Пустые карманы толкают к великому

История Alien началась в 1974 году, когда сценарист Дэн О’Бэннон после работы над картиной «Темная звезда», которую тогда еще снимал Джон Карпентер, решил поработать над многострадальной экранизацией романа «Дюна» и случайно повстречал на съемках Ридли Скотта и Ханса Гигера. Тогда еще они и не думали о том, чтобы сделать свой собственный проект, однако поладили.

После провала «Дюны» О’Бэннон вернулся в США из Италии [где проходили съемки] без гроша. Ему пришлось жить некоторое время у своего друга продюсера Рональда Шусетта. Дэн понимал, что ему нужно выбираться из этого ужасного состояния и срочно написать сценарий к фильму, который он сможет продать. Он вспомнил, как они с Шусеттом когда-то обсуждали идею фильма, как космонавты застряли на космическом корабле, который захватила неизвестная форма жизни.

Так он написал сценарий к фильму под название «Звездная тварь». Позже к О’Бэннону и Шусетту присоединился Уолтер Хилл, и вместе они начали штурмовать офис 20th Century Fox. Однако там не оценили их идею, поставив фильм в категорию «середнячков на один раз». Сценарий передавали от одного режиссера к другому, и после хождения по рукам он попал на стол к Ридли Скотту, который со словами: «Это будет Техасская резня бензопилой, но в научно-фантастическом сеттинге!» взялся экранизировать проект. В скором времени его переименовали в «Чужой».

Дорога в космос

Работа над фильмом начала кипеть, сценарий дописывали и разбавляли новыми сюжетными деталями. В это время Рон Кобб и Крис Фосс работали над дизайном корабля «Ностромо», а Жан Жирок [будущий дизайнер «Пятого элемента»] создавал костюмы. Однако в фильме не хватало одной маленькой детали – самой звездной твари, которую условно называли Чужой. Тогда Дэн вспомнил про Гигера и его альбом работ «Некрономикон», вышедший в 1977 году.

Ридли Скот листал это произведение, пока не наткнулся на иллюстрацию Necronom IV, где его ждал концепт идеального космического монстра. Однако само изображение немного выбивалось из общего настроения фильма, так как иллюстрация, скорее несла в себе гротескный и порнографический характер. Поэтому, внешность незваного пассажира пришлось немного подправить, чтобы он вызывал правильные чувства у смотрящих. В 1978 году с Гигером был заключен контракт о сотрудничестве, и он полностью взял на себя создание монстров.

Также О’Беннон придумал маленькую деталь с рождением Чужого, чтобы тот логично попал на корабль. Когда он был в Париже, то увидел в одном комиксе изображение, как из тела космонавта вылезает непонятное существо. Важно отметить, что в тот период у сценариста были проблемы с желудком, и он постоянно испытывал боль, будто его кто-то разрывал изнутри. Он вспомнил тот образ из комикса, наложил его на личный опыт и так по лору фильма паразит Чужой разрывал свою жертву изнутри и вырывался через грудную клетку.

Гигер разошелся не на шутку, он создавал декорации разбитого корабля жокеев, и все стадии развития Чужого пять месяцев. При этом руководство Fox это не устраивало, и они постоянно требовали, чтобы тот уменьшил размеры декораций и зала, где команда находит труп капитана корабля. Гигер наотрез вертел головой, так как по его замыслу люди должны были казаться ничтожными по сравнению с размерами корабля.

Ридли Скот придумал хитрый план, как угодить обеим сторонам. Декорации корабля уменьшили, а роль космонавтов с «Ностромо» в скафандрах играли дети, двое из которых были детьми самого Скотта.

Если говорить о касте актеров, то при его наборе произошло одно изменение. Изначально Рипли была мужчиной. В процессе переработки сценария было принято решение сделать всех героев такими себе унисекс, чтобы подобрать лучший каст не привязываясь к гендеру. Поэтому, когда Сигурни Уивер пришла на пробы, Ридли Скотт увидел в ней идеальную Рипли. До этого на эту роль утвердили актрису Веронику Картарайт, но после дебюта Уивер ей дали роль Ламберт.

