Хаос и порядок

«Лучше ли жить свободно в мире хаоса или жить безопасно в упорядоченном мире чужого контроля?». Это одна из главных тем в обширной истории игры. Вы играете за Джей Си Дентона, правительственного агента, улучшенного аугментациями, которые наделяют его сверхчеловеческими способностями.

Когда начинается игра, он работает в отделении Организации Объединенных Наций, созданной в ответ на растущую угрозу международного терроризма. Но узнав, что его боссы связаны со зловещим заговором иллюминатов, он присоединяется к своему брату Полу, чтобы быть в сопротивлении.

Первый уровень, Остров Свободы, демонстрирует все самое лучшее, что тебе предлагает открытый дизайн игры и поощряет творческое мышление. Он меньше других уровней, но все еще можно найти разные способы его прохождения. Статуя свободы не только обеспечивает полезную навигационную точку, но ее пропавшая голова, уничтоженная террористами, является запоминающейся частью мирового дизайна, как бы намекая, что все не совсем круто в этом антиутопическом видении будущего.

Главное, что замечаешь на этом уровне — богатая вариативность. Террористы захватили остров, и вам нужно его отбить. Но как это сделать — уже непонятно. Вы можете проникнуть в нужную локацию через разные входы, но одни труднее других. Если вы хотите войти через входную дверь, вы можете. Но вам придется найти ключ, взломать несколько камер и разобраться с ботом безопасности. Или вы можете сложить ящики, чтобы подняться к статуе и вообще избежать систем безопасности, но вам придется иметь дело с группой террористов на открытой территории без особого укрытия. Вы изучаете окружение с помощью экспериментов, и это является частью того, что делает Deus Ex такой привлекательной игрой. Вам представлены комплексные головоломки, и игра заставляет вас самого понять, как их решить. И когда вы находите решение — это очень приятно.

Живой мир

Однако только на одних драках и скрытном проникновении все не кончается, так как у игры комплексный открытый мир. Deus Ex – это достаточно большая для своего времени игра с тремя городами: Нью-Йорком, Гонконгом и Парижем и еще несколькими другими локациями, включая Зону 51.

Причем от места к месту вы наблюдаете разную обстановку темного будущего. В Нью-Йорке вы становитесь свидетелями разрушительного воздействия таинственного вируса известного как Серая смерть, в то время как в Гонконге вы объединяетесь с триадами, чтобы разоблачить иллюминатов, а в Париже вы много времени проведете в его катакомбах. В этих городских центрах скрыто так много секретов и философcких разговоров с NPC - что полное прохождение игры может легко занять 50 часов.

При этом Iron Storm пошли от противного и хотели показать масштабы, за счет плотного наполнения небольшой локации. Как бы парадоксально это не звучало. И тут снова можно провести параллель с Cyberpunk 2077, где нам также обещают не такую большую карту, как например, в третьем ведьмаке, зато очень плотную и проработанную.

И эта плотность Deus Ex — еще один большой плюс. Вы можете постоянно толкать что-то, включать, взаимодействовать. На уровнях много деталей, с которыми можно экспериментировать, начиная от сливного бачка заканчивая сложными системами защиты. Все это [весь мир, а не только сливной бачок] создает иллюзию, что мир живет без игрока своей собственной жизнью.

При этом разработчики не упустили возможности подшутить над любопытными игроками. Например, если во время исследования штаб-квартиры UNATCO вы зайдете в женский туалет, то в дальнейшем ваш босс выругает вас за этот проступок. Это один из тех случаев, когда действия игрока имеют хоть какое-то влияние на мир. Это маленькая деталь, но один из бесчисленных крошечных моментов, которые усиливают идею, что вы оказываете на него воздействие, а не просто существует в нем.

Отличный пример подобного есть также на уровне Hell's Kitchen. Брат Дентона Пол, которого в итоге преследуют иллюминаты, скрывается в грязном отеле. После завершения нескольких миссий в Нью-Йорке, дом Пола становится известен иллюминатам, и они посылают отряд «людей в черном», чтобы убить его.

Эти парни вооружены тяжелым оружием и могут выдержать много урона. Пол говорит вам бежать через окно в ванной. Если вы сбежите, Пол умрет и больше никогда не появится в игре. Но как я знаю, вы можете не убегать, как сделало бы большинство игроков, а остаться и какими-то особыми силами победить солдат, и тогда все изменится. Пол выживет и в дальнейшем появится в Гонконге. Deus Ex в равной степени дает игроку возможности, но при этом не лишает его преград. Это отображено как в сюжете, так и в геймплейных деталях, таких как влияние окружения на героя, наподобие того, что электричество разряжает вашу батарею.

В итоге герой сталкивается с боссом, не в классическом понимании, когда плохиш убит, а наоборот, он начинает беседовать с предполагаемым злодеем на тему контроля хаоса путем своеобразного рабства. Чтобы не спойлерить, могу сказать, что глубины в игре столько же, сколько до этого было в первой MGS Кодзимы. Я бы даже поставил их в один ряд, как первые проекты, показывающие, насколько игры могут быть уникальным видом искусства для поднятия остросоциальных и даже философских тем. Держите в голове, что это был 2000 год.

Кибер-минусы

Может показаться, что эта игра эталона, но это не так. В конце концов, ей 20 лет, и я прекрасно понимаю, что не каждый наш читатель подобно мне готов играть в такой старый проект. Это все еще игра с кривыми анимациями и мыльными текстурами, но благо для нее есть много модов, улучшающих внешний вид. Один такой даже вшит в GOTY версию в Steam.

Также рекомендую модификацию Shifter, которая добавляет глубину и без того глубокой игре. Он вводит систему очков умений, которая вознаграждает вас за действия, которые ванильная игра склонная игнорировать, как, например, зачистка всей комнаты. Она делает врагов умнее и агрессивней, вводит для оружия альтернативные режимы огня. Однако моды меняют игру значительно, и тогда вы будете играть не в тот проект, который задумали разработчики. Поэтому подумайте чего вы хотите: получить оригинальный опыт, или играть с комфортом не совсем в ту игру.

А так, могу сказать, что ретроспективу Deus Ex проходит на ура и если вас не пугает графика — вперед погружаться в классический киберпанк, до того как он стал 2077.

 

Популярные публикации

Самые популярные публикации по теме
за сто дней