1980-е

Официально рассматриваемый нами научно-фантастический жанр киберпанка зародился вместе с одноименным рассказом писателя-фантаста Брюса Битке в 1983 году, который озаглавил сеттинг, но с его истинной концепцией, которым сегодня характеризуются киберпанк, имел мало общего. Настоящим же «отцом» киберпанка можно считать Филиппа Киндреда Дика, а романы Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга логическим продолжением идей, рисующих темное технологическое будущее, в которое мы с вами неминуемо двигаемся в реальной жизни.

История жанра киберпанк в играх: от Blade Runner до Cyberpunk 2077

Первые игры в жанре киберпанк, как и культовые тематические кинофильмы, начали появляться в том же десятилетии, но чтобы сузить список рассматриваемых проектов предлагаем определить основные особенности киберпанка как фантастического жанра. Остановимся на следовании концепции High Tech, Low Life (Высокие технологии, Низкий уровень жизни), антиутопических настроениях, расслоении общества, верховенстве корпораций над официальными властными структурами и акценте на модификации окружающей действительности, как виртуальной с помощью технологий дополненной реальности, так и физической посредством вживление в тело человека различных аугментаций и кибернетических имплантов.

Первой игрой в рассматриваемой нами жанре стала выпущенная в 1985 году на ZX Spectrum игра Blade Runner, созданная, как ни странно, не по мотивам шедевра Ридли Скотта, а разработанная под вдохновением от саундтрека Вангелиса, написавшего музыку к фильму. Таким образом, разработчики смогли создать проект даже после того, как у них не получилось купить права на игровую адаптацию кинофильма. Впрочем, несмотря на статус неофициальной игры по мотивам в Blade Runner узнавались многие элементы прародителя, вроде самой профессии «бегущего по лезвию» и репликантов, названных в игре риплидройдами, за которыми предстояло охотиться игроку.

История жанра киберпанк в играх: от Blade Runner до Cyberpunk 2077

Несмотря на узнаваемую стилистику Blade Runner оказался игрой примитивной и даже не пытающейся раскрыть заложенный в киберпанковый сеттинг темы. Гораздо интереснее обстоит дело с выпущенным в 1988 году силами Interplay квестом Neuromancer, созданного по мотивам одноименного культового произведения Уильяма Гибсона. Благодаря акценту игры на сюжете и взаимодействии с персонажами разработчикам удалось показать негостеприимную антиутопию в декорациях Японии 2058 года, граждане которой живут одновременно в реальном и виртуальном мире. Виртуальный мир, названный по законам жанра киберпространством, впервые дебютировал в гейминге именно в Neuromancer, представляя собой попытку передать с помощью двухмерных технологий 3D-изображение.

История жанра киберпанк в играх: от Blade Runner до Cyberpunk 2077

Истоки первого киберпространства в играх с легкостью узнаются в Cyberpunk 2077, вот только в проекте польских разработчиков виртуальная реальность получила название «брейнданс».

1990-е

Настоящим расцветом для киберпанка стало следующее десятилетие, которое подстегивалось интересом общественности к антиутопическому фантастическому жанру благодаря техническому прогрессу и просачиванию в западную культуру таких культовых аниме, как «Акира» и «Призрак в доспехах». Можно даже сказать, что период с 1993 по 1994 годы оказался определяющим для жанра в игровой индустрии.

Одним из самых значимых релизов стала экономическая стратегия с элементами тактики Syndicate, выпущенная Electronic Arts в 1993 году. Игра не базируется на сторонней лицензии, вместо этого предлагая погрузиться в собственное видение киберпанковой вселенной. Сюжет игры происходит в 2096 году, когда вся мировая власть находится в руках синдикатов, представляющих собой конгломерат корпораций. Мечты о безоблачном будущем дополнительно разбиваются вживлением в головной мозг обычных граждан чипов, из-за чего им вместо реального мира приходится довольствоваться жизнью в виртуальной реальности, жить в иллюзии. В итоге Syndicate оказался одним из первых массовых развлекательных продуктов, поднимающих тему достоверности воспринимаемой нами реальности.

История жанра киберпанк в играх: от Blade Runner до Cyberpunk 2077

Еще одна отличительная особенность игры – вместо привычного положительного героя нам отводится роль плохих парней. Взяв управление за команду из четырех специальных агентов синдиката нам предстоит строить козни против конкурирующих корпораций, убивать влиятельных персон и заниматься терроризмом. Тактические вылазки за агентов – одна из двух частей игры, когда во второй мы занимаемся развитием и захватам регионов, пока под нашей властью не окажется весь мир. Геймплейная формула может показаться знакомой всем поклонникам XCOM, ведь именно Cyndicate заложил основы жанра, миксующего элементы тактики и экономической стратегии.

