Arma Z                                                       

Ни для кого не секрет, что DayZ, был обычной модификацией Arma 2. Мод был полон багов, с читерами и сложностью оригинальной игры. Но именно это народу и зашло. Впервые мы могли часами собирать припасы, а потом провалиться сквозь текстуру пола, упасть на первый этаж и умереть.

Подкупало геймеров то, что игра была песочницей со свободными просторами для отыгрыша роли выжившего. Патронов мало, умереть проще простого, выдать свою позицию – раз плюнуть. Типичный сценарий игры того времени: вы забредаете в заброшенный комплекс домов и видите человека [на сервере полно других людей], и не понятно, настроен он дружески или нет. Так как вы оба не понимаете чего друг от друга ждать – начинается пальба, на звуки сбегаются зомби, патроны кончились и все мертвы.

DayZ

Также зашла геймерам и Черноруссия, где разворачивались события DayZ. Для западных игроков такой антураж был в новинку и привлекал, а отечественные игроки испытывали неподдельное вожделение от постсоветской обстановки где все выглядело знакомо.

Удивительно, но у истоков мода стояла не какая-нибудь СНГешная команда модеров, а новозеландец Дин Холл. После того как он ушел из армии, помогал в создании Star Wars The Clone Wars. Игра оказалась провальной. Дин, похоже, решил, что будни военного намного приятней жизни разработчика и опять ушел в армию. Однако ему предстояло пройти переподготовку. Он попал на программу обмена опытом с Сингапуром и участвовал в 20-ти дневных военных учениях.  Отряд забросили в джунгли Сингапура с минимальным запасом еды. Дин чуть не сошел с ума, так как запасы быстро кончились, а у него не было сил. Он даже начал подворовывать еду у других. Один его товарищ окончил курс раньше и поделился с Дином остатками печенья, что растрогало его.

После возвращения домой Дин понял, что геймдев все же более приятная среда. Он решил подать документы на работу в Bohemia Interactive, и студия взяла его, так как была заинтересована в сотруднике с военным опытом. Сам Дин начал изучать архитектуру движка и делать свой собственный мод с элементами выживания, основываясь на воспоминаниях. Но начальству идея не зашла. Вдохновляясь комиксом «Ходячие мертвецы» он решил добавить туда зомби.

игра DayZ

Он попросил сообщество Arma 2 протестировать мод и через три месяца в него играли миллионы. Bohemia Interactive выделила Холлу пост директора проекта, улучшенную версию движка второй Армы и мод превратился в отдельный проект.

Зомби вирус

И пока полноценная игра DayZ Stand Alone [вышедшая в ранний доступ Steam] только делалась, начали появляться клоны, бессовестно копировавшие ее. Это и War Z, Rust и H1Z1, которые зашли публике, но не профильным игровым изданиям. В любом случае проекты были финансово успешными, а также запустили новый тренд на игры с упором на выживание. Хотя переплюнуть оригинал они не могли.

Подкупала DayZ и простором для полета фантазии. В игре не было четкого сюжета, что позволило игрокам фантазировать на тему произошедшего. Есть факт – зараженная Черноруссия, где произошел апокалипсис, но причина неизвестна. Временами игроки ловили странные радиосигналы по рации, которые отсылали к военным объектам, и  геймеры сочиняли истории о роли армии в апокалипсисе. Также была легенда о местном серийном убийце, после того как один игрок услышал ужасающую фразу «I see you», прозвучавшую из ниоткуда.

игра DayZ

В это время полноценная версия игры DayZ Stand Alone выглядела амбициозно. Нам обещали ввести жизненный цикл зомби, нормальную физику, строительство и кучу интерактивных предметов. Также Дин решил расширить лор игры и вместе со своим братом вирусологом написал аж 20 страниц текста о том, как вирус поражает мозг зараженного. Остальное же оставляли за игроками.

Развитие не той игры

Первая версия Stand Alone, вышедшая в раннем доступе, предложила не только измененную карту Черноруссии, но и скудный инвентарь, и  такой же лут. В скором добавили возможность носить одежду. Игру обещали перевести в бета версию к концу 2014, но, увы. Многие задуманные механики просто не работали на движке Arma, а физика была ужасающей. По итогу движок решили сменить, и пока этим занимались, пользователи потеряли к игре интерес.

игра DayZ

Дин Холл покинул проект и основал в Новой Зеландии свою студию, а команда DayZ начала долгий процесс имплементации нового движка. За три следующих года почти ничего не произошло. Патчи исправляли мелкие недочеты, при этом генерацию лута так и не чинили. Вы могли найти целый арсенал, но с трудом нарыть баночку бобов. В игру ввели транспорт, и вскоре удалили. Также Bohemia Interactive купила студию, которая занималась симулятором охоты. Людей из нее перебросили на  DayZ для создания охоты, в качестве альтернативы поиску консервов. В итоге на игроков постоянно нападали волки, а курицы безумно бегали по всей карте.

В это время оригинальный мод DayZ игроки модифицировали до неузнаваемости: строительство, физика, новые карты и транспорт. Также у него появились ответвления, которые предлагали сон для восстановления здоровья, адекватную смену дня и ночи, конструирование автомобилей и прочее.

игра DayZ

Такие моды как DayZ 2017 показали нам апокалипсис спустя много лет и давали  возможность найти себе танк. DayZ Epoch ввела в геймплей экономику и торговлю. Кароче, модов на мод было очень много. Игроки разделились на тех, кто играет в моды и тех, кто упорно ждал изменений в версии Stand Alone.

«Бум» 2018 и «Пшик» 2019

Неожиданно в 2018 году студия разработчик начала активно выполнять все свои прошлые обещания, вводя новые механики и анимации. Новый движок работал нормально, геймдизайнеры начали смотреть на уровни по-новому, а главное сделали нормальный сбор лута.

мод DayZ

В игре изменили управление, и придали ей динамичность. Зомби приобрели разнообразие, стали сбиваться в стаи, и как приятный бонус, с трупов часто можно было снять припасы или бинты. Но и это не конец, интерфейс стал более интуитивный, графика лучше, бои интересней, появился одиночный режим и вообще игра на Xbox One вышла, и О, МОЙ БОГ, перешла в бету!

Однако поле этого все опять затихло, и проект бросили на произвол судьбы. Постепенно после бурного развития настало полное затишье, игра уже никого не интересовала. Она стала просто олицетворением всего плохого, что было в раннем доступе стима. Казалось DayZ вообще не выйдет, как вдруг в 2019 она доползла до релиза. Хотя релизом это было трудно назвать. Бета версия получила патч 1.0 и ее кинули публике на съедение. В ней не было ничего нового, зато присутствовали баги из бета версии, зависания, лаги и несчастные 15-20fps. Что примечательно, оптимизация игры была нормальной в бета версии, но после патча 1.0 она просто рухнула.

ARMA DayZ

Почему так? Скорее всего, студия устала от раннего доступа и решила выпустить игру, чтобы перебросить часть сотрудников на более приоритетный проект. Им стал Vigor. Подробно об этом проекте мы писали тут.

Каков итог? Наверно, не стоит ждать, что игра станет тем самым идеальным проектом, который нам обещают не первый год. Сообщество уже может предложить вам намного больше, чем разработчик, поэтому ту самую игру мы будем выбирать себе сами. Такая была история DayZ, которая прозевала собственный тренд и вряд ли уже сможет вызвать интерес.