Что такое  Disco Elysium? Нуарный детектив, симулятор собирания бутылок, справочник по алкогольно-наркотическому трипу или всего лишь пример того, почему не стоит слушать свой галстук. Точного ответа не существует, ведь истина всегда многогранна. И поверьте, в Disco Elysium куда больше граней, чем может показаться на первый взгляд.

Трудно поверить, но игра вышла в 2019 году. Однако ее популярность только нарастала. Во многом это связано с появлением прекрасной русской локализации – миллионы жителей стран СНГ смогли опробовать игру, что подарило проекту вторую волну популярности. Чуть позже вышел еще и потрясающий The Final Cut, где разработчики добавили новые квесты и даже озвучку.

Оригинальный сюжет, неподражаемый полицейский алкоголик и его «тараканы» в голове стали чуть ли не главной изюминкой игры. Однако Disco Elysium не совсем типичный проект коммерческой индустрии игр. Идеи прорабатывались еще с 2005 года, поэтому игра вышла не просто типичной RPG, а настоящим творческим высказыванием.

Город в стиле Диско

Первый и самый главный вопрос – а где же то самое Диско? И нет, зажигательные танцы и душераздирающая песня Гарри Дюбуа никак не оправдывает это название. Чтобы ответить на этот вопрос, придется немного углубиться в этимологию слов.

Слово «disco» — происходит от латинского глагола «discere», означающего «учиться, изучать». Таким образом, мы получаем «Изучение Элизиума». И действительно, большую часть времени в игре вы знакомитесь с окружающим миром – базовые термины, политические направления, исторические пласты города. Разные истории буквально пропитывают каждый переулок и полуразрушенный дом, а вы как педантичный историк или археолог осторожно стряхиваете пыль. 

А что по поводу того самого Elysium? Здесь есть сразу несколько интерпретаций. Первая – это название самого мира, в котором проживает наш герой – Элизиум. В такой интерпретации мы буквально получаем название «изучение, исследование мира».  Но давайте еще раз обратимся к греческой мифологии. В ней «Элизиум» - это часть загробного мира, а точнее обитель душ блаженных. Место, где царит вечная весна и души наслаждаются «блаженством».   Вот только Мартинез – далеко не самое лицеприятное место. Так в чем же смысл?

«Elysium» здесь трактуется ни сколько как место, а больше как состояние – «блаженство», то есть состояние духовной целостности. Вот только у Гарри все как раз наоборот – он раздроблен, разрушен и в его голове орудует целых 24 личности. В таком контексте Disco Elysium приобретает еще более глубокий смысл – изучение самого себя, поиск духовного равновесия и  того самого «блаженства» души.

Сквозь пространство и время

Вы наверняка заметили, что наш прокуренный алкаш (антагонист) не просто общается с трупами, галстуками и черт знает кем еще. Он буквально может слышать мысли города и его прошлое. На первый взгляд – ничего удивительного, с учетом его суицидального запоя. Но как мы могли убедиться, Disco Elysium учит смотреть глубже…

И здесь стоит немного рассказать про мироустройство Элизия. Мир разделен на так называемые «изолы» - острова, мини-континенты, называйте как вам удобнее. Вот только между ними лежит не океан, как мы привыкли в нашей реальности. Кусочки суши и воды разделяет некая «серость».

Ее нельзя увидеть или почувствовать – это не просто какая-то субстанция, а фактически – отсутствие материи как таковой. Путешествовать сквозь серость возможно, но крайне небезопасно. При долгом нахождении человек способен потерять свою личность, забыться, сойти сума. В игре также упоминается одна из теорий, что серость состоит из «разрушенной информации прошлого». Проще говоря – это информационный шум, отголоски событий, которые произошли десятки или даже сотни лет назад.

Но что будет, если серость начнет просачиваться в материальную часть Элизия? Как оказалось, это более чем реально – разработчики посвятили этой теме полноценный квест в церкви. Дыра в пространстве и времени. Получается, что те самые отголоски прошлого витают в воздухе – и Гарри способен их улавливать.

Так ли это? Или многочисленные монологи лишь не больше чем обычный художественный прием разработчиков  – на этот вопрос вам придется ответить самим.

Концепция Мирового разума

Можно заглянуть в Disco Elysium еще глубже и отыскать отголоски концепций некоторых именитых философов. Например, анализ роли личности в истории.

Немецкий философ Гегель в своих трудах писал, что всю человеческую историю направляет некий Мировой разум, в том числе, через крупнейших исторических личностей. В Disco Elysium они называются «Невинностями» - за всю историю мира было шесть таких личностей. Каждая из них считалась чуть ли не божеством, и появление каждой приносило новую техническую или духовную революцию.

Последняя из Невинностей – Долорес Дэй, чье изображение со светящимися легкими мы и можем увидеть в церкви. Эта женщина была олицетворением справедливости, величия, невинности и одиночества. Те, кто видел ее вблизи утверждали, что иногда она даже забывала дышать… Было ли все это лишь преувеличением или Невинности действительно некие сверхсущности – неясно. Однако игра заставляет задуматься над одним интересным вопросом – действительно ли мы сами пишем историю или все уже предопределено?

Все дело в том, что в Disco Elysium «просачиваются» небольшие намеки, что Гарри Дюбуа – новая, седьмая Невинность. В голове нашего детектива уживаются целых двадцать четыре личности, он каким-то невероятным образом получает от них всяческие факты и, как не парадоксально, раскрывает дело. Это не говоря о загадочном взаимодействии с серостью. Да и не случайно, что в своих «видениях» Гарри встречает бывшую именно в облике Долорес Дэй.

Помните про вопрос – движут историей великие личности или некий разум, который предопределяет наши действия? Есть ли у нас реальный выбор в Disco Elysium или все уже предопределено?  Игра действительно дарит определенную нелинейность – но основная линия событий остается неизменной. Так кто же пишет судьбу?

И это не говоря о многочисленных политических течениях, каждое из которых в той или иной мере открывает для вас новые знания об истории Элизия. Но введены эти политические взгляды совсем не для бонусов к характеристикам героя. Разработчики буквально спрашивают игроков – как вы относитесь к капитализму и рыночной экономике? А что насчет партизанской войны или колониализма? И внимательные игроки обязательно увидят в этих вопросах переплетения с реальным миром. Даже история упавшего и завядшего Ревашоля плотно переплетается с реальной. Не забывайте, что разработчики из Прибалтики.

Disco Elysium – это как многогранная игральная кость. С каждой новой стороны тебя ждет интересное открытие.  Игра балансирует на грани линейности и нелинейности, но что самое важное – ее определенно можно и даже нужно проходить несколько раз. Только так вы сможете раскрыть всю глубину Disco Elysium.

Популярные публикации

Самые популярные публикации по теме
за сто дней