Несколькими месяцами позже на свет появилась еще одна влиятельная киберпанковая игра – Shadowrun, разработанная по мотивам одноименной настольной игры. Представляя собой микс партийной RPG с элементами экшна проект стал одним из первых примеров того, как следует качественно адаптировать «настолки» в формат видеоигры. Изумительный саундтрек, который даже сейчас не стыдно слушать отдельно от игры, вариативная прокачка и адреналиновые бои вместе с каноническими для сеттинга путешествиями в киберпространство и взломом компьютера могли приятно удивить, но больше всего восторга вызывал сюжет.

История Джейка Армитиджа радовала как юмором, так и нуарной атмосферой детектива, где главный герой после амнезии восстанавливал по крупицам воспоминания из своего прошлого и словно Джонни Мнемоник переносил секретную информацию на чипе в своем мозгу.

История жанра киберпанк в играх: от Blade Runner до Cyberpunk 2077

Еще одной вехой, определившей жанр киберпанк в играх, стал выпущенный в 1994 году квест Beneath a Steel Sky. В отличие от упомянутых выше проектов игра Revolution Software не удостоился такой же славы в геймерских кругах, но до сих пор заслуживает внимания уже хотя бы благодаря Чарльзу Сесилу, возглавляющему разработку квеста и ответственному за серию Broken Sword, и ведущему художнику Beneath a Steel Sky Дэйву Гиббонсу, приложившему руку к созданию комиксов Watchmen. Основные преимущества игры логически проистекают из персон ее главных разработчиков: от Сессила Beneath a Steel Sky достался увлекательный и полный юмора сюжет в мире, разделенном на 6 островов-государств после глобального катаклизма, а от Гиббонса яркий и узнаваемый графический стиль.

История жанра киберпанк в играх: от Blade Runner до Cyberpunk 2077

Наконец, в том же 1994 году вышла одна из важнейших игр не только в жанре киберпанк, но и всего десятилетия – System Shock. Когда о знаменитой игре от Looking Glass Studios начинается разговор, то в первую очередь восхваляют инновационный геймплей, ставший основой для всего жанра immersive sim в целом и Cyberpunk 2077 в частности, но сюжет System Shock тоже не стоит списывать со счетов.

Рассказываемая история хакера, вынужденного путем шантажа отправиться на космическую станцию Цитадель для взлома искусственного интеллекта SHODAN, умело затрагивает многие из привычных для жанра киберпанк тем: опасность ИИ, биологическое оружие и модификации человеческого тела путем ввода имплантов. Вместе с этим необычна была также подача сюжета с помощью разбросанных по уровню аудиологов, позволяющих прослушать записи работников станции.

История жанра киберпанк в играх: от Blade Runner до Cyberpunk 2077

Впрочем, по-настоящему культовый статус игре обеспечил вариативный геймплей, помещавший игрока внутрь враждебной среды, где поощряется дотошное исследование уровней и проявление фантазии к прохождению игры различными способами. Многое из того, за что в геймерской среде так полюбился геймплей Deus Ex, Dishonored или Bioshock было заложено в оригинальном System Shock, а иногда и вовсе превосходя их по степени вариативности. Что касается свойственных для жанра киберпанк особенностей, то именно в System Shock киберпространство было впервые выполнено в честном 3D, а тело можно было улучшать посредством вживления кибернетических имплантов.

Еще одна значимая игра в жанре киберпанк – point-and-click адвенчура Blade Runner, выпущенная в 1997 года на ПК. В отличие от опоминавшегося выше самозванца образца 1985 года квест оказался полноценной игровой адаптацией кинофильма и несмотря на отсутствие детектива Рика Декарта в целом повторял сюжет произведения Ридли Скотта.

История жанра киберпанк в играх: от Blade Runner до Cyberpunk 2077

В случае с Blade Runner 1997 года больше интересно не столько то, как разработчики исследуют тему киберпанка, сколько геймдизайнерские решения и используемые технологии. Нелинейный детективный сюжет, где путем сбора улик и разговора с подозреваемыми придется отделить репликантов от людей, случайный выбор игровых «ролей» персонажам, из-за чего при каждом прохождении список репликантов менялся, 16 концовок и использование воксельной графики – игра приятно удивляет даже 23 спустя даты релиза.

2000-е

Новому тысячелетию следовало наступить уже ради триумфального выхода Deus Ex в 2000 году, который как минимум до появления Cyberpunk 2077, считается вершиной жанра киберпанк в играх, как в плане сюжета, так и геймплея. Разработчики не стали размениваться и под микроскопом рассмотрели практически все затрагиваемые в жанре темы.