Главного актера на роль Чужого Скотт заметил в баре. Трудно было пройти мимо парня с ростом 2, 18 метров. Это был Болажи Бодежио – выходец из племени Масаи. Он делил эту роль с каскадером Эдди Пауэлом.

Однако работа над фильмом была не простой. Так у Уивер обнаружилась аллергия на кошек, из-за влажности и высокой температуры декорации приходилось перекрашивать чуть ли не каждый день. Также руководство давило на съемочную группу из-за сроков и излишней жестокости, которая могла отпугнуть часть аудитории. Так, Fox порезали концовку, сделав ее менее жестокой. Ходят слухи, что изначальная концовка выглядела следующим образом: мы видим лицо Рипли, камера отдаляется, и мы понимаем, что это ее оторванная голова, которую держит в лапах Чужой.

В любом случае фильм вышел таким, какой он есть. Сегодня он насчитывает несколько сиквелов и приквелов, спин-оффы с Хищником, а также кучу игровых адаптаций.

Инопланетное послевкусие

После выхода картины произошло несколько интересных случаев. Сейчас вериться с трудом, но тогда в новостях писали, что во время показов фильма многих людей тошнило во время сцены рождения Чужого. Якобы некоторые кинотеатры настолько устали оттирать «вывернутый обратно попкорн», что самовольно вырезали эту сцену. Правда это или нет – кто знает. Однако точно можно сказать, что для актеров сама сцена была сюрпризом, ведь о ней знали только режиссер, сценарист и сам актер, ставший инкубатором по сценарию. Остальные не знали, как будет выгладить рождение пришельца. Кадр сняли с первого дубля.

Также немалую славу после фильма приобрело творчество Гигера. Он стал одним из популярнейших художников сюрреалистов того времени, в чьих работах смешались мотивы Алистера Кроули и Говарада Лаврквата. Основным источником его вдохновения можно назвать ночные кошмары, которые появлялись у художника из-за расстройства сна. На основе его работ разрабатывается игра Scorn. А также мотивы его творчества можно увидеть в SOMA и Dead Space.

Лучшие игры по вселенной Чужих

Как уже говорилось раньше, игр по этой франшизе вышло довольно много, но не все из них достойны вашего внимания. Вот небольшая подборка лучших игр про Чужого. Так сказать, маст хэв для знакомства.

Alien Trilogy

Сегодня можно найти эмуляторы этого произведения 1996 года. В свое время она стала своеобразным Doom с другими монстрами. Но это не удивительно, ведь ее выпускала id Software. Несмотря на то, что сюжетно она отличалась от трилогии фильма, у нее были такие плюсы как атмосфера, узнаваемость и напряженный геймплей. На фоне других аркад игра смотрелась значительным шагом вперед, так что пропускать ее не советуем.

Alien vs Predator 2

Если киношный кросовер до сих пор довольно спорное произведение, то вот его игровая адаптация вышла вполне неплохой. Примечательно, что игра показывала нам конфликт сразу с трех сторон, и мы играли за Чужого, Хищника и человека. Только пройдя все три сюжетные компании можно было увидеть историю полноценно. К удивлению, у разработчиков получилось сделать все три компании увлекательными, и мы получили сразу хоррор-шутер, хоррор-стелс и такой себе симулятор чудовища.

Alien: Isolation

Сказать, что это самая лучшая игра о Чужих – ничего не сказать. Это потрясающий хоррор, который идеально передает основную идею первого фильма. Игра невероятно интересная, вариативная в прохождении [на него вы потратите от 20 часов так точно], а главное, очень качественная и динамичная. Alien: Isolation походит на классически хорроры от Capcom, ведь игра довольно хардкорная и не сюсюкается с игроком. Alien: Isolation выглядит, играется и чувствуется как оригинальный фильм, поэтому ее можно назвать полностью аутентичной. В конце концов, мы играм за дочь Рипли. Игра по праву считается одной их лучших в 2014 году.

Только ради всего святого и не святого, ни за что не играйте в Alien Colonial Marine.

Это была история создания фильма «Чужой», и лучшие представители франшизы в играх.