К 2020 году репутация студии всегда является важной часть любой дискуссии о новом тайтле. Что забавно, еще не так давно большинство зрителей аниме даже не знали о студиях, производящих контент, который они потребляют. Особенно когда речь шла о старом аниме, которое многие смотрели еще в детстве по телевизору или на пиратских кассетах.

Я бы сказал, что в последние годы студия стала важным предметом обсуждения для отаку и одним из основных факторов, которые следует учитывать при производстве. Это отличается от западного подхода к кино, где больше внимания уделяют режиссерам, а не компаниям, снимающим фильмы.

Сравнимым аспектом западных мультфильмов является канал или сеть - например, Cartoon Network, Nickelodeon и Disney Channel. Хотя эти сети действительно имеют определенную степень важности, но далеко не такую, как студии создающие контент. Как минимум это не так важно для аниме.

Сегодня аниме в основном просматривают через потоковые сервисы, а не по телевизору [эта эра давно прошла]. Из-за этих различий аниме чаще ассоциируется именно со студией.

Основная причина, по которой студии стали такой важной частью аниме-культуры и столь широко обсуждаемым предметом разговора, заключается в том, что многие их них за эти годы создали свой уникальный образ. То, что отличает одну конкретную студию от другой, будь то уникальная визуализация аниме, определенные тропы или темы. Практически тут аниме индустрия пересекается с игровой, где ты знаешь чего ждать от творчества конкретного разработчика.

Например, студия SHAFT имеет насыщенные цвета, стилизованные фоны. Есть студии, которые процветают благодаря очень сильной репутации, такие как Madhouse, которая славится многими высококачественными адаптациями манги и разнообразием шоу, а также высоким качеством анимации. Такие студии, как Pierrot и Toei, известны своей приверженностью одной демографической группе, в их случае это сенены для мальчиков подростков как One Piece , Naruto и Bleach. Есть студии, известные производством аниме определенного жанра - например, Sunrise, производящие меха аниме или Kyoto Animation работавшие в жанре повседневности. А такие студии как Studio 4 ° C известны своим экспериментальным подходом.

И все бы могло продолжаться и дальше, если бы в студии не работали люди, склонные менять свое место работы. Подобная студийная миграция является ключевым моментом того, почему аниме известных студий склонно меняться. Основная идея очень проста: студия не может создавать аниме, люди, стоящие за студией, несут ответственность за его создание. Когда некоторые из этих людей решают покинуть ее, очевидно, что она больше не будет прежней. За последние несколько лет было много подобных случаев. Например, когда соучредитель Madhouse Масао Маруяма покинул ее, а режиссеры Хидеаки Анно и Хироико Имаиси ушли из Gainax. А без них, например, Gainex вряд ли создаст второй «Евангелион» или «Гуррен-Лагенн».

Что происходит, когда эти люди уходят? Обычно они уходят создавать свои собственные студии. В случае с Имаиси он объединился с некоторыми другими бывшими сотрудниками Gainax, чтобы создать Studio Trigger, в то время как Анно ушел, чтобы создать Studio Khara и Rebuild of Evangelion, а Маруяма покинул Madhouse, чтобы открыть Studio MAPPA. С этими людьми прошлую студию покидает особенный дух.

Кто-то переживает подобное особо тяжко, как в случае с Madhouse, которые после ухода Маруямы очень долго восстанавливали силы пытаясь компенсировать его отсутствие молодыми талантами.

Из других примеров «миграции» — бывшие сотрудники Brain's Base уходят создавать студию Shuka, бывшие сотрудники Production IG открывают Wit Studio, а ушедшие из Sunrise создают Studio Bones.

Сразу возникает вопрос, почему известные личности предпочитают покинуть именитую студию, которую все знают и любят, чтобы создать новую, без какой-либо репутации. Чаще всего всему виной тому творческие разногласия и эмбарго на многие идеи. Все довольно просто, когда ты видишь, как руководство делает что-то неправильно, спустя время появляется желание уйти и сделать все так, как ты считаешь нужным. Потом твои подчиненные посчитают твои действия неправильными и захотят сделать все по своему…. Ну вы поняли.

Излишне говорить, что когда вы создаете свою собственную студию, у вас гораздо больше свободы в отношении того, какой тип аниме вы можете создать, и меньше преград, сквозь которые нужно пробраться. Любого творца огорчает, что он не может работать над тем типом аниме, над которым хочет, или не иметь столько творческого контроля, сколько им нужно. Учитывая эти трудности, вы не можете винить людей за то, что они ушли, чтобы создать свои собственные студии.

Многие режиссеры аниме-фильмов известны тем, что имеют свои собственные студии и полный творческий контроль над работой. Некоторые примеры включают Хаяо Миядзаки и Исао Такахату, создавших в свое время Ghibli после не лучшего сотрудничества с Toi. Мамору Хосода создавшего Chizu, чтобы помочь продюссировать два своих последних фильма. Другая причина создания новых студий заключается в том, чтобы продолжить или перезапустить старую франшизу. Например, я вспоминал как Хидеаки Анно продолжает «Евангелион» на безе Khara, или Shuka, занимающаяся Durarara !! и Natsume Yuujinchou, которые были первоначально созданы в Brain’s Base.

Поэтому если вам интересно, почему ваша любимая студия больше не делает хорошее аниме, скорее всего, потому что люди в студии, которые создавали его — покинули ее. Создатели в студии это то, что делает ее тем, чем она является; без этих людей она просто бренд. Мы обязательно увидим еще много упадков гигантов, и открытий новых бриллиантов, созданных для того, чтобы достичь большей творческой свободы в будущем. Какие долгосрочные последствия окажет миграция создателей между студиями на индустрию, и какой следующий гигант падет? Увидим со временем.