Антиутопическое будущее, классовое расслоение, теории заговора, власть теневого правительства, биологическое оружие, искусственный интеллект и модификация тела посредством аугментаций, благодаря которым человек по возможностям приблизился к богам, но бесконечно отдалился от того, что мы называем человечностью, проявляя свои худшие качества. Deus Ex – живая классика жанра, которая рекомендуется для всех, кто хочет погрузиться в пугающее будущее киберпанка.

История жанра киберпанк в играх: от Blade Runner до Cyberpunk 2077

Геймплей Deus Ex – стал отражением сеттинга, концентрируясь в первую очереди на свободе выбора в способах прохождения, которые во многом зависят от того, какие импланты вы вживляете в тело. Глаза, торс, руки, череп, ноги, кожа – каждая часть тела модифицируется, предоставляя гигантский простор для стилей и методов решения геймплейных задач.

Как ни странно, но следующий заметный релиз в жанре вышел 8 лет спустя от Electronic Arts – завязанный на паркуре от первого лица экшн Mirrors Edge. На какие-либо откровения в сюжете здесь не стоит рассчитывать, наоборот, он был чуть ли не наиболее критикуемым аспектом игры. История Фейт в Городе Зеркал, на вид благополучном, но погрязшим в военизированной деспотии тоталитарном государстве вряд ли способна осесть надолго в голове. Впрочем, сама идея профессии Фейт, которая вынуждена доставлять сообщения между людьми, решившими миновать просматриваемыми государством официальные средства передачи информации, кажется достаточно интересной идеей.

История жанра киберпанк в играх: от Blade Runner до Cyberpunk 2077

Больше всего в Mirrors Edge удивляет стилистика города, при создании которой разработчики отринули киберпанковые штампы, рисующие нам утопающие в грязи и свете неоновых вывесок технологические города будущего. Город Зеркал – ослепительно светлое, яркое место для жизни, чистота которого граничит с больничной стерильностью.

2010-е

После пришествия Deus Ex в начале тысячелетия и броского Mirrors Edge следующий проект, оставивший заметный след в истории жанра киберпанк в играх – Deus Ex: Human Revolution. Сюжетно игра выступила приквелом культового предшественника и в центре истории ставила сотрудника компании «Шариф Индастриз» Адама Дженсена, который стал на пути у террористов, из-за чего лишился рук, потерял возлюбленную и после операции сам стал тем, кого недолюбливал – аугментированным человеком, новой ступенью человеческой эволюции и переходным звеном между людьми и машинами.

История жанра киберпанк в играх: от Blade Runner до Cyberpunk 2077

Меланхоличные настроения и социальное расслоение, вызванное модификациями тела, красной нитью проходит через весь сюжет и философию игры. Пожалуй, редкие произведения в жанре киберпанк показывают столь явно высокую цену, которую придется заплатить человечеству за технологический прогресс. Что касается геймплея, то Deus Ex: Human Revolution в целом повторял парадигму предшественника, предоставляя пускай и меньший, но по-прежнему впечатляющий простор возможностей для прохождения игры

Вышедший 5 годами позже сиквел Deus Ex: Mankind Divided продолжает заложенную в Human Revolution сюжетную линию, где к аугментированным людям начали относиться с еще большим презрением и опаской, помещая их в гетто внутри городов. Несмотря на то, что Mankind Divided на релизе подверглась критике за «оборванный» на полуслове сюжет, проект все равно крайне рекомендуется к ознакомлению. Скажу даже больше: Deus Ex: Mankind Divided – одна из лучших игр в жанре киберпанк. Геймплейная формула Deus Ex по сравнению с Human Revolution вышла на новый уровень, а игровая версия Праги радует умопомрачительным количеством секретов, лазеек и заданий, которые ждут каждого, кто решится уделить игре несколько десятков часов своей жизни.

История жанра киберпанк в играх: от Blade Runner до Cyberpunk 2077

Теперь мы подобрались к Cyberpunk 2077 и эту страницы истории жанра киберпанк нам еще предстоит открыть, вживаясь в роль Ви, участвуя в спорах с Джонни Сильверхендом и исследуя потаенные заколки Найт-Сити. CD Project RED пошли ва-банк, вложив гигантские средства в игру жанра киберпанк, громкие представители которого в последние годы оказались финансовым провалом – Blade Runner 2049 и Deus Ex: Mankind Divided. После Cyberpunk 2077 киберпанк, как культурное явление в целом, ждут значительные перемены в любом случае, исход которых будет зависит от финансовых показателей игры и отсчетов инвесторам.

История жанра киберпанк в играх: от Blade Runner до Cyberpunk 2077

Читайте также обзор главных мегакорпораций и банд в Cyberpunk 2077.