следующий раз, когда будете читать материалы о связи агрессии и видеоигр – имейте это введу.