Бей или беги

Игры жанра выживания могут вращаться вокруг довольно страшных тем, где так же как и в хоррорах игрок может либо сражаться, либо бежать. При столь схожей концепции, от этого игры не превращаются в полноценный survival horror. Несмотря на то, что страх за жизнь нашего персонажа, постоянная угроза и жуткая эстетика объединяют их, есть важная вещь, которая делает их отличными — контроль ситуации.

В играх на выживание вам дают больше свободы благодаря крафту. Вы можете построить себе убежище, смастерить оружие, начиная от обычной деревянной дубины, заканчивая полноценным мечом. Игра дает огромное число вариантов взять ситуацию под контроль при помощи обильных возможностей бороться со своими страхами. Чувство постоянного роста и приобретения контроля над окружением, возвышение в пищевой цепочке мира позволяет побеждать страх. Если вы играли в игры жанра survival, где большой акцент делался на хоррор составляющей, как например в The Forest или Day Z, вам наверняка знакомо это чувство. Именно это является одним из ключевых отличий — игрок познаёт опыт выживания среди ужаса, когда в проектах родственного жанра сталкивается с ужасами выживания.

Например, когда вы только начинаете играть за беспомощного гоминида в Ancestors: The Humankind Odyssey, вам постоянно угрожают другие существа, начиная от змей, заканчивая саблезубыми тиграми. Ваш несчастный прото homo sapiens начинает дрожать от страха каждый раз, когда встречается с любой угрозой. Но со временем, когда эволюционные процессы берут свое – вы покоряете мир, расширяете племя и учитесь противостоять враждебному миру, истребляете заточенными палками и камнями любого кошачьего на своем пути. И пока ваш гоминид кричит и бьет себя в грудь над трупом очередного крупного хищника, вы понимаете, что настоящий хищник в этой игре — вы сами.

По сути, игра дает вам так много возможностей и контроля, что вы сами превращаетесь в того, кого так долго боялись, дабы сохранить свое преимущество и доминирование.

Точно также в Day Z сначала вы учитесь приспосабливаться жить в мире полном зомби, медленно погружаясь в его мрачную атмосферу упадка. Но со временем, когда игрок проходит определенный порог и осваивается, он понимает, что зомби — просто безмозглые мешки с костями. А вот кого нужно по-настоящему бояться — это других игроков.

Обобщая, в играх жанра survival вы постоянно боитесь, чувствуете напряжение, но это не первородный страх, а боязнь того, что есть кто-то или что-то, что может свести на нет весь ваш прогресс или разрушить то, что вы так долго строили. Поэтому вы стремитесь доминировать, чтобы такого никогда не произошло. Вы можете пытаться играть никого не трогая, но порой самый действенный вариант — устроить геноцид своих врагов, чтобы не волноваться. В конце концов, если у вас есть такая возможность — смысл ей не пользоваться?

Тьма смотрит в тебя

А вот если мы говорим о survival horror, то игры данного жанра наоборот пытаются ограничивать вас как можно сильнее. Вы всегда слишком напуганы во время того как прячетесь от сталкера, чтобы думать о том, как вам переломить ситуацию в свою пользу. Зачастую игрока делают настолько беспомощным, что скрываться или бежать — единственная доступная мера. Некоторые игры дают вам возможность защищать себя, но зачастую оружие — это просто способ задержать наступление врага, а не противостоять ему. Да, рядовые враги из Silent Hill падают после нескольких ударов железной трубой, но пока я сражаюсь с ними, я думаю не о том, как поднялся в плане доминирования над ними, а молю высшие силы, чтобы очередная медсестра поскорее умерла, ибо у нее есть все шансы прикончить меня.

А вот если мы говорим о Мистере Икс или Немезиде, что же – тут нет других вариантов, кроме как нестись вперед, не оборачиваясь назад.

Главное отличие survival horror от обычного survival в том, что игра пытается сделать вас как можно более уязвимым. Она активно сдерживает вашу свободу действий и чувство контроля. Игрока заставляют быть напряженным до самого конца, чтобы позже он испытал катарсис. Вы не боитесь потерять свой прогресс, так как у вас, по сути, нет прогресса кроме простого продвижения вперед по сюжету. А если вы умрете, у вас хотя бы есть сохранение. Главное просто преодолеть страх, чтобы потом хвастаться, что вы хардкорный геймер переживший встречу с Пирамидоголовым. Но вы также признаете, что второй раз, наверно, будет лишним.

Подводя итог, эстетика ужаса и хоррор составляющая играют важное значение как в survival, так и survival horror, но именно отсутствие у игрока возможностей контролировать ситуацию делает их такими разными. Во втором случае мы не можем стать самым сильным существом в мире игры, и способны действовать в пределах банальных человеческих возможностей.

Вы играете в Valheim, для того чтобы построить себе собственное небольшое поселение и быть первым викингом на деревне. А убегая от Леди Димитреску, ее дочерей или очередных оборотней в новой Resident Evil вы знаете, что главным будет кто угодно, но не вы. Однако именно за этим чувством, сродни какому-то БДСМ, вы и пришли.

Популярные публикации

Самые популярные публикации по теме
за сто дней